Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является:
-представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции;
-дать оценку состояния конкурентоспособности товара в сравнении с аналогичной продукции;
-предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ЗАО “Холодильная техника”.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

Большинство российских предприятий используют только 15 – 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких  предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы.

Насыщенность рынка, спрос и предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.

1.3 Оценка уровня конкурентоспособности товара

Оценка  уровня конкурентоспособности товара начинается с обоснования или  уточнения цели и задач по ее достижению . Главной целью оценки конкурентоспособности товара является обеспечение постоянной привлекательности конкретного товара на рынке,  наделение его преимуществами по сравнению с аналогичным по назначению товаром конкурентов. В зависимости от конкретных условий на рынке и возможностей фирмы достижение этой цели может быть связано с решением различных задач, которые определяют содержание и объем необходимой информации о рынке, товаре и конкурентах. Такими задачами могут быть, например, производство и вывод нового товара на национальный или международный рынок; повышение конкурентоспособности существующего на рынке товара по сравнению с товаром-эталоном; оценка перспективного конкурентного статуса товара и фирмы; разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности по отдельным параметрам товара; регулирование цены потребления товара; изменение стратегии и тактики маркетинга на конкретном рынке в связи с появлением на рынке новых производителей аналогичного товара [2, c.254].

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

   Обоснование цели оценки  конкурентоспособности товара



       


Сбор и анализ данных о рынке, покупателях и конкурентах




Формирование требований к товару-эталону




Выбор параметров товара,


подлежащих оценке


 

 



Анализ, расчет


единичных и групповых показателей по маркетинговым параметрам

Анализ, расчет


единичных  показателей  по экономическим показателям

Анализ, расчет


единичных и групповых

показателей по качествен-

ным параметрам


 

 



Цена потребителя


Нормативно-производствен-


ные параметры


Маркетинговые пара


метры своего товара



Маркетинговые


параметры

товара

конкурентов

Затраты на


эксплуатацию

товара

Затраты на приоб


ретение

товара

Классификационные


параметры


 


 

 



Расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности



 


Подготовка заключения об уровне конкурентоспособности




Разработка мероприятий по повышению  уровня конкурентоспо-


собности товара и оценка затрат по их реализации


 

 

 

Рис.6.2.Примерная  схема оценки уровня конкурентоспособности 

 

Конкурентоспособность —  это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению  с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Что же интересует его при выборе товара?

Маркетинговый анализ как  раз и призван, прежде всего, выявить  те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.

Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и  полезность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских  свойств. Ведь для того, чтобы товар был пригоден для удовлетворения потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому, в принципе, безразличны его технические характеристики, но важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоящую перед ним проблему.

Таким образом, одним из условий  выбора товара потребителем является совпадение его свойств с условными  характеристиками прогнозируемой потребности.

Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим  потребительским эффектом), потребитель  не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупателя покупка означает только обязательное условие, исходный пункт начала процесса удовлетворения потребности, который представляет собой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.

Для многих товаров реализация полезного эффекта достигается  в ходе эксплуатации, что связано  с дополнительными расходами  для покупателя.

Таким образом, конкурентоспособность  обусловливается качественными  и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем  согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:

-качественные;

-экономические.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют  свойства товара, благодаря которым  он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение,

область применения и условия  использования данного товара.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.

По роли, выполняемой при  оценке конкурентоспособности, оценочные  показатели разделяют на две группы:

-показатели, используемые  для проверки выполнения обязательных  требований, которым должна удовлетворять  продукция;

-показатели, используемые  для сопоставления конкурирующих  на рынке товаров по степени  удовлетворения потребителя теми  или иными свойствами.

Экономические показатели конкурентоспособности  характеризуют суммарные затраты  потребителя на удовлетворение его  потребности посредством данного  товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Состав и структура  экономических показателей определяются назначением изделия, уровнем качества, социально- экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими  факторами .

Более полно сущность конкурентоспособности  раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень  конкурентоспособности продукции.

Наиболее часто при  оценке конкурентоспособности продукции  применяются следующие методы.

1. Критерием для определения  конкурентоспособности товара является  его цена потребления, которая  определяется по формуле 

 

Цп = Цпр + Ип             ()

 

где Цп - цена потребления;

Цпр - цена приобретения;

Ип - издержки потребителя  этой продукции за весь нормативный  срок ее службы.

Для покупателя все расходы  делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле

 

Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн         (2)

 

где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала  с отчислениями на социальные нужды;

Ирем - годовые затраты  на текущий ремонт и обслуживание;

Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные  и другие материалы, связанные с  эксплуатацией техники;

А - годовая величина амортизации;

Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн - нормативный срок службы.

По мере старения изделия  сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается  их доля в цене потребления.

На этой основе формируется  удельная цена потребления, которая  в определенный момент достигает  своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса  потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым  или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или  иной степени экономический ресурс.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова  по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.

Технические параметры при  этом методе определения конкурентоспособности  учитываются косвенно в стоимостных  параметрах (продажной цене и цене потребления).

2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным  является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.

3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены осуществляется по следующей схеме:

1) Средний индекс конкурентоспособности  по стоимостным показателям рассчитывается  по формуле

Iр= ( Рiб /Рi)/n       (3)

где Рi, Рiб-значение i-го показателя базового и анализируемого изделия; n-количество i-ых показателей.

2) Индекс структурной  оптимальности рассчитывается по  формуле

Информация о работе Конкурентоспособность продукции