Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:16, реферат
Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности организации и изучение методов ее оценки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ФАКТОРЫ 6
1.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.2 ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 14
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1 МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ 19
2.2 МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНЫХ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА КОНКРЕТНОМ РЫНКЕ 20
2.3 МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ СООТНОШЕНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ДОЛИ ЕГО НА РЫНКЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Впервые анализ конкурентных преимуществ предприятий той или иной страны в международной торговле был дан А. Смитом. Он связывал конкурентные преимущества стран с более низким уровнем издержек. По его мнению, страна могла экспортировать те товары, на производство которых она тратила меньше страны-импортера. Если, например, Швеция, имевшая железную руду, могла производить изделия из железа с меньшими издержками, чем Франция, которая должна была завозить металлические заготовки откуда-то, то Швеции выгодно было продавать в эту страну металлоизделия. Франция, в свою очередь, благодаря прекрасным климатическим условиям с малыми издержками выращивала виноград и потому могла в ту же Швецию в обмен на металлоизделия поставлять вино. В общем, А. Смит на международную торговлю смотрел как на обмен между обычными предприятиями: обмен выгоден тогда, когда приобретают такой продукт, на изготовление которого сам покупатель потратил бы больше, чем он уплачивает при обмене.
Д. Рикардо развил идею А. Смита относительно конкурентных преимуществ. Он был согласен с посылкой А. Смита о более низких издержках, но считал это условие недостаточным для определения предмета экспорта. Д. Рикардо полагал, что стране надо экспортировать не любой товар, а только тот, при продаже которого обеспечивается наиболее эффективное использование ресурсов. Например, Франция производила пшеницу и виноград с издержками более низкими, чем в среднем по Европе, и, следовательно, могла бы продавать то и другое с выгодой для себя. Но разница в ее издержках при производстве винограда по сравнению со среднеевропейскими больше, чем при производстве пшеницы. Значит, сосредоточив свои ресурсы на производстве только винограда, Франция могла выиграть больше, чем при расходе их и на виноград, и на пшеницу. И, следовательно, говорил Д. Рикардо, свои ресурсы она должна направить на возделывание и обработку винограда, продажа которого принесет максимальную выгоду.
В середине XIX века появилась теория факторов производства (Хектер, Олин). Согласно этой теории, все страны имеют примерно одинаковую технологию, но в разной степени наделены факторами производства (такими, как земля, рабочая сила, природные ресурсы и капитал). Страны, имеющие в достаточном количестве земельные угодья, пригодные для производства сельскохозяйственной продукции, способны продавать зерно и мясо. Примером могли быть США, Россия. Страны, обладающие в избытке рабочей силой, могли экспортировать трудоемкую продукцию (Китай, Япония). Наконец, страны, накопившие в достаточном количестве капитал (средства производства), могли экспортировать промышленную продукцию (Англия, Германия). Страны, имевшие уголь, железо, могли производить металлопродукцию.
Эта концепция была достаточно широко известна еще в первой половине XX века. Конечно, и тогда ее следовало принимать с некоторыми ограничениями. Так, утверждая, что во всех странах примерно одинаковый уровень технологии, авторы невольно сужали весь мир до европейской цивилизации, потому что, конечно же, нельзя было сравнивать технологический уровень, допустим, Китая, Англии и Бразилии. В странах Европы и США можно было примерно сопоставлять технологический уровень, и поэтому авторы теории факторов исключили его из рассмотрения при анализе причин различного уровня издержек.
В настоящее время появился целый ряд новых теорий международной конкурентоспособности, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что все они концентрируют свое внимание на каком-либо одном факторе конкурентной борьбы: технологии, ресурсах, уровне издержек и прочее. На наш взгляд, подобное акцентирование при рассмотрении такой емкой экономической категории, как конкурентоспособность, является необоснованным. Можно привести множество примеров как подтверждающих тот или иной подход, так и опровергающих его. Все дело в том, что конкурентоспособность предприятия не определяется каким-либо одним параметром, а представляет собой результат взаимодействия множества факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. В ряде случаев тот или иной фактор может иметь решающее значение, однако это не должно являться основанием для возведения его в ранг общезначимых, поскольку указанное решающее значение зачастую может быть достигнуто только при данном сочетании всех прочих факторов и параметров.
С учетом сказанного наиболее цельной теорией международной конкурентоспособности нам представляется теория М. Портера. Помимо прочего, выбор в пользу концепции М. Портера обусловлен тем, что он исходит из основополагающего принципа: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип, на наш взгляд, справедлив как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного предприятия, что позволяет адаптировать теорию конкурентоспособности М. Портера в целях нашего исследования.
Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [9, с.245].
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".
Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).
Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.
С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы [11, с.211].
Внешними факторами являются:
уровень открытости экономики страны;
уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;
уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;
государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
налоговые ставки;
процентные ставки;
научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
национальная система стандартизации и сертификации;
качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
климатические условия и географическое положение страны или региона.
В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:
конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
экономические и организационно-
К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.
Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.
1) Структурные:
прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);
миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;
совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;
уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;
уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;
уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;
совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;
сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.
2) Ресурсные:
уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;
сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;
доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.
3) Технические:
удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;
уровень качества изготовления товаров.
4) Управленческие:
уровень конкурентной стратегии предприятия;
уровень конкурентоспособности менеджмента;
уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;
уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;
уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;
уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.
5) Экономические:
показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;
скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;
финансовая устойчивость функционирования предприятия;
доля экспорта наукоемких товаров.
Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.