Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:37, контрольная работа
В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Методические основы управления конкурентными преимуществами ……… 4
2. Конкурентные преимущества и недостатки России ………………………….. 7
Заключение ………………………………………………………………………... 10
Список литературы …………………………………
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Методические основы управления конкурентными преимуществами ……… 4
2. Конкурентные преимущества и недостатки России ………………………….. 7
Заключение ………………………………………………………………………... 10
Список литературы ……………………………………………………………….. 11
Введение
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом.
Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д.
В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.
Также в задачи работы входит оценка конкурентных преимуществ и недостатков российской экономики.
Конкурентные преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем.
Наиболее цитируемым автором
из зарубежной и отечественной литературе
по теории управления конкурентными
преимуществами и конкурентоспособностью
страны и отраслей является Майкл
Портер. Однако его теория разработана
на основе анализа многих стран, отраслей
и фирм, работающих в условиях сформировавшихся
рыночных отношений, характеризующихся
стабильностью и высоким
Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен). Такой подход не охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как, во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими другими объектами; во-вторых, обоснован переход на пятифакторную конкуренцию между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество управления.
Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются:
Конкуренцию в отрасли определяют пять сил:
Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:
1) анализ, отбор и обоснование
конкурентных преимуществ и
2) развитие слабых сторон
объекта и создание новых
3) формирование цели
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;
5) направление сфокусированных
факторов
В настоящее время многие
ученые и специалисты считают, что
конкурентоспособность – это
результат нашей работы в области
качества объектов, она может быть
оценена только на реальном рынке. Эта
ошибочная теория или точка зрения,
отталкивающаяся, как и во всех разделах
экономики (финансовый менеджмент, маркетинг,
экономика предприятия, производственный
менеджмент и др.), от факта, реального
мира, а не от прогноза, виртуального
мира, от тактического, а не стратегического
маркетинга. Многие забывают, что профилактика
в десятки и даже сотни раз
эффективнее лечения. Нужно до того
сконцентрировать и правильно направить
факторы конкурентоспособности, а
не разводить руками после реального
обнаружения
Рассматриваемые в различных
источниках методы оценки конкурентных
преимуществ охватывают далеко не все
аспекты обеспечения
Более целесообразной можно считать применение к интегральной оценке конкурентных преимуществ системного, комплексного и мотивного подхода.
С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем.
С позиции комплексного подхода
при оценке конкурентных преимуществ
следует учитывать технические,
правовые, рыночные, научные, экономические,
психологические и другие аспекты
обеспечения
Оценка конкурентоспособности
осуществляется по конечным итоговым
результатам реакции
Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.
Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.
Для понимания природы
конкуренции основной единицей является
отрасль (неважно, перерабатывающая или
из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа
конкурентов, производящих товары или
услуги и непосредственно
Разрабатывая конкретную
стратегию, страны стремятся найти
и воплотить способ выгодно и
долговременно конкурировать в
своей отрасли. Универсальной конкурентной
стратегии не существует; только стратегия,
согласованная с условиями
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже– как было замечено ранее - конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:
1) конкурентоспособность страны;
2) конкурентоспособность отросли;
3) конкурентоспособность смежных отраслей;
4) конкурентоспособность донного рынка;
5) конкурентоспособность
изготовителя и его
6) конкурентоспособность поставщиков;
7) конкурентоспособность товаров на рынке;
8) конкурентоспособность товаров – заменителей;
9) форма рынка, количество
изготовителей (продавцов) и
10) размер (объем) рынка;
11) среднеотраслевая норма прибыли;
12) стадия жизненного цикла рынка;
13) доступ на рынок (высота барьеров);
14) качество правового обеспечения;
15) сила конкуренции на
рынках продавцов и
16) политика ценообразования;
17) качество сервиса;
18) качество подготовки специалистов в отрасли;
19) качество управления (менеджмента).
Экономика нынешней России,
приобретя некоторые черты
Поэтому не случайно, что все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту.
Одним из факторов низкой конкурентоспособности
России на мировом рынке является
коррупция в высших эшелонах власти
и несознательность большинства
наших граждан. В “карманах и
кошельках” высоких чиновников незаконным
образом накоплены большие
Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов.
Россия располагает
К сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5%.
Заключение
В литературе понятие «конкуренция» рассматривается узко, не охватывает все многообразие процесса. Предлагается следующее определение: конкуренция – процесс управления конкурентными преимуществами на конкретной территории для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами
Управление конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов следует строить не на основе упрощенных матриц, а на основе эксклюзивных ценностей объектов. Ценность это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем.
Теория конкурентного преимущества М.Портера не учитывает многих аспектов экономики, маркетинга, менеджмента, не адоптирована к условиям переходной экономики. Предлагаю классификацию конкурентных преимуществ объектов осуществлять по семи признакам: отношение к системе; сфера возникновения; содержание; метод получения; место реализации; время; вид полученного эффекта.
Российской экономики необходимо усилить роль государства, чтобы конкуренция в отдельных секторах экономики носила созидательный, а не разрушительный характер. И от того, как будет решена проблема российской конкурентоспособности, во многом зависит перспективное развитие экономики России.
Оценив конкурентные преимущества
российской экономики, можно сделать
вывод: необходимо стимулировать развитие
высокотехнологических
Информация о работе Конкурентные преимущества и недостатки России