Конкуренция: виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Понятие конкуренции и ее роль в экономике…………………………………4
3.Виды конкуренции……………………………………………………………...7
4.Функции конкуренции………………………………………………………….9
5.Интенсивность конкуренции………………………………………………….10
6.Основные типы конкурентных стратегий……………………………………12
7.Заключение……………………………………………………………………..14
8.Список источников……………

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

д) открытость информации о составе затрат производителя;

е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;

4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает  верхнюю границу цены на продукт  в отрасли. Когда цены существующих  товаров поднимаются выше данной  границы, покупатели могут переключиться  на товары-заменители.

5. Конкуренция между существующими  компаниями в отрасли – ядро  модели Портера. Интенсивность конкуренции  между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая  степень их дифференциации, низкий  темп роста отрасли, высокие фиксированные  затраты, стратегическим или эмоциональным  причинам.

 

Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.

 

6.Основные типы конкурентных  стратегий

Главное содержание конкурентной стратегии – выйти на рынок с продукцией, воспринимаемой потребителем в качестве высшей ценности на рынке среди аналогичных товаров.

В отраслях, где конкурентные возможности предприятий и предлагаемый ими товар не отличаются или отличаются несущественно и реальные предпочтения покупателей к тому или иному производителю отсутствуют, наблюдается острая конкуренция цен, и в этой связи наиболее оправданная и эффективная стратегия – лидерство на основе низких издержек.

Использование стратегии низких издержек предполагает детальный анализ каждого элемента бизнеса (управленческий учет) и внедрения эффективной системы управления затратами.

В отраслях, специфика которых предполагает относительно большое количество неясно выраженных конкурентных преимуществ, рыночная стратегия предполагает концентрацию на одном преимуществе с реализацией этого преимущества через товар на возможно более широком (объемном) рынке (дифференциация потребительских предпочтений).

Стратегия дифференциации эффективна в случае таких качественных различий потребностей и предпочтений покупателей, которые не могут быть удовлетворены стандартизированной продукцией.

Стратегия дифференциации ориентирует предприятие (СБЕ) на создание ценности товара для покупателя путем, недоступным для конкурентов.

В отраслях, обладающих широким набором и большой величиной возможных конкурентных преимуществ, стратегия должна предусматривать концентрацию ресурсов и приобретение компетенций в одном сегменте (концентрация на узкой рыночной нише).

Целевой сегмент рынка (ниша) предъявляет специальные требования к продукции, определяемые, например, региональными особенностями (климатические, этнографические, экономические, другие).

Стратегия эффективной стоимости - направлена на обеспечение полного соответствия достигнутому основными конкурентами уровню по шкале «качество – потребительские свойства – эксплуатационные характеристики - сервис» с более низкими издержками (ценой).

 

7.Заключение

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентноспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

8.Список источников

1) www.bestreferat.ru/referat-63324.html

2) tqmxxi.ru/marketing/analitica/Porter_model.html

3) allsummary.ru/537-osnovnye-tipy-konkurentnyh-strategiy.html

 


Информация о работе Конкуренция: виды, место и роль в современном хозяйственном механизме