Контроль кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка, что обуславливает необходимость использования различных методов контроля. В настоящее время действуют государственный, ведомственный и независимый аудиторский контроль.

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Введение 
      Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка, что обуславливает необходимость использования различных методов контроля. В настоящее время действуют государственный, ведомственный и независимый аудиторский контроль. Каждый из них имеет свои цели, задачи, функции и методы. 
      В связи с этим возрастает роль независимого аудиторского контроля. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий  и их владельцев в достоверной  учетной и отчетной информации. 
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Контроль кассовых операций 
      Контроль  кассовых операций производится сплошным способом. Кассовые документы подвергаются сплошной проверке со дня окончания предыдущей ревизии или аудиторской проверки. При этом контролю подлежат кассовые отчеты со всеми приложенными к ним оправдательными документами, как по форме, так и по существу, а также корреспонденция счетов. 
      При проверке используются следующие первичные  документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми  документами, журнал регистрации расходных  и приходных кассовых документов, кассовая книга, корешки чеков использованных чековых книжек, выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами, журналы-ордера по кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банке», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути», 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92 «Долгосрочные кредиты банков», 93 «Кредиты банков для работников», ведомости к соответствующим журналам-ордерам по дебету счетов, а также машинограммы при автоматизированной обработке учетной информации. 
      Проводя ревизию кассовых операций, необходимо проверить, как соблюдается порядок  ведения кассовых операций и кассовая дисциплина, достоверность и законность совершенных операций с наличными  деньгами. 
      Одной из задач проверки соблюдения  Порядка ведения кассовых операций является контроль правильности оформления документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Все кассовые документы должны быть заполнены чернилами четко, ясно, без помарок. Незаполнение отдельных реквизитов часто используется с целью повторного использования документов для присвоения наличных денег. Никакие подчистки и исправления в документах не допускаются. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию и выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации служит журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями. 
      Проверяя  соблюдение кассовой дисциплины, следует  выяснить: 
      - не превышают ли остатки наличных  денег в кассе установленного  банком лимита и используется  ли кассовая выручка на текущие  нужды в пределах установленных норм; 
      - использование полученных из  банка наличных денег по целевому  назначению; 
       - своевременность и полноту возврата  в банк неиспользованных денежных  средств, полученных на выплату  заработной платы, премий, пособий,  пенсий, а также кассовой выручки (выручки от реализации товарно-материальных ценностей, оказания работникам услуг и прочих денежных поступлений). 
      Предприятия могут хранить в кассе наличные деньги в пределах лимитов, а также  использовать деньги из выручки в  пределах норм, установленных банком. Лимит остатка наличных денег в кассе и норма использования выручки на неотложные нужды устанавливаются учреждениями банка, в котором открыт расчетный счет, по согласованию с руководителем предприятия. Вся денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в банк для зачисления на счета. 
      Проверяя  кассовые операции, нужно установить их законность, достоверность и хозяйственную  целесообразность. При этом особенно тщательно анализируется полнота  и своевременность оприходования  денег в кассу, полученных из банка. Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов предприятия в банке, устанавливают путем встречной и взаимной сверке данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. Все чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» следует хранить подклеенными к корешкам чеков. Запрещается доверять хранение чековых книжек другому лицу, в частности кассиру, получающему по чекам наличные деньги из банка, а также подписывать незаполненные чеки. Не следует выписывать чеки на предъявителя, должны использоваться только именные чеки. 
      В процессе ревизии обязательно следует  удостовериться в наличии всех выписок  банка со счетов предприятия. Полноту  банковских выписок устанавливают  по переносу остатков средств на счете. Если конечный остаток средств в  предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующий, это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Если окажется, что часть выписок в делах предприятия отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии. Необходимо также проверить наличие в делах хозяйства выписок со всех лицевых счетов, открытых в банке. При отсутствии выписок следует обратиться в обслуживающий предприятие банк для получения соответствующей справки. Достоверность выписок определяется как по из внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и т.д.), так и путем встречной проверки в банке. На всех выписках должен быть штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. Встречной проверке обязательно подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком. 
      С целью облегчения работы и обеспечения  полноты проверки оприходованных в  кассу полученных в банке денег  рекомендуется накапливать необходимые  сведения в ведомости. В ведомости вносятся данные всех чеков в порядке возрастающих номеров, включая номера испорченных и аннулированных чеков, которые должны быть прикреплены к корешкам и погашены надписью «Аннулировано». Против номера такого чека в ведомости делается отметка «Аннулировано». Такой порядок дает возможность выявить факты неоприходования в кассе полученных денег. 
      При установлении случаев неоприходования  денег, исправлений, подчисток, расхождений  в номерах или разрывам между  датой получения денег по выписке банка и оприходования их в кассе следует выяснить причины. С этой целью берутся письменные объяснения кассира и главного бухгалтера предприятия, проводится встречная проверка в учреждении банка и сличаются выписки с подлинными записями в лицевых счетах предприятия. 
      Одновременно  с проверкой полноты оприходования  полученных из банка денег устанавливают  правильность отражения по кассе  наличных денег, внесенных в банк и зачисленных на счета предприятия. С этой целью составляют отдельную  ведомость с указанием даты, номера и суммы расходного кассового ордера, суммы и даты зачисления денег на счет предприятия согласно выписке банке, в которой отражено поступление денег. Указанные сведения следует группировать в ведомости. 
      Тщательной  проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги работникам предприятия за наличный расчет, так как по данным операциям чаще всего случаются злоупотребления, связанные с полным или частичным неоприходованием поступивших в кассу денег. 
      Для выяснения полноты оприходования денег за реализованные товарно-материальные ценности необходимо проверить отчеты о их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. При этом дебетовые записи по счету реализации (в частности реализации за наличный расчет) должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации (за наличный расчет) – с дебетовыми записями по счету кассы. В случае расхождений следует проверить указанные операции по существу и установить причины отклонений. При наличии задолженности работников и других лиц за купленные материальные ценности необходимо проверить реальность возникновения такой задолженности. 
      На  каждом предприятии материальные ценности должны выдаваться только при наличии на накладной поставленного кассой штампа «Оплачено». Наличные деньги за проданные населению товарно-материальные ценности и оказанные услуги должны вносится в кассу предприятия. Квитанция выдается за подписями главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и кассира. Материально ответственным лица не разрешается получать наличные деньги за отпускаемые населению товары. 
      При контроле правильности выплаты денег  по платежным ведомостям следует  выборочным способом установить, все  ли внесенные в расчетно-платежные ведомости лица фактически работали на предприятии и нет ли среди них подставных, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. Таки факты устанавливают путем сверки данных ведомости с показателями учета личного состава и табелей, с приказом о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документов о начислении заработной платы. 
      Необходимо  также проверить итоги в платежных  ведомостях, так как нередко допускаются  факты умышленного завышения  итогов в графе «К выдаче на руки» на предполагаемую сумму присвоения. При этой проверке обращают внимание на величину выплаченных сумм отдельным лицам с последующей проверкой их правильности, на достоверность подписей лиц, получивших деньги, на дописные суммы, подчистки, неоговоренные исправления, некачественно оформленные доверенности и т.п. 
      Во  всех ведомостях надо проверить подлинность  подписей получателей денег. Для  этого подписи в одних ведомостях сопоставляются с подписями в  других, причем особое внимание обращается на поправки и подчистки. В отдельных случаях надо опросить получателей денег. Этот прием позволяет обнаружить подлинные подписи, а иногда и подставных и вымышленных лиц. 
      Осуществляя контроль кассовых операций, нужно  проверить правильность подсчета оборотов по приходу и расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец отчетного периода и переноса их с одной страницы на другую, а также соответствия остатка, по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге. 
      Особенно тщательно следует проверять обоснованность кассовых операций по расходу наличных денег, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего предоставления отчетов и оправдательных документов об использовании денег. 
      Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции счетов действующим положения и правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основе данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах. Он позволяет выявить хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение учетной и отчетной информации, и списание похищенных сумм. 
      На  основании акта инвентаризации кассы и данных группировочных ведомостей о нарушениях кассовой дисциплины и других злоупотреблениях составляется соответствующий раздел акта ревизии или аудиторской проверки, где приводятся установленные факты недостатков в организации и ведении кассовых операций, данные повторяющихся нарушений со ссылками на прилагаемые к акту группировочные ведомости и таблицы.  2.Нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций

 

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется правовыми  и нормативными документами. Государство в лице Правительства, Министерства финансов, Центрального Банка, Государственного комитета по статистике России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующих таблиц 1.1.

Таблица 1.1.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

 

 

1 уровень

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прями или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведение аудита в организации.

2 уровень

Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности

3 уровень

Методические рекомендации (указания ), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.

4 уровень

Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и  т.п.)


 

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита кассовых операций в организации обязательны к применению.

Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические указания, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носит рекомендательный характер.

Указания, инструкции, положения, приказы и иные подобные документы о постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами.

Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные им следующие нормативные документы:

«Положение о порядке ведения кассовых операций в РФ»

«Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»

Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям»

Инструкция «О расчетных, текущих и бюджетных счетах открываемых в учреждениях банков»

Указания «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке»

Краткая характеристика основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета денежных средств в РФ приведена в таблице 1.2.

 Таблица 1.2.

Краткая характеристика других основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета денежных средств в РФ

Наименование нормативного документа

Краткое содержание

1

Гражданский кодекс РФ

Определяет основания приобретения и перехода права собственности на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

2

Налоговый кодекс РФ

Определяет налогообложение операций по движению денежных средств.

3

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.

Определяет правовые основы бухгалтерского учета денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности.

4

Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации» №60

Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств.

5

Положение по бухгалтерскому учету 3/2000 « Учет активов и обязательств выраженных в иностранной валюте»

Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств выраженных в иностранной валюте.

6

Положение по бухгалтерскому учету 4 /99 №43н. «Бухгалтерская отчетность организации»

Устанавливают состав и формы бухгалтерской отчетности.

7

Положение по бухгалтерскому учету 9/99

Определяет понятие доходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания дохода в отчетности.

8

Положение по бухгалтерскому учету 10/99

Определяет понятие расходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания расхода в отчетности.

9

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49

Порядок проверки фактического наличия денежных средств.

10

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению №49н

Содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете денежных средств. Систематизирует перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета денежных средств.

11

О формах бухгалтерской отчетности организаций №67н.

Содержит образцы форм бухгалтерской отчетности по денежным средствам в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению отчета о движении денежных средств.

12

Рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.)

Определяют правила и порядок ведения бухгалтерского учета денежных средств в конкретной организации.

     

 

Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них вступают в противоречие друг другу.  В этой связи, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими правилами: В случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступления в силу)

В случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического  уровня  приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой утверждения (вступления в силу) (основание письмо Министерства Финансов РФ от 23.08.2001 г. № 16-00-12/15)

Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики динамична, вследствие чего от бухгалтеров на участке учета денежных средств требуется не только внимательность, скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. А соблюдение законодательства может обеспечить правильную постановку бухгалтерского учета кассовых операций.

 

Заключение

 

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является развитие системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее формирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в РФ.

Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующих их скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требует не только назвать не только органы государственного контроля , что теперь сделано в Бюджетном Кодексе ,но и законадательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Таким образом сегодня, когда вся бюджетная системы России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контроль кассовых операций