Конкурентоспособность российских предприятий на глобальных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной экономики – конкурентоспособные предприятия. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Содержание работы

Введение
1. Конкуренция и конкурентоспособность
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Конкурентоспособность фирмы (предприятия)
1.3 Конкурентоспособность товара
1.4 Качество - важнейший фактор конкурентоспособности товара
2. Конкурентоспособность российских предприятий на глобальных рынках
2.1 Классификация отраслей
2.2 Инвестиционные планы российского бизнеса
2.3 Зарубежный опыт
2.4 Проблемы и причины низкой конкурентоспособности отечественных производств
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.docx

— 115.39 Кб (Скачать файл)

Качество - это главный  фактор КСП товара. Низкокачественный  товар обладает и низкой КСП, равно  как товар высокого качества - это высококонкурентный товар.

2. Конкурентоспособность  российских предприятий на глобальных  рынках

 

В современной экономической  науке вопросам изучения конкурентоспособности  национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя).

Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции  того или иного производителя  чаще всего (осознанно или неосознанно) оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или, что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней. В своих ценовых «нишах» начинает «работать» еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не поддающихся формализации и количественной оценке. Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности «абсолютной», последняя всегда не конкретна и относительна.

Приоритетной задачей, стоящей перед отечественной экономикой, является повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, к числу которых относятся промышленные предприятия и отрасли.

Активизация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов невозможна без выпуска качественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей международным стандартам, подтвержденным международными сертификатами. Современное же состояние большинства российских предприятий не соответствует научно-техническому уровню экономически развитых стран. Обладая громадным потенциалом всех видов экономических ресурсов, российская экономика занимает, однако, весьма скромное место в мировом разделении труда.

Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным всемирного экономического форума [1], по уровню конкурентоспособности Россия в 2007 г. находилась на 58 месте в мире (из 131 страны). В этом отношении наша страна уступала Турции (53 место), Индии (48 место) и Китаю (34 место), опережая только Бразилию (72 место. Это показывает, что при недостаточно высокой общей конкурентоспособностью, Россия отличается еще более низкой конкурентоспособностью бизнеса.

Сравнительные показатели глобальной конкурентоспособности  России и некоторых зарубежных стран

 

Таблица № 2.1

 

Россия

Турция

Бразилия

Индия

Китай

Индекс глобальной конкурентоспособности, в том числе

58

53

72

48

34

Макроэкономическая стабильность

37

83

126

108

7

 Инфраструктура

66

59

78

67

52

Здравоохранение и образование

60

77

84

101

61

Институты

116

55

104

48

77

Эффективность финансового  рынка

109

61

73

37

58

Эффективность бизнеса

88

41

39

39

57

Инновации

57

53

44

28

38


 

Рассчитано по: Global Competitiveness Report 2006 – 2007, World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2007.

Из таблицы видно, что, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия существенно отстает  от ведущих развивающихся стран по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям. Высокая макроэкономическая стабильность, таким образом, может и не обеспечивать эффективность бизнеса, также как и общую высокую конкурентоспособность страны. Глобальная конкурентоспособность ассоциируется прежде всего с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций. В России даже ведущие компании, несмотря на их видимый рост в последние годы, все еще значительно отстают не только от западных корпораций (как по объемам оборота, так и по капитализации), но и от ведущих компаний развивающихся стран.

Например, крупнейшая частная  российская нефтедобывающая компания «ЛУКойл» отстает по объемам продаж от американской «Эксон-Мобил» в 7 раз  и от ведущей бразильской нефтяной корпорации «Petrobras» – в 1,5 раза. Российская металлургическая компания «Северсталь» отстает от «ArcelorMittal» из Люксембурга в 8 раз и от бразильской «Vale» – в 2 раза. В химической промышленности российский «Уралкалий» отстает от германской BASF в 100 раз и от Саудовской «Saudi Basic Industries» – в 27 раз. Российский Сбербанк уступает американской «Citygroup» в 11 раз, а китайской ICBC – в 2,5 раза [2].

Расчеты свидетельствуют, что  по причине гораздо большей численности  занятых человек, российский «Газпром» более чем в 10 раз отстает от норвежской нефтегазовой компании «StatoilHydro». Ведущая частная нефтедобывающая компания России «ЛУКойл» имеет в четыре раза меньшую выработку на одного занятого, чем государственная бразильская нефтедобывающая компания «Petrobras». Российская «Северсталь» по производительности в 4 раза уступает китайской «Shanghai Baosteel Group Corporation», в 7 раз – бразильской «Gerdau S.A.» и почти в 20 раз – японской «Nippon Steel». В химической промышленности уже упоминавшийся «Уралкалий» в 30 раз менее производителен, чем саудовская компания SABIC. Российский лидер автомобилестроения «Автоваз» почти в 10 раз уступает индийской автомобилестроительной корпорации «Mahindra & Mahindra». Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы, наши компании серьезно проигрывают: российский Сбербанк в 2,5 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и почти в 10 раз – чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объемах оборота в Сбербанке работает 240 тыс. чел., в то время как в бразильском банке – 83 тыс. чел [3].

По мнению руководителей  ведущих корпораций развитых стран, опрошенных компанией «McKinsey», наибольшую опасность в смысле международной  конкуренции в ближайшие годы будут представлять компании из Китая  и Индии (рис 1). Лишь 2% из 1350 опрошенных рассматривают российские компании как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время как в китайских компаниях такую угрозу видит 41%, в компаниях Индии – 22%.

Главные конкуренты в глазах руководителей ведущих корпораций развитых стран (в % от числа опрошенных)

 

Рис.1

Одна из причин заключается  в том, что в списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала  «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в  то время как бразильских – 35, индийских 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании представлены в основном нефтегазовым и металлургическим секторами (соответственно 10 и 7 компаний), в то время как Бразилия в рейтинге «Forbes» имеет семь инфраструктурных компаний, Индия – шест телекоммуникационных, Китай – девять транспортных и еще шесть, работающих в торговле, строительстве, производстве инвестиционных товаров. Даже самая крупная из российских корпораций, ОАО «Газпром», занимает в рейтинге только 64-е место, уступая китайской «Sinopec» (20-е место) и бразильской «Petrobras» (55-е место) [4].

Российские компании пока слабо представлены в списках ТНК развивающихся стран. Крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малайзийской государственной нефтяной компании «Petronas» (26 млрд долл. зарубежных активов) [5]. Российские компании обладают, как правило, низкоэффективными зарубежными активами. Так, у компании «ЛУКойл» коэффициент эффективности активов составляет всего 0,6, в то время как у малайзийской «Petronas» – 6,4, у индийской «Oil and Natural Gas Corporation» – 1,3. Эффективность приобретенных зарубежных активов у «Норильского никеля» составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации «Companhia Vale de Rio Doce» – 1,9. У российских машиностроительной компании ОМЗ и металлургической «Мечел» этот показатель вообще запредельно низкий, стремящийся к нулю [6].

Эффективность активов других зарубежных металлургических и машиностроительных компаний также значительно выше, чем российских. И это не удивительно. Например, «Северсталь» приобрела ряд заводов в США («Esmark» за 1,24 млрд долл. и «WCI Steel» за 140 млн долл.). По данным журнала «Эксперт», с приобретением этих активов доля зарубежной составляющей в «Северстали» достигнет 60% [7]. Однако зарубежные заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счет прибыльных российских предприятий, поддерживая на плаву весь холдинг в целом. Аналогичная ситуация и в других российских компаниях, приобретающих за рубежом сомнительные с точки зрения эффективности активы.

В отличие от развитых и  ряда развивающихся стран, Россия не только испытывает недостаток эффективных  крупных компаний мирового уровня, но еще больше страдает от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях.

2.1 Классификация отраслей

 

Согласно международной  классификации «технологичности»  отраслей (по показателю отношения  НИОКР к условно-чистой продукции), они подразделяются на:

· высокотехнологичные: авиакосмическая, фармацевтика,

 производство вычислительной техники и средств связи,

 производство медицинских инструментов;

· относительно высокотехнологичные: автомобильная,

 электротехническая, химическая, общее машиностроение;

· относительно низкотехнологичные: судостроение, производство

 пластмасс, нефтепереработка, металлургия и металлообработка;

· низкотехнологичные: прочая обрабатывающая промышленность,

 деревообработка, пищевая, легкая и текстильная.

Ниже представлена разбивка (Таблица№2.2) российских компаний в  соответствии с такой классификацией.

Уровень технологической интенсивности отраслей и российских предприятий обрабатывающей промышленности.

 

Таблица № 2.2

Отрасль

НИОКР/условно-чистая продукция

Число компаний и их капитализация, млрд. долл.

 Высокотехнологичные

23,9

7 (5,4)

 В том числе:

 

 

 

 

 авиакосмическая

29,1

3 (1,6)

 фармацевтика

22,3

2 (2,5)

 медицинское оборудование и инструмент

24,6

нет

 оборудование средств связи

17,9

1 (1,1)

Относительно высокотехнологичные

9,1

21 (29,5)

 В том числе:

 

 

 

 

 электротехническая

13,3

2 (1,8)

 автомобильная

9,1

7 (12,4)

 химия

8,3

9 (14,4)

 общее машиностроение

5,8

3 (0,9)

 Относительно низкотехнологичные

2,3

21 (118,5)

 В том числе:

 

 

 

 

 судостроение

3,1

нет

производство пластмасс  и резинотехническая

2,7

нет

 нефтепереработка

1,9

2 (1,2)

 металлургия и металлообработка

1,6

19 (117,3)

 Низкотехнологичные

1,0

7 (15,1)

 В том числе:

 

 

 

 

 прочая обрабатывающая промышленность

1,3

2 (1,1)

 пищевая

1,1

5 (14,0)

 деревообработка

1,0

нет

 текстильная, легкая

0,8

нет

 Обрабатывающая промышленность в среднем

 

 

 

56 (168,5)

Информация о работе Конкурентоспособность российских предприятий на глобальных рынках