Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 20:01, творческая работа
Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.
Конкуренция и монополия
Выполнила : Женіс Рауия
Группа : 109А
Факультет :ОМ
Проверила : Мунбаева А.У.
Конкуренция
и ее экономическая роль. Совершенная
и несовершенная конкуренция
Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.
Важнейшей функцией конкуренции на рынке является подсчет ею общественно необходимых затрат на производство каждого отдельного вида товара. Все колебания цен на рынке (вверх-вниз) происходят вокруг равновесной цены, которая устанавливается в соответствии с действием закона стоимости. Закон стоимости – это экономический закон, согласно которому все товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. В соответствии с данным законом при равенстве спроса и предложения цена определяется стоимостью товара.
Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.
Основные черты совершенной конкуренции:
1. имеется много
покупателей и продавцов
2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
3. отсутствуют
входные барьеры для
4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
5. рациональное
поведение всех участников
К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:
Модели рыночных структур
Методы конкурентной борьбы
Выделяют ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.
К ценовым методам конкурентной борьбы относятся:
Методы неценовой конкуренции подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продуктов нового ассортимента и качества при сохранении цены (в США 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы и т.д.).
Конкуренция по условиям продаж – это использование многочисленных средств для привлечения покупателей. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей.
В конкурентной борьбе используются также и силовые методы: лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы. Применяются и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Сущность монополии
Свободной конкуренции присуща объективная тенденция перерастания в монополию. В условиях высокой конкуренции производства и капитала, достигнутой в конце 19 – начале 20 века, капитализм свободной конкуренции перерос в монополистический капитализм. Основной причиной монополизации экономики явились концентрация и централизация производства и капитала.
Концентрация производства – это увеличение размеров производства за счет капитализации прибыли (превращение части прибыли в дополнительные средства производства).
Централизация капитала – это увеличение размера капитала за счет объединения нескольких ранее самостоятельных капиталов (создание акционерных компаний).
Концентрация производства обусловлена следующим:
Крупные фирмы, выделяясь в ходе конкурентной борьбы из множества мелких и средних, предпочитали идти на сговор (создание монополистического союза), чем продолжать изнурительную конкурентную борьбу, которая приносила экономические потери и грозила банкротством. Монополистический союз позволял упрочить позиции на рынке и извлекать монопольную прибыль за счет дележа источников сырья и рынков сбыта, установления квот производства и продаж, согласования цен на ресурсы и готовую продукцию и т.д.
Характерные атрибуты монополии:
Выделяют горизонтальную и вертикальную монополии. Горизонтальные монополии формировались путем объединения фирм одной и той же отрасли. Вертикальные монополии объединяют предприятия смежных отраслей, а также отраслей, не связанных между собой технологически. Процесс проникновения капитала в отрасли, не связанные технологически с основным производством, называется диверсификацией капитала. В результате диверсификации капитала монополии укрепляют свою финансовую устойчивость. В настоящее время практически все крупнейшие монополии многоотраслевые.
Виды монополистических объединений
Выделяют следующие виды монополий:
Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о разделении источников ресурсов, распределении рынков сбыта, установлении квот участников в общем объеме производства и реализации продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары.
Синдикат – входящие в объединение фирмы, сохраняя свою юридическую самостоятельность, соединяют рыночную деятельность путем создания единой конторы по сбыту их продукции.
Трест –объединяется не только снабженческо-сбытовая деятельность, но также финансы и весь производственный процесс входящих в его состав предприятий. Предприятия, входящие в состав треста, утрачивают свою юридическую самостоятельность, т.е. фактически превращаются в филиалы треста.
Концерн – представляет собой союз юридически самостоятельных фирм, который образуется путем скупки одной компанией (материнской) контрольных пакетов акций других компаний, приобретающих статус дочерних предприятий материнской компании. Концерны функционируют на базе финансового господства материнской компании над дочерними фирмами.
Концерн является сейчас наиболее распространенной формой монополии в силу ряда его преимуществ:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11