Конкуренция и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:31, творческая работа

Описание работы

Конкуренция - это система межличностых и межгрупповых отношений по перераспределению ограниченных ресурсов между хозяйствующими субъектами, использующими законодательно разрешённые и экономически обусловленные методы, основанные на осязаемых и неосязаемых преимуществах предложения ( с обеспечением знаковой, институциональной, функциональной ценности и добавочной стоимости), при неопределённости достижения своих целей.

Файлы: 1 файл

КОнкуренция и конкурентоспособность_Анисимкова.ppt

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Конкуренция и конкурентоспособность

 

Анисимкова Надежда Дмитриевна

 

 

 

 

 

Конкуренция

 

  • - это система межличностых и межгрупповых отношений по перераспределению ограниченных ресурсов между хозяйствующими субъектами, использующими законодательно разрешённые и экономически обусловленные методы, основанные на осязаемых и неосязаемых преимуществах предложения ( с обеспечением знаковой, институциональной, функциональной ценности и добавочной стоимости), при неопределённости достижения своих целей.

 

 

 

 

Конкурентоспособность

 

  • - это способность системы управления организацией создавать такую систему отношений, которая бы обеспечивала адекватное соотнесение ресурсов и компетенций предприятия с требованиями и ограничениями внешней среды.

 

  • Конкурентная стратегия
  • - это система решений, определяющая правила, ориентиры и критерии деятельности на средний и долгосрочный период, позволяющая предприятию достигнуть своих долгосрочных целей.

 

 

 

 

Основные теоретические  подходы

 

  • Анализ основных теоретических подходов к исследованию природы конкуренции определяет, что поведение предприятия на рынке может отличаться :
  • Способом установления контроля на рынке
  • Качественно новым источником конкурентных приемуществ

Теоретические подходы:

1. Поведенческий подход

2.Структцрный подход

3.Функциональный подход

4.Экономико-социологический подход

5.Символический подход

 

 

 

 

Поведенческий

 

Структурный

 

Функциональный

 

Экономико-Соц.

 

Символический

 

Смит,Вебер, Азоев, Спиридонов

 

Эджоурт, Курно, Найт,Дж. Стиглер

 

Хайек, Шумпетер, Фатхутдинов

 

Уайт, Аболафия, Биггарт

 

-

 

Акцентируют внимание на причинах соперничества. Поскольку продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные условия продажи и покупки (ограниченные ресурсы), то поведение  мотивировано стремлением к установлению контроля над возможностями и  преимуществами, поэтому сущность стратегии  состоит в противодействии конкурентам  или опережении в борьбе за ограниченные блага.

 

Акцентируют внимание на возможностях предприятия по установлению контроля над уровнем рыночных цен (и, соответственно законодательного ограничения этих возможностей). С этой точки зрения структура рынка должна стремиться к идеальным условиям – когда  на рынке действуют независимо друг от друга множество автономных агентов, обладающих полнотой информации и свободой входа (выхода), вступающих в соглашения и не следующих общепринятым правилам – именно в целях обеспечения  конкуренции.

 

Расширяют представление о характере  соперничества, утверждая, что соперничают  не аналогичные товары, а товары с новыми и старыми характеристиками, смещая, таким образом, источник конкурентных преимуществ к поиску новых способов удовлетворения потребностей. Кокуренция как универсальный механизм, объясняющий  развитие общества в целом через  соперничество социально-экономических  систем и отдельных «правил игры», становится процессом открытия новых  возможностей – накопления недостающего знания раньше, чем это сделают  другие.

 

Указывают на источник конкурентных преимуществ из области организационных  способностей предприятия, однако сфера  применения этих способностей определяется во внешней среде. Взаимосвязь участников рынка дает основание рассматривать  конкуренцию как процесс постоянного  соотнесения деловых стратегий.

 

Потребитель становится основным критерием  оценки рыночной успешности товара, поэтому  способность оказывать влияние  на модели потребительского поведения  рассматривается как источник конкурентных преимуществ. Символический подход базируется на теории поведения потребителей, его следствием является активизация  методов брендинга в отношении  участников рынка или их товаров.

 

Таблица Характеристика основных подходв к изучению конкуренции

 

 

 

 

Ключевые свойства конкуренции

 

  • Конкурентная борьба развивается в тех случаях, когда хозяйствующий субъект стремится обеспечивать удовлетворение потребностей/ свое воспроизводство в условиях ограниченности ресурсов.
  • Кокуренция как соц-эк. Процесс определяет необходимость учитывать все аспекты удовлетворения потребности для получения рыночных конкурентных преимуществ.
  • Конкуренция как система отношений должна опираться на применение легальных методов борьбы, т.е. Не запрещённых законодательством.
  • Применение комплексного подхода к анализу конкуренции позволяет рассматривать конкуренцию
  • На уровне результата производственно-хоз. И маркетинговой деятельности – т.е. Осязаемые преимущества
  • На уровне способностей , которые направлены во внутреннюю среду ( инновации) или внешнюю ( способности опр. Институц. Нормы) – т.е. Неосязаемые

 

 

 

 

Многообразие конкурентных отношений

 

  • Можно подразделить на три уровня:
  • Конкурентоспособность на уровне фирмы (микроуровень) выражает собственно соотношение качества и цены товара, конкурентоспособность товара, конкурентные стратегии фирмы.
  • Конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень) основывается на структорном анализе отраслей с точки зрения обеспечения устойчивого улучшения показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов, оценки способности определённой фирмы с учётом условий, в которых она находится, создать и удерживать своё преимущество в опр. Отрасли
  • Страновая конкурентоспособность (макроуровень) отражает преимущество отдельных страни географических районов в них в формировании конкурентных отраслей, а также и общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, продуктивность использования ресурсов.

 

 

 

 

Конкурентоспособность страны

 

  • В условиях глобальной конкуренции для государств, стремящихся играть заметную роль в современном мире, осознание необходимости повышать уровень своего экономического развития, создавать и удерживать конкурентные преимущества является важнейшим условием для поступательного движения. В послдение три десятилетия продолжается процесс глобализации, под которой в наше время следует понимать комплексную и крайне агрессивную форму конкурентной борьбы, основанных на новых формах транснационализации экономической деятельности:
  • Подавление национальных социо-культурных стереотипов поведения конкурентов
  • Использование новейших инф. И фин технологий
  • Использование новых форм международной производственной, политико-правовой и орг.-эк. деятельности

 

 

 

 

Конкурентоспособность Российской экономики

 

  • Насущные проблемы современной России:
  • Зависимость от сырьевой конъюктуры и низкая степень диверсификации
  • Низкий уровень производительности труда и отсутствие заинтересованности  в её повышении
  • Чрезвычайно высокий уровень концентрации производства, снижающий динамику развития хозяйственных структур
  • Медленный темп предпринимательской активности
  • Рост дефицита профессиональных кадров
  • Конкурентные преимущества:
  • Природные ресурсы
  • Сохранившийся научно-технический потенциал

 

 

 

 

Рейтинг конкурентоспособности

 

  • Основным средством обобщения оценки конкурентоспособности является Индекс глобальной конкурентоспособности , созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета и опубликованный в 2004 году впервые. GCI cоставлен из 12 слогаемых конкрентоспособности:

 

  • Качество институтов
  • Инфраструктура
  • Макроэкономическая стабильность
  • Здоровье и начальное образование
  • Высшее образование и профессиональная подготовка
  • Эффективность рынка товаров и услуг
  • Эффективность рынка труда
  • Развитость финансового рынка
  • Технологический уровень
  • Размер внутреннего рынка
  • Конкурентоспособность компаний
  • Инновационный потенциал

 

 

 

 

Россия в этом рейтинге на 63 месте ( 4,24 балла) в 2011 и в 2010 гг, однако в 2007-2008 гг она стояла на 51 месте, итого – 12 пунктов. Более или менее у Россия дела обстоят с макроэкономисеской стабильностью (5,2 балла), здраоохранением и начальным образованием (5,6 баллов) и объёму рынка ( 5, 8баллов). Самыми большими недостатками явились коррупция, сложный доступ предприятия к финансированию,низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

 

Таблица 1 Индекс глобальной конкурентоспособности  стран мира

 

 

 

 

Россия заняла 48-е

место

 

Таблица 2 Индекс конкурентноспособности индустрии информационных технологий в мировой экономике в 2007 и 2009 гг. ( рейтинг по 100 бальной шкале)

 

62,7

 

67,2

 

Южная Корея

 

63,4

 

65,8

 

Тайвань

 

63,5

 

63,5

 

Швейцария

 

65,1

 

72,7

 

Япония

 

66,9

 

58,6

 

Ирландия

 

67,1

 

59,7

 

Норвегия

 

68,2

 

63,1

 

Сингапур

 

68,6

 

64,9

 

Дания

 

68,7

 

66,5

 

Австралия

 

70,2

 

67,1

 

Великобритная

 

70,7

 

62,9

 

Нидерланды

 

71,3

 

64,6

 

Канада

 

71,5

 

65,4

 

Швеция

 

73,6

 

62,7

 

Финлядния

 

78,9

 

77,4

 

США

 

2009 г.

 

2007 г.

 

Страна

 

 

 

 

 

 

Библиографический спивок

 

  • Карпов А.Л. Уровни анализа конкуренции. // Вестник ОмГУ. 2012.№1. С.24-27.
  • Колыгин Е. Факторы повышения конкурентоспособности российской экономики в мировой экономической системе. // РИСК. 2011. № 2. С.161-163.
  • Тагиров Ш.М. Конкурентоспособность предприятия: основные теоретические подходы. // Экономика и управление. 2010. №6. С. 22-27
  • Морозенкова О.В. Рейтинг конкурентоспособности России и различные подходы к методу его оценки. // Российский внешнеэкономической вестник.2010. № 5.

 


Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность