Конкуренция и монополия на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:57, реферат

Описание работы

Совершенная конкуренция, как уже отмечалось, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия на рынке.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.

Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

Предположим, что какая-то авиакомпания продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

На рис. 12.4 графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис. 12.4, а) представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэластичен. Второй рынок (рис. 12.4, б) — это лица, для которых скорость не столь уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.

Из рис. 12.4 видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн руб. ежемесячно.

Рис. 12.4. Модель ценовой дискриминации: МС — предельные издержки, D и MR- спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1 и MR1 — спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

 

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеими сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Монополия и эффективность

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует  от каждого производителя использовать  наиболее эффективную технику  и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных  технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют  для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям  уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли  за счет более высоких цен  является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие  прибыли являются крайне привлекательными для других фирм поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5.В отдельных случаях монополия  способствует снижению издержек  и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция  в таких отраслях привела бы  к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.


2.1. Совершенная конкуренция

Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития. Под

конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке за

предпочтение потребителей в целях получения наибольшей  прибыли

(4). В докапиталистический период  конкуренция не играла определяющей  роли на

становление экономических отношений. В период феодализма этот процесс

сдерживался различного рода внеэкономическими ограничениями, монополиями,

наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического

хозяйства, в которым товарные отношения стали господствующими, были сняты

ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался

единый национальный рынок и стал складываться мировой - конкуренция стала

главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений.

Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах -

внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или

рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и

более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и

вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом,

можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-

технический прогресс.

     Межотраслевая конкуренция - это борьба между

предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли.

Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму

прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая

конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что

обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где

он вложен (5) .

Существование рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими

условиями:

     > Атомизацией рынка. На уровне как спроса,

так и предложения существует большое число экономических единиц, и ни одна из

них не обладает на рынке достаточными размерами мощностью, чтобы оказывать

какое-либо влияние на производство и цены рассматриваемой отрасли.

     > Однородностью продукции. В пределах отрасли все фирмы поставляют

такую продукцию, которую покупатели считают идентичной или однородной; у них

нет причин предпочитать продукт какой-либо одной фирмы продукту другой.

     > Свободным доступом  в сферу данной отрасли. Если кто-либо захочет

наладить какое-то   производство,   он   имеет   возможность   безотлагательно

и беспрепятственно сделать это. Фирмы, составляющие данную отрасль, не могут

противиться появлению конкурентов. Последние легко могут получить необходимые

им факторы производства.

     > Полной прозрачностью  рынка. Все участники рынка располагают  полной

информацией о всех существенных сторонах положения на рынке.

     > Совершенной подвижностью  факторов производства от одной  отрасли к другой (6) .

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально

возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем

увеличения цен, а только посредством сокращения издержек производства.

Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять

производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается

производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на

цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни отрасли

или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов

производства:  последние  подвижны  и  перемещаются  из  сфер производства, от

которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос.

Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление

уровня процентной ставки, благоприятного для тех кто стремится к сбережениям.

Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким

образом, высвобождаются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица

не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет

господства частной экономической власти и злоупотребления

ею(7).

Мы уже ознакомились с условиями существования совершенной конкуренции и таким

образом можем сказать, что совершенная конкуренция могла бы существовать

только там, где не было бы никаких элементов монополии, то есть никакого

контроля над предложением товаров. Но это бывает очень редко.

Усиление концентрации экономики наносит удар по понятию

атомизации рынка. Исследования  товарной  политики  фирм  показывает,  что

для  нынешней экономической   жизни характерно скорее разнообразие, чем

однородность продукции. Потребности фирм в основном капитале, стратегии в

отношении производства, связанные с наличием товарного знака или использованием

тех или иных технологий - все это факторы, которые могут ограничить свободу

доступа в отрасль, обеспечить фирме господствующее положение на рынке. Продавец

может оказаться в положении монополиста и благодаря территориальным условиям,

хотя будет окружен конкурентами. Конкуренция и монополия переплетаются не

только в условиях дифференциации продукци

и(гетерогенная конкуренция), но и при наличии небольшого числа

продавцов(олигополия) (8).

О существовании модели совершенной конкуренции в сегодняшних условиях можно

говорить только с теоретической точки зрения, как о явлении, делающим для нас

более понятным процессы ценообразования, поведения фирмы и функционирования

рыночной модели.


Информация о работе Конкуренция и монополия на рынке