Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить степень конкурентоспособности Кемеровской области в условиях экономической глобализации. Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие задачи:
изучить определение и основные понятия экономической глобализации
выявить какое место и роль занимают российские регионы в процессе глобализации
изучить понятие и современные факторы конкуренции регионов
проанализировать взаимосвязь глобализации и вступления России в ВТО
дать оценку конкурентоспособности региона Кузбасс
определить направления повышения конкурентоспособности региона

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

 Важным позитивным фактором является высокий уровень инвестиционной активности. Кемеровская область занимает 2 е место в Сибирском федеральном округе и 20 е место среди всех регионов России по объему инвестиций в основной капитал. О хорошем уровне инвестиционной активности свидетельствует высокий объем строительных работ, что создает предпосылки для наращивания экономического потенциала. 

 

На протяжении последних 15 лет Кемеровская область по динамике основных экономических показателей относится к наиболее интенсивно развивающимся регионам Сибирского федерального округа, стабильно входит в первую двадцатку по ВРП на душу населения в России(см. приложение 2).

В условиях финансового кризиса в 2009 году, как и в целом по России.

 

Лидирующие позиции по показателям, характеризующим способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции (наличие и использование конкурентных преимуществ) занимают Красноярский край, Кемеровская область, по показателям, характеризующим способность регионов удовлетворять потребности населения (качество жизни) лидируют Кемеровская и Новосибирская области, по финансовой устойчивости Кемеровская область занимает лишь 3 место, уступая Красноярскому краю и Новосибирской области.

Таким образом, как свидетельствуют представленные данные, социально - экономическое положение Кемеровской области в 2012 г. являлось стабильным и конкурентоспособным.

 

2.2. Определение направлений повышения конкурентоспособности региона

Вместе с тем Кузбасс пока остается регионом с сырьевой направленностью развития экономики, производством продукции низкой степени переработки, при весьма незначительной доле наукоемкой и высокотехнологичной продукции,. Обеспечение технологического подъема экономики Кемеровской области возможно за счет формирования в регионе инновационного центра национального уровня по разработке и реализации новых технологий в сфере использования угля.

В Кузбассе разработана и внедряется модель метанового кластера, что позволит обеспечивать добычу метана из угольных пластов и его переработку. При разработке модели метанового кластера особое внимание уделяется безопасности труда шахтеров[6].

Повышению эффективности реализации природно-рекреационного потенциала региона и развитию молодежного, детского любительского спорта, международного и межрегионального туризма будет способствовать строительство крупнейшего за Уралом горнолыжного туристического комплекса «Шерегеш» (г. Таштагол) и губернского центра горнолыжного спорта и сноуборда на горе Туманная (Таштагольский район).

Реализация мощного промышленного потенциала, создание угольного кластера «Серафимовский» с глубокой переработкой угля.

Региональная политика России давно не отвечает задачам регионального развития. Исходя из этого, автор считает целесообразной необходимость такого элемента как маркетинговая политика региона. Маркетинг региона определяется, как способ установления, а так же создания и поддержания таких отношений в различных отраслях и субъектах региона, которые обеспечивают выгодные позиции региона. А так же позволяет достичь планомерного роста и удовлетворения целей в условиях глобализации экономики.

Для субъектов регионального маркетинга (региональных и муниципальных органов управления) в качестве основных целей следует выделить:

Повышение занятости, рост доходов и качества жизни населения, формирование благоприятной демографической культуры, социальный и культурный прогресс;

Выгодная реализация ресурсного потенциала;

Привлечение все большего числа предприятий и инвесторов, как из других регионов, так и других стран;

Создания благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса;

Внутренний (создание корпоративной культуры) и внешний (создание известности и положительного имиджа) маркетинг.

Таким образом, повышение конкурентоспособности региона определяет необходимость реализации комплекса стратегических программ и проектов, направленных на: переориентацию отраслевой структуры регионального производства на развитие экспорто-ориентированных наукоемких отраслей промышленности; обновление технико-технологического базиса регионального развития на основе зарубежного опыта и отечественных разработок; формирование и развития региональной инновационной системы и инновационной инфраструктуры на основе кластерного подхода; стимулирования развития инновационного предпринимательства[14].

 

Заключение

В ходе исследования, автором были получены и обработаны теоретические данные, основные понятия глобализации экономики. Было установлено, что такой необратимый процесс, как глобализация напрямую связан с конкурентоспособностью. Исходя из этого, важным было изучить понятие и факторы формирования конкурентоспособности региона. А так сформировать алгоритм анализа выбранного региона. Так же автором было упомянуто о роли процесса вступления России во Всемирную Торговую Организацию.

Выводом из первой главы стало то, что, не смотря на все плюсы изученных процессов, в которых Россия начинает принимать все более активное участие, она не до конца готова. Потребуется большое количество времени и усилий, потому что в условиях глобализации, перед нашей страной стоит необходимость решать широкий комплекс экономических, правовых и организационных проблем.

В связи с невозможностью проведения комплексного анализа выбранной территории из-за сложности формулировки ряда параметров и отсутствия необходимой информации, источником автор выбрал официальные показатели статистики Кемеровской области за 2012г.

Анализ конкурентоспособности Кемеровской области дал благоприятный прогноз для динамичного развития. Доказательством тому стали статистические данные быстрого роста промышленного производства, количества инвестиций во все сферы, а так же, благодаря Кузбассу, Россия занимает третье место в экспорте добываемой продукции (каменный уголь и коксующийся уголь). К позитивным факторам конкурентоспособности так же можно отнести невысокую зависимость бюджета региона от финансовой помощи федерального бюджета.

Из проделанной работы, автор сделал вывод, что среди субъектов Сибирского федерального округа Кемеровская область занимает лидирующие позиции во всех отраслях.

В рекомендациях автор затрагивает такую тему, как развитие туризма в регионе, за счет строительства крупнейшего горнолыжного комплекса.

А так же создания угольного кластера, строительства  обогатительных фабрик, нефтеперерабатывающего завода для привлечения еще больших инвестиций в регион.

Следующим важным этапом в динамичном развитии региона автор видит создание маркетинга региона. Он, в свою очередь, должен быть призван решить ряд задач, таких как: повышение занятости, рост доходов и качества жизни населения, создания корпоративной культуры, а так же положительного имиджа региона.


Информация о работе Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации экономики