Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Под социально-психологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы подразумевают внедрение различных социологических и психологических процедур в практику управления.
Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку в отдельности.

Содержание работы

Введение.
Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.
Стрессы и пути их преодоления.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

эргономика.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение.
  1. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.

  1. Стрессы и пути их преодоления.

  1. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

  1. Заключение.

  1. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Давно известно, что коллектив - нечто большее, чем просто логическое упорядочение работников, выполняющих  взаимосвязанные задачи. Теоретики  и практики управления поняли, что  организация является также и  социальной системой, где взаимодействуют  отдельные личности и формальные и неформальные группы. И от психологического климата, от настроя каждого работника  зависит и производительность труда, и здоровье работников и многое другое.

При правильной расстановке  человеческих ресурсов в организации, при верной обработке конфликтных ситуаций возникает некий прорыв, синергетический эффект, когда 2+2 будет 5, а не 4. Организация становится чем-то большим, чем сумма компонентов.

Эта новая система становится значительно устойчивей к воздействиям извне, но легко разрушается, если не поддерживать это единство элементов. "Организм" организации необходимо снабдить механизмом, который бы обеспечивал  постоянную регенерацию утерянных  целей, задач и функций, определял  бы все новые и новые ожидания работников. В управленческой науке  существуют довольно совершенные социально-психологические  методы, с помощью которых можно  добиться нужного эффекта.

Под социально-психологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы подразумевают внедрение различных социологических и психологических процедур в практику управления.

Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации  и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек  представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой  подход не даст должного результата, в  процессе управления возникнет перекос  и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

 

 

 

 

Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения

Термин "конфликт" имеет  множество различных определений. В управленческой науке конфликт рассматривается как отсутствие согласия между двумя или более  сторонами. Субъектами конфликта могут  быть отдельные люди, малые группы, или целые коллективы.

В научной литературе выделяются различные подходы к сути и  оценке конфликта. С точки зрения авторов, принадлежащих к школе  научного управления, основанной на теории бюрократии Вебера, конфликт - негативное явление в управленческой деятельности. Конфликтов следует избегать, если они появляются - разрешать немедленно. Данный подход к конфликту опирался на представление об организации, как  совокупности определенных задач, процедур, правил взаимодействия должностных  лиц и разработанной рациональной структуры. Подобные механизмы устраняют  условия для возникновения конфликтов и ведут к бесконфликтному  разрешению проблем. 

Авторы, принадлежащие к  школе "человеческих отношений", также считали, что конфликта  можно и необходимо избегать. Они  допускали возможность появления  противоречий между целями отдельных  личностей и целями организации, возможностями одного лица и различными группами руководителей и т.п. Но с точки зрения концепции "человеческих отношений" конфликт является признаком  неэффективной деятельности организации  и плохого управления.

Современный подход к сущности конфликта рассматривает его  как неизбежный, и даже в некоторых  случаях необходимый элемент деятельности организации. Нередко конфликт имеет отрицательный характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решения группой более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, так как обсуждение различных точек зрения на эти документы происходит до их фактического исполнения.

Итак, конфликт может быть функционален и вести к повышению  эффективности в организации. Или  он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для управления конфликтом необходимо выяснить возникновение конфликтной ситуации.

В научной литературе выделяются различные виды конфликтов. Например, Мескон, Альберт, Хедоури различают четыре основных вида конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт - особый вид конфликта. Одна из самых распространенных его форм - ролевой конфликт. Его суть состоит в том, что человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Также подобный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями человека. Кроме того, внутриличностный конфликт, возможно, является ответом на перегрузку в работу или малую нагрузку.

Межличностный конфликт является наиболее распространенным типом конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей  за ресурсы, капитал, рабочую силу, одобрение  проекта и т.п. Каждый из них пытается убедить вышестоящих руководителей  принять его точку зрения. Межличностный  конфликт может также проявляться  как столкновение личностей.

Люди с различными чертами  характера, взглядами, ценностями иногда не могут поладить друг с другом, так как их взгляды и цели в  корне отличаются друг от друга. Конфликт между личностью и группой  возникает тогда, когда личность занимает позицию отличную, от позиции группы. В процессе производства в группе устанавливаются определенные нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой, и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Но если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. 

Аналогичный конфликт может  возникнуть на почве должностных  обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры  организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться  непопулярными в глазах подчиненных.

Межгрупповой конфликт возникает  в результате того, что любая организация  состоит из множества групп, как  формальных, так и неформальных. Неформальные группы могут считать, что руководящая группа относится  к ним не справедливо и намерена снижать эффективность труда.

В работах российских и  зарубежных ученых типы конфликтов определяются также в зависимости от причин конфликтов. Основными причинами  являются: ограниченность ресурсов, которые  нужно делить, взаимозависимость  в задании, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а так же плохие коммуникации.

Даже в самых крупных  организациях ресурсы всегда ограничены. Руководитель должен решить, как распределить материалы, людские ресурсы и  финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом  достигнуть цели организации. Выделение  большей доли ресурсов одной группе означает, что другие получат меньше от общего числа. Таким образом, необходимость  делить ресурсы почти всегда ведет  к различным видам конфликтов.

Если в организации  человек или группа зависят в  выполнении задачи от другого человека или группы, также возникает вероятность возникновения конфликта.

Возможность конфликта увеличивается  по мере того, как организации становятся более специализированным и разбиваются  на подразделения. Это происходит потому что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для из группы и личных потребностей. Таким образом, различие в ценностях - весьма распространенная причина конфликта.

Различие в манере поведения  и жизненном опыте также могут  увеличить вероятность возникновения  конфликта. Например, люди с чертами  характера, которые делают их авторитарными, догматичными, безразличными к самоуважению других людей, чаще всего вступают в  конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают  степень взаимопонимания и сотрудничества между представлениями различных  подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации, плохая передача информации могут быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать  как катализатор конфликта, мешая  отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

Как было отмечено ранее, конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные последствия конфликта  заключаются, во-первых, в том, что  проблема решается таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате сотрудники чувствуют свою причастность к решению этой проблемы. Это сводит к минимуму трудности в осуществлении принятых решений - враждебность, вынужденность поступать против воли. Другое положительной последствие конфликта состоит в том, что стороны больше бывают расположены к сотрудничестве в будущих конфликтных ситуациях. Конфликт так же может уменьшить конформность, инертность мышления, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям их руководителей.

Отрицательные последствия  конфликта:

  1. неудовлетворенность, плохое состояние духа, текучесть кадров и снижение производительности.
  2. меньшая степень сотрудничества в будущем
  3. сильная преданность индивида к группе и увеличение непродуктивной конкуренции с другими группами в организации.
  4. противопоставление своих целей целям другой группы как положительных, так и отрицательных
  5. уменьшение взаимодействия между конфликтующими сторонами
  6. увеличение враждебности между ними по мере уменьшения общения
  7. придание большего значения победе в конфликте чем решению реальной проблемы

Последствия конфликта определяются тем, насколько эффективным будет  управление конфликтом. В научной  литературе описываются различные  способы управления конфликтными ситуациями. Альберт, Мескон, Хедоури разделяют их на две категории: структурные и межличностные. Существует четыре структурных метода разрешения конфликта - разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

По мнению вышеназванных  американских ученых, разъяснения требований к работе является наилучшим методом  управления, предотвращающим отрицательные  последствия конфликта.

Руководитель должен объяснить  каждому сотруднику и подразделению, какие результаты работы ожидаются  от них. Какими они обладают полномочиями и ответственностью, какие существуют процедуры и правила работы.

Еще один метод управления конфликтной ситуацией - применение координационного механизма. Пример такого механизма: цепь команд, установление иерархии полномочий, что упорядочивает  взаимодействие людей, принятие решений  и информационные потоки внутри организации.

Если подчиненные имеют  разногласия, конфликта можно избежать, предложив принять решение их общему вышестоящему начальнику.

Следующий метод управление конфликтом представляет собой установление общеорганизационных комплексных  целей. Эффективное осуществление  этих целей требует совместных усилий сотрудников, групп или отделов. Идея, заложенная в эти высшие цели - объединить усилия всех участников деятельности и подчинить их единой задаче. Таким  образом достигается слаженность действий всего персонала.

Методом управления конфликтной  ситуации является так же создание системы вознаграждения. Люди, которые  вносят особый вклад в достижение общих целей, помогают другим группам  организации, должны вознаграждаться  благодарностью, премией, признанием или  повышением по службе.

Информация о работе Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения