Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;
– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Сущность конкуренции и её роль
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9
1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9
Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации
2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14
2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23
2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.
В ноябре-декабре 2007 г. в средствах массовой информации, отраслевыми экспертами, а также в обращениях независимых участников рынка неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНК, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов.
Электроэнергетика
Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.
Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.
Газовая промышленность
Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.
Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:
– обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;
– принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);
– совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;
– возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке
– совершенствование правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети.
Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.
Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.
Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.
Важно отметить, что существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения потребностей в балансовом СУГ порождает «перетекание» СУГ из регулируемого сектора в нерегулируемый (т.н. «серый» рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию «серого» рынка по отношению к легальному коммерческому рынку СУГ. Ликвидация «серого» рынка будет способствовать появлению на рынке СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде.
Сфера ЖКХ
Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.
Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей.
Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.
В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).
В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.
Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.
Вместе с тем, при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.
Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».
Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.
2.2 Перспективы развития
конкурентной среды в Российско
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.
2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации
Модернизация законодательства о естественных монополиях
Федеральная антимонопольная служба считает необходимым разработку новой редакции ФЗ «О естественных монополиях». Целью законопроекта является снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и создание условий для развития конкуренции.
ФАС России предлагает:
– дополнить методы тарифного регулирования (расширение применения принципа справедливой рыночной доходности задействованного капитала);
– обеспечить открытые конкурсные процедуры закупок товаров, работ и услуг для нужд естественных монополий;
– связать тарифные решения с показателями объемов и качества услуг;
– вести раздельный учет затрат и доходов, а также обеспечить соблюдение стандартов деятельности и стандартов раскрытия информации монополиями;
– ввести процедуры утверждения и согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий на всех уровнях власти;
– установить открытые конкурсные процедуры по передаче в пользование (аренду, концессию) объектов инженерной инфраструктуры естественных монополий;
– создать систему долгосрочных взаимоотношений между собственниками, пользователями (арендаторами, концессионерами), тарифными регуляторами;
– установить обязанность субъектов естественных монополий обосновывать наличие (отсутствие) у них свободных мощностей;
– обеспечить справедливый доступ организаций-конкурентов к сетям естественных монополий (детально регламентировать процедуры подключения);
– установить процедуры регулярного финансового, технического и технологического аудита субъектов естественных монополий.
Расширение энергетических возможностей
На рынке нефти и нефтепродуктов, по мнению ФАС России, системной задачей является повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов:
– введение стандартов раскрытия информации о деятельности ВИНК: ценообразование на каждом этапе от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс в рамках ВИНК
Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме