Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:05, реферат
Анализируя высказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности. Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личный опыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постах убедил Конфуция, что управлять людьми и государством - задача не из легких.
Введение_________________________________________________________3
1. Личность Конфуция_____________________________________________4
1.1. Биографический портрет_____________________________________4
1.2. Основы философских взглядов________________________________4
1.3. Конфуцианство_____________________________________________5
2.Концуций и государство__________________________________________7
2.1. Правила и вежливость_______________________________________7
2.2. Суждения Конфуция о государстве ____________________________9
2.3. Правитель в Китае и концепция истинного правления____________10
Заключение______________________________________________________12
Список используемых источников и литературы_______________________
Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин
Творческая работа по теме:
"Конфуций и его учение о государстве"
Составила:
Студент 1 курса
Проверила:
Донецк
Содержание
Введение______________________
1. Личность Конфуция_____________
1.1. Биографический портрет________
1.2. Основы философских взглядов___
1.3. Конфуцианство_________________
2.Концуций и государство______
2.1. Правила и вежливость__________
2.2. Суждения Конфуция о
2.3. Правитель в Китае и концепция
истинного правления___________
Заключение____________________
Список используемых источников и
литературы____________________
Введение
Анализируя высказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности. Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личный опыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постах убедил Конфуция, что управлять людьми и государством - задача не из легких.
Идеи Конфуция оказали влияние на цивилизацию всей Юго – Восточной Азии. Он был самым известным китайским учителем, философом и политиком – теоретиком. Нам будет очень полезно изучить деятельность Конфуция в историческом контексте.
Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя - весьма важная часть конфуцианского учения.
Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.
Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую часть правил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по - иному и сведется лишь к слепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименование китайских церемоний.
1. Личность Конфуция
1.1. Биографический портрет
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Конфуций, латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философии в Китае.[1]
1.2. Основы философских взглядов
Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее". Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). [2]
Прототип нормального
Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюнь - цзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?". Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.[3]
1.3. Конфуцианство
Конфуцианству следовали китайцы
более двух тысячелетий. Оно традиционно
служит предметом изучения, источником
ценностей и социальным кодексом
китайцев. Иногда конфуцианство рассматривается
как религия, а иногда как философия.
Конфуций изучал способы мышлений и
действий, которые могли бы восстановить
порядок и гармонию. Он привлёк 3000
учеников, 72 из которых стали его
последователями. Конфуцианство стало
считаться одной из шести основных
философских школ. Во время правления
династии Хань (206 – 220 г.г. до н.э.) конфуцианство
стало государственной
2. Конфуций и государство
2.1. Правила и вежливость
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией на протяжении многих веков.[5]
Согласно разработанной
Правила, по сути, устанавливали морально-
Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства, через разногласия".
Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.
2.2. Суждения Конфуция о государстве
В своих
суждениях о государстве он выделял
два социальных слоя: управляющие
и управляемые. Под управляющими
он понимал цзынь-цзы как "благородного
чиновника". Но это не значит, что
только аристократы могли быть такого
рода чиновниками, но он также допускал
и приток "новой крови" из других
социальных групп. Но, в общем, он хотел,
чтобы "пахари возделывали землю,
а способные управлять
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье Дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народ потеряет, сыновни чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.
Четвертое дао - использование народа.
Речь идет о том, каким образом, какими
методами следует использовать народ
на государственных повинностях (трудовых,
воинских), какую налоговую политику
проводить, как вершить суд. Во всей
этой сфере контактов с народом
претендент на звание цзынь-цзы должен
всегда исходить из принципа и (справедливости).
Только сочетание четырех
2.3. Правитель в Китае
и концепция истинного
Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
Возвышение правителя в
"Благородный муж (правитель)
боится трех вещей веления
Неба, великих людей и
Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, для которых доверие народа высшее достояние.
У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой. [8]
"Правитель, должен быть
Заключение
В общем, конфуцианская концепция
государства была очень популярна
в Китае на протяжении многих веков.
Под ее знаменем Китай объединился.
На ее основе было создано и плодотворно
существовало ханьское государство, ее
принципы, будучи не столь безобидными,
в сочетание с принципами легистов,
как это уже было показано на примере
их использования в личных целях,
тем не менее, смогли обеспечить стабильное
существование Поднебесной