Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:57, реферат
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение…………………………………………………………………………….3
I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………………3
1) Сущность конкуренции, условия ее существования……………………….....3
2) Совершенная конкуренция………………………………………………….......4
3) Несовершенная конкуренция…………………………………………………...5
II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ………………………………………...6
1) Формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………………………..6
2) Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………8
3) Монопольные цены и поведение монополистов…….………………………..10
III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ…………………………………………………………………………….12
1) Особенности российского монополизма……………………………………....12
2) Методы антимонопольной политики…………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………....19
Список литературы……………………………………
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на
использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по более низким ценам.
Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция
происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
2. Продавец
должен быть способен выделять
покупателей в группы, которые
имеют разную способность
3. Первоначальный
покупатель не может
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Неценовая
конкуренция путём сбыта
Современные подходы
к трактовке проблем
В конце XIX – начале ХХ в. во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия»
и «несовершенство
экономического механизма», «монополия»
и «социальная
Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.
В современных
условиях «несовершенная
- отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии»2. При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий начала ХХ в. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.
В настоящее
время в качестве концепции
«совершенной конкуренции»
1. Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;
2. Рынок факторов производства. Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства.
Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.
Монопольные цены и поведение монополистов.
Сущность
и особенности всех
Поведение
монополистических объединений
отличается от того, что нам
известно о совершенной
Как
известно, участники свободной
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли.
В учебнике
«Экономикс» так раскрывается
механизм монополистического
Однако надо заметить, что когда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, поэтому не образуется равновесная цена.
Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут своё «ценопроизводство»:
В нашей
стране «ножницы цен»
Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб производственным возможностям страны. Подсчитано, что в США чистые убытки от нерационального использованья ресурсов в 80-е гг. составили 0,5-2% валового национального продукта. Но в правовом и демократическом государстве на негативные действия монополистов не могут не возникать и возникают противодействия.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Особенности российского монополизма.
Конкуренция
стимулирует технический
Монополии
существуют во всём мире. Своеобразной
монополией в бывшем СССР была
командная экономика,
Советской
экономике была свойственна
Но
социалистические монополии
Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии