Конкуренция и ее роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:11, реферат

Описание работы

Суть конкуренции проявляется и в том, что она. с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный
компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в развитии экономики.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Конкуренция и ее роль в развитии экономики.

Сущность конкуренции

 

 

В повседневной жизни мы все чаще встречаем    слова:    "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный  рынок".  Этим строкам иногда предоставляются  разные  значения,  но  все  они  могут  быть

сведены до двух понятий -  "конкурентная  борьба"  и  "конкурентный  рынок".

Первое касается  способов  поведения  отдельных  фирм  на  рынке,  второе  -

рыночных структур и охватывает все  аспекты  рынка  любых  товаров,  которые

влияют  на  поведение  и деятельность  фирм.

.

Конкурентность рынка определяется теми  границами,  в  рамках  которых

отдельные фирмы способные влиять на рынок, то  есть  на  условия  реализации

своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют  на

рынок, где они реализуют свою продукцию  тот  более  конкурентным  считается

рынок. Высочайшая степень  конкурентности  рынка  достигается  тогда,  когда

отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь  в  случае  если

на рынке товаров действует так много фирм, что  любая  из  них  в  частности

никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает  ее  как  такую,  что

определяется  рыночным  спросом  и  предложением.  Такой  рынок   называется

целиком  конкурентным. Если  же отдельные  фирмы  имеют  возможность  влиять  на  условия  реализации  своей

продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою  конкурентную

борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной  уже

не считается.

Итак,  конкуренция  -  категория  явным  образом  противоречивая.  С  одной

стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка не  бывает,  а

с другой – целиком  конкурентным  есть  тот  рынок,  на  котором  участники не  ведут  между  собою  конкурентной  борьбы.  

Суть конкуренции проявляется и  в  том,  что  она.  с  одной  стороны,

создает  такие  условия,  за  которые  покупатель  на  рынке  имеет  великое

множество возможностей  для  приобретения  товаров,  а  продавец  -  для  их

реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны,  любая

из которых ставит свой  интерес  выше  интереса  партнера.  В  результате  и

продавец, и покупатель при заключении соглашения  должны  идти  на  взаимный

компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый  из

них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного

отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость

проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о

производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора

рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы

взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом

регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

 

 

 

 

 

Функции конкуренции.

 

Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе,

предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель.

Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и

риск одновременно:

    -предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или

производят ее с меньшими производственными затратами, получают

вознаграждение в виде прибыли.Это стимулирует технический прогресс;

    -предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения

правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде

убытков или вытесняются с рынка.

  Функция распределения.Конкуренция не только включает стимулы к более

высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий

и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает

господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

  Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую

силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то

же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди

нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

  Политика в области  конкуренции призвана заботиться  о том, чтобы

конкуренция могла выполнять свои функции.

  Масштаб интенсивности  конкуренции определяется тем, как  скоро

преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения

инноваций конкурентам.

  В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники

конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска,

связанных со свободной конкуренцией. Поэтому государство должно издавать

нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и

гарантируют:

   - качество конкуренции;

   - само существование  конкуренции;

   - цены и качество  изделий должны быть в центре  внимания конкуренции;

   - предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим

договорным условиям;

   - защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают

покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также

судить о некоторых их качествах;

  - ограниченная по времени  патентная защита (20 лет) и зарегистрированные

    промышленные образцы, а также образцы промышленной  эстетики.

 

Значение конкуренции

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение  участников

экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие  создается  и

поддерживается  свободой  выбора:  покупатель  имеет   возможность   выбрать

определенного  контрагента  из  нескольких  или  многих  продавцов  какой-то

необходимой ему продукции, такая же  возможность  имеется  и  у  продавца  —

добровольно  решить  вопрос  о  географическом  месте,  времени  и  условиях

предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность  влияния  на

контрагента. Если, например, вас  не  устраивает  качество  показа  фильмов,

репертуар в каком-то  кинотеатре,  вы  можете  "наказать"  это  предприятие,

отказав ему в  посещении,  стать  регулярным  клиентом  другого  кинотеатра,

отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как  вы,  поступят

многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется  в  довольно  трудном

положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным  инструментом

воздействия одной стороны обмена на другую.

      Во-вторых, конкуренция создает одно из  главных  условий,  необходимых

для  эффективного  выполнения  ценой   координирующих   функций.   Свободное

ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит,  можно

утверждать,  что  конкуренция  является   условием   жизнеспособности   всей

рыночной системы. Только  в  условиях  конкуренции  рынок  может  эффективно

выполнять функции распределения  ресурсов  и  конечных  товаров.  Рынок  как

саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

      В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности

частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес  на  степень  его

соответствия  общественным  интересам.

      В-четвертых,     конкуренция     создает     заинтересованность      в

совершенствовании экономических ресурсов,  их  производственных  комбинаций,

снижении  издержек  на  единицу  выпускаемой  продукции,  научно-техническом

обновлении производства. Например, денежные доходы многих  людей  связаны  с

предложением  такого  экономического  ресурса,  как  трудовые   способности.

Привлечение того или иного  работника,  цена  трудовых  услуг  —  заработная

плата — в условиях конкуренции зависят от  качества  трудовых  способностей.

      Предприятия  ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, т.

е. завоевывать большую сумму денежных  голосов  покупателей,  нужно  снижать

издержки, совершенствовать качество выпускаемой  продукции,  думать  над  ее

новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень  образования

работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие  научно-

технические разработки.

 

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:  
1.                она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;  
2.                она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;  
3.                в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.  
К числу негативных сторон можно отнести:  
1.                придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;  
2.                ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;  
3.                ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

 

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике,

и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при

меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и

плановой экономикой.

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция и ее роль в развитии экономики