Конкуренция и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Содержание работы

1.Введение
2.Совершенная конкуренция.
3.Несовершенная конкуренция
4.Формы несовершенной конкуренции
5.Конкурентоспособность товара
6.Пять сил конкуренции
7.Конкурентоспособность фирмы
Основные типы движущих сил конкуренции
8.Конкурентоспособность отрасли, страны
9.Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики
10.Список литературы

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

С общепринятой точки зрения, казалось бы, что внутренняя конкуренция –  это нечто совершенно излишнее: она  приводит к дублированию усилий и  мешает компаниям достигать больших  масштабов производства.

Таблица 1 Оценочное количество японских конкурирующих компаний в некоторых отраслях промышленности

Кондиционеры  воздуха

13

Мотоциклы

4

Оборудование  для звукозаписи

25

Музыкальные инструменты

4

Автомобили

9

Персональные  компьютеры

16

Фотоаппараты

15

Полупроводники

34

Автомагнитофоны

12

Швейные машины

20

Углеродные  волокна

7

Кораблестроение

33

Строительное  оборудование

15

Сталь

5

Копиры

14

Синтетические волокна

8

Факс-аппараты

10

Телевизоры

15

Большие компьютеры

6

Шины для  грузовиков и автобусов

5

Автопогрузчики

8

Грузовики

11

Станки

5

Пишущие машинки

14

Микроволновое оборудование

5

Видеомагнитофоны

10


 

В конечном итоге конкретные страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что  их внутренние условия оказываются  в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.(1)

 

9.Стадии развития  конкурентоспособности национальной  экономики

 

В соответствии с теоретическими подходами, сформулированными М. Портером в  его труде «Международная конкуренция», выделяются четыре особые стадии конкурентоспособности  национальной экономики, соответствующие четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим ее развитие в отдельные периоды времени.(рис 6)

 

экономический рост     спад


 

 

 

 

 

Рис.6 Стадии развития конкурентоспособности  национальной экономики

Конкуренция на основе факторов производства.

 

На данной стадии практически все  национальные отрасли, успешно действуют  на мировом рынке, достигают своих  преимуществ в конкурентной борьбе почти исключительно благодаря  основным факторам производства: природные  ресурсы , пригодные условия для выращивания урожаев сельскохозяйственных культур , дешевой полуквалифицированной рабочей силе.

В такой экономике конкуренция  между фирмами внутри страны ведется  исключительно на основе снижения цен  на продукцию в отраслях, где требуется несложная и доступная технология. В экономике опирающейся на факторы производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется путем создания отечественных заменителей импортных товаров.

Однако уровень конкурентоспособности  отечественных отраслей, производящих товары заменители, недостаточно высок для выхода на мировой рынок, а при некоторых импортных ограничениях эффективность экономики может расти снижаться.

Развитие конкуренции  на основе инвестиций

 

на данной стадии конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию. Фирмы вкладывают средства в современное , эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Рост объема инвестиций приводит к созданию новых передовых факторов (новых наукоемких технологий, материалов с заранее заданными свойствами и т.д.) и развитию современной инфаструктуры. Существенным условиям достижения этой стадии является то , что национальные фирмы легко предпринимают действия, связанные с риском, а также то, что рост числа аутсайдеров вызывает усиление

внутренней конкуренции во многих отраслях.

Повышение конкурентоспособности  на основе инвестиций возможно только в отраслях определенного класса, для которых обычно характерны: высокая капиталоемкость, значительная экономия за счет масштабов производства, стандартизированная продукция.

Государство на этой стадии играет ведущую  роль в направлении инвестиций на создание и подъем факторов,

хотя активность фирм в этой сфере также должна возрастать.

Развитие конкуренции на основе нововведений

 

На данной стадии обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики  за счет факторных издержек становится все более и более редким явлением. Теперь не обладание факторами, а , напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя введение новых технологий.

происходит рост числа и усложнение структуры университетов, научных  учреждений и организаций инфраструктуры. Возникают новые механизмы формирования и совершенствования факторов производства, все в большей степени ориентированных  на потребности конкретных отраслей.

На данной стадии фирмы разрабатывают  глобальные стратегии, создают собственную  сеть международных поставок и обслуживания. Появляется возможность переноса производства за

границу.

Из развитых стран Великобритания достигла стадии нововведений в  первой половине ХIХ века, США, Германия и

Щвеция – в пределах нескольких десятилетий на рубеже ХIХ-ХХ

столетий, Италия и Япония достигли этой стадии только в 70-е

годы ХХ столетия.

 

Конкуренция на основе богатства

 

Стадия конкуренция на основе богатства  в отличие от трех первых, в конечном счете, ведет к спаду производства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным раньше, начинает утрачивать способность к упрочнению завоеванных позиций и преимуществ.

На данной стадии фирмы начинают уступать свои позиции в международной  конкуренции. Это происходит главным  образом потому, что они больше внимания уделяют сохранению своих  прежних позиций, нежели их усилению, уменьшается заинтересованность компаний в наращивании инвестиций.

Сфера экономики сужается за счет потери конкурентных преимуществ сначала  в базисных отраслях и производстве конечных продуктов, затем в отраслях, выпускающих комплектующие изделия, и, наконец, в машиностроении.

В то время как стадия нововведений создает условия для устойчивого  роста конкурентоспособности в  относительно большом числе отраслей, стадия богатства, напротив, сужает круг отраслей, которые могут поддерживать свои конкурентные преимущества на высоком уровне. (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Список литературы :

 

 

 

 

 

  1. Майкл Портер «Конкуренция» 2000 г.
  2. Г.З. Щербаковский «Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы»  1997 г.
  3. И.М. Лифиц «Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг» 2001 г.
  4. И.А. Спиридонов «Международная конкуренция и Россия» 1997г.
  5. Ю.В. Мишин «Экономические основы организации конкурентоспособного производства» 2000 г.
  6. Под редакцией А.И. Архипова «Экономический словарь» 2000 г.

Статьи :

  1. Л.Е. Романов «Методы потроения стратегии конкуренции фирмы» //Вопросы экономики// июль 2000 г.
  2. С.Л. Постников, С.А. Попов «Мировая экономика и экономическое положение России» //сборник статистических материалов// 2001 г.
  3. В.Д. Андрианов «Конкурентоспособность России в мировой экономике» //Мировая экономика и международные отношения// №3 2000 г.
  4.   Манфред Брун «Гиперконкуренция : характерные особенности,

движущие силы и управление» //Проблемы теории и практики управления// №3 1998 г.


Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность