Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 07:40, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть сущность, причины и роль конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается рассмотреть следующие задачи:
* Понятие и сущность рыночной конкуренции;
* Причины рыночной экономики;
* Место и роль конкуренции в рыночной системе.
Введение 3
1. Понятие и сущность рыночной конкуренции 5
2. Причины рыночной экономики 13
3. Место и роль конкуренции в рыночной системе 17
Заключение 25
Литература 27
• Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
• На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
•
Рынок должен обеспечить в принципе
равные шансы для всех его участников,
поэтому признается право каждого
на полную информированность о
• На свободном рынке исключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.
Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарактеризовали пятью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается - порой значительно от рынка реального.
Одним
из важнейших признаков рынка
является конкуренция как форма
взаимного соперничества
Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.
Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:
Для реализации
антимонопольного
Монополии
- крупные хозяйственные
Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:
В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.
Особое
значение в антимонопольной практике
имеет регулирование
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго».
Реально
сложившаяся практика экономической
жизни в мире показывает, что рынок
и, более мощный и действенный, чем
любой иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше,
чем активнее конкуренция и чем
лучше условия для её проявления. Конкуренция
требует определённого, желательно оптимального
сочетания экономических, технологических
и социальных предпосылок. Нарушение этого
условия затрудняет проявление конкуренции
и даже сводит её на нет. Итог - застой в
экономике, снижение её эффективности,
возможное падение жизненного уровня
населения страны.
Конкуренция- сердцевина современного
рыночного механизма не только потому,
что масштабы её проявления за последние
десятилетия неизмеримо выросли. Главное
в том, что конкуренция- это органичное
свойство рынка, его неотъемлемая черта.
Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции,
её разрушительное либо, напротив, слабое
проявление- чёткий индикатор явного неблагополучия
на рынке, появления ’’перекосов’’ и
больших диспропорций в его развитии.
К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт
к устранению или сводит к минимуму конкуренцию
между производителями за покупателей,
одновременно вызывая конкуренцию между
покупателями за товар. Постоянно действующий
’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками
назвать рынком. Такой рынок- порождение
определённой системы хозяйствования,
в условиях которой связанный по рукам
и ногам рынок не в состоянии выполнить
свои классические функции.
До недавнего времени в советской экономической
литературе наличие монополии и конкуренции
связывалось исключительно с капиталистической
системой. Считалось, что они выступают
её типичными и существенными признаками.
В исследованиях советских учёных подчёркивались
негативные стороны и последствия указанных
явлений. В командной экономике существование
монополии отрицалось, а конкуренция,
как способ реализации предприимчивости,
не признавалась. С середины 80-х годов
ситуация резко изменилась. Переходная
экономика требует действенных институтов
и механизмов становления рыночных отношений,
в системе которых монополия и конкуренция
играют ведущую роль.
Рыночная конкуренция в нашей экономике
была устранена с ликвидацией частной
собственности. Тотальное огосударствление
в советский период привело к исчезновению
рынка и товарного производства, ликвидации
одного из исходных условий возникновения
конкуренции-обособленности свободных
производителей как собственников средств
производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране
для нормального функционирования рыночной
экономики? В первую очередь - благоприятная
конкурентная среда. Формирование конкурентной
среды- сложный процесс с точки зрения
практики и чёткости определения её содержания
в экономической теории. Конкурентная
среда может быть определена как исторически
конкретная социально-экономическая структура
общественного производства, особый тип
социально-экономических отношений между
субъектами и объектами. Она обеспечивает
товарно-денежный обмен, организованный
по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика
в целом - не стихия и не анархия. В своей
основе она функционирует согласно строго
рассчитанным целевым программам. Наличие
такой среды характерно для рыночной экономики
- особой фазы в развитии общественного
производства. Известно, что не всякое
товарное производство и рынок рождают
рыночную экономику. Но всякая рыночная
экономика базируется на высшем уровне
развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление
конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений
хозяйствующих субъектов в процессе реализации
их индивидуальных интересов. При её отсутствии
практически любой товаропроизводитель,
даже не занимающий господствующего положения
на рынке, обладает монопольной властью,
возможностью диктовать потребителям
свои условия.
В нашей стране сложился особый тип монопольного
хозяйства, не имеющий аналогов в мире.
Причинами его появления были:
1) устранение рыночных условий хозяйствования
вследствие игнорирования законов товарного
производства.
2) свёртывание товарно-денежных отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственная концентрация и узкая
специализация производства преобладание
централизма и бюрократии в управлении
экономикой и др.
Наша экономика уникальна: в ней монополизировано
не только производство, но и среда обитания
хозяйствующих субъектов. Государство
выступает одновременно и как монопольный
производитель, и как монопольно управляющее
начало. Негосударственные экономические
субъекты вмонтированы в монопольную
среду обитания, им же созданную.
Отличия рыночной монополии от монополии
в условиях командной экономики представлены
следующим образом:
Государственный монополизм по своему
содержанию является точной копией характерных
признаков чистой монополии в рыночной
экономике.
Монопольная сущность экономической системы
хозяйствования, проявляющаяся в чистой
монополии, и реже в олигополии отраслей
народного хозяйства, обуславливает невозможность
появления конкурентной среды без изменения
экономических основ и форм экономических
отношений.
В условиях отсутствия рыночной конкуренции
формирование конкурентной среды должно
происходить поэтапно:
1) становление конкуренции между отечественными
производителями одной отрасли за рынки
сбыта и рынки сырья; появление конкуренции
между банками за долгосрочное кредитование
производственных программ, между торговыми
организациями- за установление связей
с производителями.
2) формирование межотраслевой конкуренции
за норму прибыли, становление нетоварных
форм конкуренции, за финансовое лидерство
между трестами, концернами, холдингами,
финансовыми группами.
3) зарождение равнопартнёрских отношений
между отечественными и иностранными
производителями.
Специалисты полагают, что этапы становления
конкуренции будут совпадать с этапами
укрепления белорусского рубля и развития
рыночных отношений.
Целесообразно различать условия возникновения
конкуренции и условия формирования конкурентной
среды.
Основными условиями появления конкуренции
являются:
1) собственность на средства производства,
продукт и доход
2) доступ к ресурсам и информации
3) множественность обособленных производителей,
экономическая самостоятельность (выбор
вида деятельности, организационных форм,
определение источников финансирования,
методов и структур управления производством,
сбытом и т.д.)
Рыночная конкуренция - система отношений
между экономически самостоятельными
производителями (продавцами) товаров
и услуг, стремящихся к поиску новых способов
реализации их экономических интересов.
Условиями её развития, наряду с указанными,
выступают: заинтересованность субъектов
в росте прибыли, стимулирование создания
новых предприятий в монополизированных
отраслях и др.
Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость
наличия: развитого института индивидуализированной
(нечастной) собственности-единоличной,
семейной, партнёрской, кооперативной,
акционерной; разработанной правовой
базы, определённой деятельности государства
и правительства по созданию условий для
конкуренции; исключение централизованного
планирования, вмешательства в систему
ценообразования и распределения ресурсов.
Основными направлениями государственной
политики по формированию конкурентной
среды в РБ являются: создание организационных,
правовых и экономических предпосылок
для демонополизации экономики и развития
предпринимательства. С этой целью Министерство
по антимонопольной политике было преобразовано
в Министерство предпринимательства и
инвестиций.
Негосударственные, в том числе частные,
фирмы формировались в основном в торговой
и финансовой сферах, где наиболее интенсивно
развивались процессы первоначального
накопления капитала. В ряде отраслей
конкуренция создавалась благодаря импорту.
Созданные преимущественно в непроизводственной
сфере коммерческие структуры- малочисленны,
сосредоточены на распределении готового
продукта и не способствуют формированию
конкурентных отношений в производстве(между
предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора,
за потребителя и т. д.; между рабочей силой-
за рабочие места; между банками- за объекты
кредитования, вложения капитала).
Возникающая конкуренция между банками
за предоставление краткосрочных кредитов
способствует накоплению не производственного,
а ростовщического капитала непроизводственного
происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов
без прироста товарного предложения, способствуя
росту неотоваренной денежной массы ограниченного
числа субъектов. Она также способствует
банкротству маломощных коммерческих
банков, укрепляя монополию в этой сфере.