Конкуренция, ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

Файлы: 1 файл

konkurenciya-ee-ekonomicheskaya-priroda-i-rol-v-hozyaystvennoy-zhizni.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в такну условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях совершенной конкуренции, "олигополусы" используют неценовые методы борьбы: техническое превосходен во, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность  олигополистического рынка зависимость  поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли Производители договариваются и сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – "картельное соглашение".

Картель представляет собой  соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю ("квоту") каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

Жесткость цен – так  называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать "войну цен"

Лидерство в ценах  означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующей в данной отрасли  на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано

Патентные пулы – это  соглашение о специализации и  кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместному строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополи-стического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов.

 

 

В результате увеличения дохода на 30% спрос на французское  шампанское возрос с 3 до 5 бутылок в  месяц. Является ли шампанское предметом  роскоши?

 

Решение:

 

Рассчитаем, на сколько вырос спрос на шампанское по формуле

Таким образом, в результате увеличения дохода на 30% спрос на французское шампанское возрос  спрос на 66,7%.

Эластичность спроса  по доходу определяется по формуле:

,

где   - спрос;

- доход.

Рассчитаем эластичность:

Так как  , то спрос эластичный.

Спрос на предметы роскоши, которые доступны населению со средними доходами, в большинстве случаев эластичен. Значит, шампанское является предметом роскоши

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1999.

2 Под ред. И.П. Николаевой «Экономическая теория» М: Финстатинформ -2003

3 Л.И. Абалкин «Экономическая энциклопедия» М.1999 г

4 «Эффективность экономического производства» М. 1984 г.


Информация о работе Конкуренция, ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны