Контрольная работа по " Институциональная экономика "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Термин употребляется также в общем смысле.

Содержание работы

1.Характеристика основных детерминантов экономической деятельности………………………………………………………….…...3
Экономическая деятельность…………………………………....…3
Основные элементы экономической деятельности…………....…4
2.Проблема измерения трансакционных издержек на микро и макроуровне……………………………………………………….…...…9
3.Библиографический список………………………………………..….17

Файлы: 1 файл

Инст. экономика.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Кафедра технологии и организации общественного питания

Заочная форма обучения

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Институциональная экономика

 

 

                                     Работу выполнил:

студент группы М– 12

                   шифр 014

                                                специальность: 080200.62  Менеджмент

                                                                 Мирзиянов Константин Сергеевич

   

 

 

2014

Содержание

 

1.Характеристика основных детерминантов экономической деятельности………………………………………………………….…...3

  1.     Экономическая деятельность…………………………………....…3
  2.     Основные элементы экономической деятельности…………....…4

2.Проблема измерения трансакционных издержек на микро и макроуровне……………………………………………………….…...…9

3.Библиографический  список………………………………………..….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Характеристика основных детерминантов экономической деятельности.

Экономическая деятельность

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Термин употребляется также в общем смысле. Он служит в этом случае для характеристики, объема всей экономической жизни в течение некоторого периода времени и внутри определенной территориальной общности; Здесь деятельность измеряется с помощью таких обобщающих показателей, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт. 
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integer - целый) - объединение в целое каких-либо частей. Применительно к экономике - объединение хозяйствующих субъектов, углубление их взаимодействия, развитие тесных связей между ними. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. В первом случае предприятия одной отрасли специализируются на изготовлении узлов, деталей, заготовок, необходимых для производства конечного продукта. Во втором объединяются предприятия, производство которых характеризуется технологической общностью и однородностью выпускаемой продукции.  
 
Применительно к международной экономике - переплетение национальных хозяйств и формирование на этой основе взаимосвязанных комплексов по производству какой-либо продукции. Тесно связана с такими процессами, как международное разделение труда, межгосударственная кооперация и специализация. Объектами международной интеграции могут быть: торговля и таможенные соотношения; валютные отношения; финансы, крупные инвестиционные проекты. Мировое интегрирующее развитие прошло три этапа: I этап - расширение устойчивых хозяйственных связей между отдельными странами, их интернационализация (конец XIX — первая половина XX в.); II этап - начало становления мировой экономики как единого целого и ее институтов (МВФ, Мирового банка); III этап - глобализация, начавшаяся с 1970-х гг. и получившая наибольшее развитие на рубеже XX и XXI вв.  
 
Для современного этапа экономической интеграции характерно расширение торговой интеграции. Действует тенденция к размыванию таможенных барьеров между странами, снятию нетарифных ограничений. Постоянно растет экспортная квота, т. е. доля экспорта товаров и услуг в общем объеме мирового производства. Происходят коренные сдвиги в структуре мировой торговли. Неуклонно увеличивается доля в ней готовых изделий, а также услуг: транспортных, туристических, финансовых. Растет удельный вес торговли услугами, связанными с интеллектуальной собственностью.  

    Основные элементы экономической деятельности.

Любая система призвана решать проблему удовлетворения материальных потребностей общества и рационального использования экономических ресурсов. Этот процесс осуществляется на основе хозяйственной (экономической) деятельности, которую следует рассматривать как совокупность действий, в результате которых происходит преобразование некоторых видов экономических ресурсов в готовый для потребления продукт. Создаются материальные и духовные блага, необходимые для существования и развития человека. Люди удовлетворяют свои потребности в результате производства продуктов для последующего потребления. Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

Цель производства – создание благ, отвечающих нуждам и потребностям людей. И производство, и распределение, и потребление связаны с человеком и его потребностями. В результате взаимодействия факторов производства появляются продукты, предназначенные для производственного и личного потребления, - это инвестиционные и потребительские товары. Первые в виде средств производства возвращаются в производство для использования, а вторые – продукты питания, одежда, жилье, услуги – предлагаются для удовлетворения конечных потребностей человека.

Экономическая деятельность осуществляется по трем направлениям:

  1. первичное производство (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство, добыча полезных ископаемых и производство энергии);

  1. вторичное производство или дальнейшая переработка (отрасли, производящие основные материалы, средства производства, потребительские товары, ремесла);

  1. третичное производство или услуги (транспортные предприятия, кредитные институты, образование и наука, гостиницы и рестораны, свободные профессии).

Экономическая деятельность в рамках последнего направления связана с обслуживанием первого и второго секторов или отдельных лиц. Основными участниками в этой сфере являются финансовые институты, страховые, торговые, туристские, транспортные, развлекательные и другие предприятия. 
Перечисленные направления экономической деятельности объединяют в две большие группы: производственную, которая охватывает отрасли первых двух направлений, и сферу услуг. Отличия секторов базируются на темпах роста, деловому циклу, структуре цен, размерам и географической ориентации. Между этими группами отсутствует конкуренция, поскольку они являются взаимодействующими и зависящими друг от друга. Это части целого. Производственному сектору нужны обслуживающие фирмы, которые, в свою очередь, нуждаются в производстве необходимых для жизни товаров.

Производственная группа включает добывающую и обрабатывающую промышленность, строительство и сельское хозяйство, а сфера услуг – оптовую и розничную торговлю, транспортные предприятия и биржи, кредитные и страховые институты, консультативные, инвестиционные и аудиторские компании, ярмарки и выставочные комплексы, образовательные и научные учреждения, телекоммуникации, туристические агентства, гостиницы и рестораны. Услуги формируют соответствующую инфраструктуру, которая выполняет следующие функции:

  1. помогает участникам экономической деятельности реализовывать свои интересы и повышает эффективность их работы;

  1. создает условия для полноценного воспроизводства способности к труду;

  1. облегчает процесс регулирования экономических отношений.

Соотношение секторов зависит от степени развития общества. Общемировой тенденцией является перемещение ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Если в прошлом самой важной сферой было сельское хозяйство, а в последующем – промышленность. То в настоящее время – услуги. Они стали измерителями уровня развития современной экономики. Количество работников, занятых в сфере услуг развитых стран, превышает число занятых в других отраслях вместе взятых. Темпы роста сферы услуг во всех странах мира в два раза превышают темпы роста производственной сферы. В последние несколько десятилетий произошли глубокие изменения в структуре экономики практически всех стран. В индустриальных странах сектор услуг составляет 60-70% в общем объеме национального производства.

Банковское дело, страхование, коммуникации, перевозки, путешествия, развлечения превратились в важнейший источник дохода многих государств. Исключение составляет Россия, где сохраняется низкая доля сферы услуг. В условиях, когда почти все женщины вовлечены в процесс производства, учет такого фактора, как экономия времени, необходимого на покупку товара, ведение домашнего хозяйства, получение кредита, организацию отдыха резко возрастает. При прочих равных условиях, клиенты предпочитают иметь дело с теми фирмами, где приходиться меньше тратить времени на ожидание. Время превращается в самый дорогостоящий товар.

Изменилась и структура каждой сферы. Объем сельскохозяйственной продукции и  в меньшей степени зависит от количества земельных угодий, и в большей – от вложенного капитала. Создаются фабрики по производству сельхозпродукции. Меняется структура промышленности. Одни страны развиваются капитало- и наукоемкие отрасли, другие – строят свое благополучие на поддержании отраслей, базирующихся на природных ресурсах.

В результате производственной деятельности создается продукт, предназначенный для распределения и потребления. В обществе формируется сложная система его движения к потребителю. Возникает необходимость в распределении или обмене результатов экономической деятельности. Целью распределения являетсяпродвижение продукта к потребителю согласно определенным критериям. При этом учитывается доля, количество, пропорции, в которых каждый субъект экономической деятельности принимает участие в произведенном продукте. Роль распределения возрастает по мере насыщения рынка. Создаваемые продукты экономики (блага) могут распределяться непосредственно или опосредованно через рынок в форме товара. При наличии частного обособления производителей конкретный продукт непосредственно не включается в общественное потребление, а превращается в товар, и только через рыночный обмен обнаруживается его общественная необходимость.

Распределение осуществляется по прямым каналам: производитель – потребитель и через посредника. В первом случае клиент имеет дело только с предприятием или его филиалом. Однако возможно использование косвенных каналов, когда предложение продуктов и услуг происходит через посредника.

Целью потребления является использование результатов экономической деятельности. Оборудование, станки, машины возвращаются в производство для производства и воспроизводства материальных благ. Продукты питания, одежда, жилье, услуги призваны удовлетворять конечные потребности людей. Личное потребление дифференцируется в соответствии с доходами, возрастом, уровнем образования, национальными традициями, климатическими условиями, вкусами, увлечениями, модой.

 

II. Проблема измерения трансакционных издержек на микро и макроуровне.

Большой проблемой при анализе трансакционных издержек является их измеримость. Это очень актуальный вопрос для анализа трансакционных затрат, так как они в значительной части носят вероятностный или неформальный характер и не могут быть учтены в большинстве случаев как издержки, величину которых можно получить из бухгалтерской отчетности. Некоторые исследователи полагают, что затраты, относящиеся к трансакционными издержкам, в принципе неизмеримы. Однако данное утверждение опровергается пусть немногочисленными, но вполне убедительными попытками их измерения.

В экономической литературе можно найти два подхода к проблеме измерения трансакционных издержек. Первый из них – ординалистский − является доминирующим в современной экономической науке. Он основывается на положении, что на практике имеет значение лишь направление изменения уровня издержек. В данном случае исследовательская стратегия сводится к сравнению имеющихся альтернатив путем установления их относительной величины в пределах действующих институциональных соглашений. Такой подход исходит из предположения, что трансакционные издержки не поддаются прямому измерению, поскольку само понятие трансакционных издержек не имеет четкой однозначной трактовки в современной экономической науке.

Второй подход – кардиналистский − предполагает возможность прямого количественного измерения затрат на трансакции. Такая оценка была проведена некоторыми зарубежными экономистами – Г. Демсецем, Д. Нортом и Дж. Уоллисом, а так же отечественными специалистами –  В.Л. Тамбовцевым, В.В. Радаевым, Р.И. Капелюшниковым, В.Е. Кокоревым, Т.П. Скуфьиной. Эти исследователи полагали, что существует ряд трансакционных затрат, которые невозможно измерить, однако другая часть издержек может и должна быть подвергнута количественной оценке. Такие попытки прямо оценить затраты на трансакции предпринимались и на макро-, и на микроэкономическом уровне [1].

Для российской экономики метод определения трансакционных затрат был предложен В.Л. Тамбовцевым. Он разделил такие издержки на имеющие производительный, то есть общественно полезный характер, и непроизводительные издержки, приводящие «к потерям в благосостоянии общества» [2]. Примером производительных издержек являются затраты на спецификацию и защиту прав собственности. Непроизводительные трансакционные издержки делятся на три группы затрат, связанных с: 1) получением доступа к ресурсам и правам собственности на них; 2) получением права на осуществление хозяйственной деятельности; 3) поддержанием деловых отношений и применением санкций. Исходные данные для количественной оценки перечисленных видов издержек по предложенной методике могут быть получены из опросов предпринимателей, а также из анализа судебных дел по экономическим преступлениям.

Другой подход к оценке стоимости трансакций в российской экономике, основанный на сочетании макро- и микроэкономических факторов, разработан В.Е. Кокоревым. В соответствии с данным подходом, на макроуровне трансакционные издержки определяются динамикой товарооборота в национальной экономике, на микроуровне – долей накладных расходов фирм по отношению к остальным статьям себестоимости [1].

В деятельности современных экономических систем высока роль трансакционных издержек. По некоторым экспертным оценкам, в себестоимости готовой продукции трансакционные издержки оформления и реализации сделок составляют до 70% [3, с. 217]. По другим оценкам, доля трансакционных издержек в рыночной экономике составляет в среднем 50-60% чистого продукта.

По оценкам экспертов, удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы при их функционировании на традиционных рынках ниже чем при выходе на новые рынки сбыта – увеличиваются от 1,5-5%  до 10-15%. Основная трансакционных издержек в развитых странах обусловлена увеличением количества потенциальных субъектов хозяйственных связей. Вместе с увеличением числа осуществляемых ими актов передачи прав собственности растет роль и количество труднодоступной информации,  связанной с ними. В то же время, в странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных издержек обусловлен также и тем, что в них до сих пор еще не отработан механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства – не до конца сформированная институциональная среда переводит исследования в среду внутрифирменных трансакций.

Информация о работе Контрольная работа по " Институциональная экономика "