Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:04, лекция

Описание работы

В условиях экономической свододы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты за своих дейтвий, есдт ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго ждать себя не заставит.
Конкуренция высткупает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально.
Конкуренция – представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи, купли товаров и услуг

Файлы: 1 файл

экономика 4.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

Лекция №4 «Конкуренция и  монополия»

25.10.2012

«Конкуренция – жизнь  торговли и смерть торговцев.» (Элберт Хаббарт)

«Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа» (Джон Стюарт Милль)

 

В условиях экономической  свододы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты за своих дейтвий, есдт ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго ждать себя не заставит.

Конкуренция высткупает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально.

Конкуренция – представляет собой соперничество между участниками  рыночных отношений за лучшие условия  и результаты производства, продажи, купли товаров и услуг.

Роль конкуренции:

  1. Мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, повышение качества продукции через совершенствование производства, сервиса, качества, снижение издержек, создание прочной репутации у потребителей
  2. Создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательские предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг.

Формы конкурентной борьбы:

  • В нецивилизованных странах: конкуренция модет быть аморальная, криминальная, провялвется в стремлении опорочить конкурента
  • В цивилизованных странах: конкурентная борьба ограничена законом, морально, общетсвенным мнением. Побежденный имеет право на социальную защиту и новые попытки в предпринимательстве.

Методы конкруентной борьбы:

  1. Ценовая конкуцренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли последствием уменьшение издержек производства и, соответсвенно, снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек монопольной цены на продукцию.
  2. Неценовая конкуренция  - борьба, которая разворачивается вокруг потребительских всойств товара, за его качества, ассортимент, условий продажи. (Например, повышение технического уровня и новизны товара,создание товаров-субститов, посплепродажное техническое обслуживание, продажа в кредит, реклама)

На современном этапе  экономика рассматривает 4 вида рыночных структур:

  1. Совершенная конкуренция (совершенный рынок, чистая конкуренция), которая обладает следующими отличительными чертами. Число фирм – большое, число продавцов – множество. Механизм конкк=уренции определяется спросом и предложением. Экономическая власть отсуствтует, контроля над ценами нет, цена стихийно формируется рынком. Вхождение в отрасль – свободный вход и выход, нет каких-либо серьезных правовых, организоционных, финансовых, технологических ограничений. Тип продукции: продукция конкурирующих между собой фирд однородной (стандартной), различий в ее качестве нет. Пример отрасли: сельское хозяйство.
  2. Несовершенная конкуренция – это такая экономическая ситуация, в которой форма обладает определенной властью над ценой.

2а. монополистическая  конкуренциыя, которая облдадаент следующими чертами: число фирм достаточно много, продавцов – десятки. Мехнизм конкуренции – неценовая. Экономическая власть – временная, в определенной нише. Контроль каждой фирмы над ценой небольшой. Вхождение в отрасль относительно свободный вход. Тип продукции – дифференцированный. Дифференциация проявляется по качеству, условиям продажи, сервису, по размещению продукта и степени его доступностит, времени работы торговой точки, применению различной упаковки, использованию рекламы. Пример: рознчиная торговля, легкая промышленность.

2б. олигополия обладает  следующими отличительными чертами:  количество продавцов – несколько  (например, автомобильная промышленность  форда), механизм конкуренции через  объемы производства. Экономическая  власть – договренность между участниками. Например – скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен и о разделении рынка. Вхождение в отрасль – практически невозможно. Приходится преодолевать существенные препятствия. Масштабы (необходимо быть крупным производжителем, необходимо контролировать стратеническое сырье, огромные расходы на рекламу). Пример: нефтная, авиационная промышленность.

2в. Монополия (чистая, абсолютная монополия, антипод  чистой конкуренции). Происходит  от греческого «один продаю».  Под монополией принято понимать  исключиетльное право, предоставляемое согудстарством придприятию, орагнизации или физическому лицу на осуществление какой-либо дейтельности. Это крупное высококонцентрированное, централизованное производство

Монополия обладает следующими отличитеьынми чертами:

Количество продавцов  – один (монополист)

Механизм конкуренции  – отсуствует

Экономичесая власть – полнаяю. Фирма монополиста является единственным производителем товара и оцилетворяет всю отрасль, цена определяется монополистом.

Вхождение – невозможно из-за непреодолимых барьеров.

Тип продукции – уникальный

Пример – майкрософот.

Рыночные структуры:

  1. Монопсония – возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия – производители вооружения продают его государству.
  2. Дуополитя – функционирование на рынке лишь двух монополий
  3. Двухсторонняя монополия – на рынке сталкивается монополист-продавец и монополист-покупатель.

Монополист может искусственно создавать дефицит товара на рыке, добиваясь повышения цены.

Основные виды современных  монополий:

  1. Естественная монополия возникает в отраслях, где из-за специфических условий не может быть большого числа конкурентов. Примеры: автомобильная промышленность, алюминиевая, ж/д транспорт, оборонно-промышленный комплекс, добыча релдких ископаемых, производство редкизх сортов чая, кофе, виноградорство.
  2. Искусственная монополия – создается путем концентрации в чьих-либо определенной хозяйственнйо деятельности. К ней относятся:

3а. картель –  собюз нескольких предприятий одной отрасли. Участники договарвиаются о квтое, о ценах, о распределении рынков. Пример – организация стран-экспортеров нефти ОПЕК

3б.синдикат – объеденение ряды предприятий, производящих однородную продукцию. Учатсники составляют соглашение о квотах и ценах, орагнизуют совсместную закупку сырья, совместный сбыт готовой продукции.

3в. Трест – монополия,  в которой создается совместная  собственность группы предпринимателей  на средства производства. Анпример – Аэрофлот.

3г.концерн – союз фармально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый котроль за всемиучастниками: промышленными, торговыми, банковскими предприятиями. Компания, которая владеет акциями участников конценрна и благодаря этому влияет на их деятельнолтьс, называется Холдингом

3д.консорциум – временное объеденине промышленных, банковских и других компаний (для строительства ж/д дорог; туннеля, создание нового авиалайнера)

Методы конкуренции:

  1. Хозяйтсвенный бойкот – отказ от экономичсескиз связей с предприятими, не входящими в объедениение
  2. Демпинг – преднамеренная продажа товара по «бросовым» ценам, чтобы разорить конкурента
  3. Ограниченность продажи товаров независимым от моноплии фирмам
  4. Регулирование цен – монополисты повышают цены на продукты, сбываемые мелкими собсвтенниками, а для крупных покупателей – снижают
  5. Разорение конкурентов  с помощью не дозволенных законом средств (вплоть до заказных убийств) с целью их поглощения
  6. Промышленный шпионаж.

 

  1. Легальная монополия – защищена юридическими запретами, является закрытой, атворские права охраняются, используется товарный знак, патентная система
  2. Открытая монополия – возникает как закономерность эффективного хозйяствования. Моноплия ишрает по «правилам» рынка, внедряет новую тезнику и технологии, тем самым временно оказываетс в исключительном положении.

 

Положительные стороны:

  1. Высокое качество продукции
  2. Имеет больше средств для развития Н.Т.П.

Отрицательные стороны:

  1. Возможность сознательного ограничения выпуска продукции (для повышения монопольной цены)
  2. Усиливает в обществе неравенство в доходах
  3. Опасна для демократии, как в экономике, так и в политике

 

  • Монополия не есть «абсолютно зло»
  • Монополия – элемент рыночного механизма. Задача государтсва не искоренять монополии, а находить разумные для общества сочетания монополии и конкруенции. Это решается с помощью антимонопольного законодательства, которое разхвиваеается уже более 100 лет
  • В россии до 1991 года борьбы с монополизмом не велось. В этом 1991 году впервые принят «Закон о конкуренции, ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государтсвенный комитет по антимопольной политике ГКАП
  • В 1995 году принята его новая редакция

Информация о работе Конкуренция и монополия