Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:07, контрольная работа
1. Глобальные проблемы мировой экономики.
2. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
"ЧУВАШСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра экономики
Контрольная работа
по дисциплине «Мировая экономика»
Выполнила студентка 1 курса 6 группы
факультета заочного обучения, обучающийся
Мочалова Марина Полиславовна
Шифр: 12076
Руководитель: Романова Е. Н.
Чебоксары-2012
Содержание
Причины возникновения
глобальных проблем
Поскольку глобальные проблемы
– результат качественных из
Важнейшей причиной, котора
Особое место в обост
Научно-технический прогресс
способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих инте
При всем различии гл
Наконец, особенность глобальных проблем
в том, что они могут быть решены лишь на основе
усилий всех государств мира, ибо абсолютно
все народы заинтересованы в спасении
человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных
загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем
– значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего
поступательного развития цивилизации.
Глобальные проблемы составляют особый
Глобальные проблемы
экономики.
Интернационализация хозяйственных
и научно-технических связей п
Характерная черта глобальных
Еще одной характерной чертой глобальных
противоречий является то, что их источники в основной своей массе позити
Для характеристики глобаль
классификацию, принятую международными
организациями.
1.Проблемы, связанные с о
политическими задачами человечества:
предотвращение мировой войны;
немилитаризация Космоса;
предотвращение гонки вооружений и разоружение;
создание благоприятных условий для мирового социал
преодоление отставания в развитии слаборазвитых
стран.
2.Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, об
НТР: эффективность использования достижений
НТР;
проведение демографической политики;
совершенствование системы образования;
ликвидация негативного влияния техники
на человека.
3.Проблемы, связанные с со
окружающей средой:
решение сырьевой, энергетической и продовольственной
проблем;
мирное освоение Космоса и богатств Мирового
океана;
устранение дефицита демократии и борьба
с репрессиями.
Данная классификация выделяет только первоочередные задачи
перед мировым сообществом.
|
Внимание к региону определяется тем, что в последнюю, четверть века он неизменно оставался наиболее динамично развивающимся районом мира. Напомним, что в конце 40-х гг. эксперты ООН сходились в том, что обусловленная итогами второй мировой войны "азиатская стагнация" затянется на долгие годы. Однако уже в 50-е гг. начала стремительно развиваться Япония. В конце 60-х - начале 70-х был зафиксирован резкий скачок в темпах развития Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи. Именно тогда и применительно к эти м государствам появились два новых понятия: научное - "новые индустриальные страны" ( НИС) и публицистическое - "азиатские тигры". В 80-е гг. мир оказался свидетелем высоких темпов экономического роста стран АСЕАН - Индонезии, Филиппин, Таиланда, Малайзии и Брунея, которые стали называть "азиатскими драконами". В конце 80-х гг. на путь бурного экономического развития встал Вьетнам. И конечно же Китай. С середины 80-х гг. экономисты и политики в этой стране ищут пути сокращения темпов роста народного хозяйства. Однако и в 1993 г., как отмечалось на ХIV съезде Коммунистической партии Китая, прирост промышленного производства составил 21%, а всего валового национального продукта - более 9%. Высокие достижения китайской экономики, обеспечившие резкое улучшение жизни более чем миллиардного населения, оказывают огромное влияние на все страны Азии, и не только на них. В докладе Всемирного банка, озаглавленном. "Восточноазиатское чудо" (1993 г.) говорится, что Восточная Азия стала "средоточием технологической цивилизаций" - великого исторического сдвига в истории человечества, который, видимо, определит облик мира в начале XXI в. Там же говорится, что в последние 30 лет восточноазиатские страны развивались в 2 раза быстрее, чем страны Латинской Америки. Уже в 1993 г совокупный продукт Японии, "четырёх тигров", четырех драконов и Китая существенно превзошел совокупный продукт США. Особенно стремительно развивался у "тигров" и "драконов" экспорт: их доля в мировой торговле готовыми изделиями возросла с 1965 по 1990 г, с 9 до 25%. Восточноазиатские страны весьма эффективно использовали плоды своего экономического роста для снятия социальной напряжённости, а. следовательно, для обеспечения политической стабильности. Именно политическая нестабильность в большинстве случаев ставит крест на планах осуществления кардинальных реформ. Так, например, на Тайване доход самых богатых 20% населения в 5,8 раза выше доходов 20% самых бедных семей. В Южной Корее тот же показатель составляет 8, а в Бразилии и Мексике - более 20. Особенно впечатляет осуществленная в регионе борьба с бедностью, ликвидация нищеты. Напомним, что индекс Энгеля - удельный вес продовольствия в потребительской корзине - определяет состояние "за гранью нищеты" как состояние, при котором более 90% доходов идёт на пропитание. Так, в Малайзии за последние тридцать лет доля населения, живущего "за гранью нищеты" сократилась с 37 до 5%, а в Индонезии -с 60 до 15%. В Сингапуре и на Тайване людей, имеющих доход менее 300 долларов США в месяц, практически не осталось. Эти страны вышли на западноевропейский уровень средней заработной платы. Причины, послужившие основой
столь резкого изменения в
состоянии экономики и К примеру, Южная Корея
перешла от курса на всемерное
поощрение экспорта легкой промышленности
в 60-х гг, к избирательному развитию
определенных отраслей тяжёлой промышленности
в 70-е. В 80-е гг ее политика вновь переменилась
- упор был сделан на развитие новых
технологий и перестройку ставших
неэффективными отраслей. В определении
направления этих перемен велика
была роль государства, но она не была
только жестко директивной. В странах
Восточной Азии получили широкое
распространение льготное кредитование
и налоговые льготы отдельным
отраслям, всячески поощрялся экспорт.
Кроме Гонконга и Сингапура, остальные
"тигры" и "драконы" на начальной
стадии своего роста делали упор на
импортные барьеры для защиты
своей промышленности. Даже возмужавшие
"тигры" и "драконы" в начале
90-х гг. защищали большинство отраслей
промышленности системой тарифных и
иных пошлин, устанавливаемых государством.
Экономика стран Восточной Азии
успешно развивалась, поскольку
все их правительства, без исключения,
прибегали к различным Очевидно, что в условиях
Восточной Азии ускоренное развитие
одной отдельно взятой страны оказывало
и сказывает значительное влияние
на другие страны, порождая цепную реакцию
развития. Одновременно ослабевала их
зависимость от перепадов конъюнктуры
в США и Японии. Модернизация инфраструктуры
и перестройка промышленной базы,
увеличение внутреннего потребительского
спроса за счет расширения собственного
среднего слоя населения способствовали
росту производства, стимулировали
появление нетрадиционных перспективных
рынков, трансформировали региональные
товаропотоки, содействовали оживлению
инвестиционных и технологических
обменов. Здесь сформировался Прежде всего должна быть
названа Экономическая и Принятое самоназвание -
форум - подчеркивало дискуссионно-консультативный
характер новообразования. В 1992 г. АТЭС
создает собственный "Мы стремимся к тому,
чтобы АТР был единым , а не
разделенным, - говорил Клинтон. - Мы
стремимся к тому, чтобы проводить
политику открытости, а не закрытости
в сфере экономики". В итоге
на встрече было заявлено, что
ни о каких торговых блоках
речи не идет, что руководящей
является идея "открытого регионализма",
что цель АТЭС - вместе облегчать
компаниям делать бизнес в
масштабах громадного региона.
Что же касается создания зоны
свободной торговли, то к обсуждению
первого варианта графика На встрече в Сиэтле
был выработан главный критерий
для членства в АТЭС - открытая экономика
и тесные связи с экономиками
других стран-членов АТЭС. Там же по
предложению США и Канады в
АТЭС была принята Мексика и по
предложению Австралии, Новой Зеландии
и Индонезии - Папуа-Новая Гвинея.
Малайзия, для того чтобы исправить
сложившееся преобладание в АТЭС
стран с развитой экономикой и
НИС, предложила принять в организацию
Чили - страну с развивающейся экономикой.
Одновременно било заявлено, что прием
Чили должен продемонстрировать другим
странам возможность Идея коллективной безопасности в Азии не нова. Она поднималась бывшим руководством бывшего СССР и в застойные, и в перестроечные времена. В ответ на продвижение этой идеи лидеры постмаоистского Китая с конца 70-х гг во все свои международные соглашения включали положения "о борьбе с гегемонизмом". Стойкими противниками идеи коллективной безопасности в Азии были и американцы. В новой же ситуации руководство США в демонстрации готовности сохранить роль "гаранта" хрупкого равновесия сил в регионе видит возможность упрочить здесь свои позиции. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что даже самые большие приверженцы сугубо "азиатской идеи" являются сторонниками дозированного американского военного присутствия в регионе. Тот же М.Мохаммед, который не поехал в Сиэтл, поскольку, по его мнению, негоже, чтобы Организация азиатского сотрудничества заседала на Американском континенте, предоставил территорию Малайзии для частичного размещения американских военных, когда они вынуждены были свернуть свои военные базы на Филиппинах. Большинство лидеров восточноаэиатских стран исходят из того, что их регион продолжает оставаться местом, откуда может исходить реальная угроза геополитических и военных конфликтов, которые могут поколебать стабильность всей планеты. Крах СССР изменил ситуацию в регионе, ибо прежде всего был нарушен сложившийся и казавшийся стабильным баланс сил. Особенно осложнилась ситуация в треугольнике США-Китай-Япония. Большим потрясением для
АТР, да и всего мира, была позиция
КНДР в отношении Договора о нераспространении
ядерного оружия. С одной стороны,
японское руководство заявило, что
если у Северной Кореи будет своё
ядерное оружие, то оно будет считать
себя свободным от всех закрепленных
в конституции и определенных
международно-правовыми Трудно прогнозируется будущее
Китая. Всеми, во всяком случае подавляющим
большинством, признана неизбежность
превращения КНР в недалеком
будущем в экономического супергиганта.
Это может стать благом для
всего мира, если страна найдет плавный
путь перехода от тоталитаризма к
патерналистско-авторитарному, а в
перспективе и к Позиция восточноазиатских
стран, в том числе и в сфере
безопасности, определяется сложным
комплексом противоречивых проблем, среди
которых преобладает стремление
занимать самостоятельную позицию,
не попасть под преобладающее
влияние ни одного из существующих
и перспективных экономических,
политических и военных гигантов.
Американское присутствие в Восточной
Азии рассматривается ныне как существенный
элемент системы сдержек и
противовесов Китаю и Японии. Год, прошедший между встречами на высшем уровне в Сиэтле и в загородной резиденции индонезийских президентов - Богоре, был насыщен переговорами и заседаниями экспертов. Основное внимание уделялось проблеме сроков и процедуру создания зоны свободной торговли в АТР. Поскольку речь шла о жизненно важных проблемах, переговоры были трудными. Достаточно сказать, что в ходе продолжавшейся несколько дней в Джакарте встречи высших должностных лиц достигнуть взаимоприемлемого соглашения не удалось. Министры иностранных дел и экономики, не достигнув консенсуса, передали проблему создания СЭЗ на рассмотрение лидеров. 15 ноября 1994 г. лидеры 18 стран подписали Декларацию о ее создании. Участники совещания взяли
на себя обязательство "освободить
и открыть торговлю в АТР путем
осуществления программы Итоги встречи в Богоре получили оптимистическую оценку со стороны участников встречи в верхах. В прессе кроме восторженных были и негативные оценки. Европейцы в большинстве своём заняли выжидательную позицию. Это и понятно: они могут смотреть и выжидать. А неактивная позиция России привела к тому, что уже упоминавшийся нами Ф.Бергстен заметил на страницах гонконговского еженедельника "Эйшауик": "Надо еще посмотреть, действительно ли Россия является тихоокеанской державой". Правда, премьер-министр Малайзии М.Мохаммад не сомневается в том, что Россия должна быть членом АТЭС. Министр иностранных дел Южной Кореи убежден, что "в АТЭС должны входить все главные игроки региона", а Россия "остается единственным из таких игроков, пока не охваченных рамками организации". Различия во взглядах на
возможное членство России в АТР,
существующие между участниками
этой организации, нетрудно объяснить
и понять. Сложнее понять позицию
самой России. С одной стороны,
политика России в отношении АТР
значительно активизировалась. В 1992-1994
гг. состоялась серия визитов российского
руководства во многие страны региона.
В ходе визитов Президента России
Ельцина в Республику Корея, КНР
и Японию, а также во "внешнеполитической
концепции Российской Федерации"
сформулирован курс России в АТР.
Начиная с 1992 г. российский министр
иностранных дел начал Россия вступила в ряд
неправительственных |
Список литературы
1. Королев П.Ю. Мировая экономика:
Курс лекций в двух томах, -СПб: РИО СПб
РТА. 2008. 418с.
2. Богомолов О.Т. Экономическая
глобализация - характерная черта XXI века
// Бизнес Академия. - 2006. - N 10.
3. Оболенский В.П. Внешнеэкономическая
политика России на пороге нового века
// Миров. экономика и междунар. отношения.
- 2007. - N 2.
4. Кудров В. Место России в мировой экономике
в начале XXI века // Мировая экономика и
междунар. отношения. - 2006. - N 5
Меркулов В., Россия - АТР: узел интересов,
Издательство: Академический проект, 2005
г., 496 стр.
5. Минакир П.А. "АТР В МИРЕ. РОССИЯ В АТР." // Сборник докладов Российского Национального Комитета по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС), 2005
6. Сорокин В.Е "Взаимодействие в АТР в рамках международных организаций АТЭС, ТЭС, СТЭС" // Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству, 2007
7. Бойченко А. Процессы региональной интеграции в мировой экономике // Вестник Московского университета, серия 6, экономика. 2007. № 2.
8. Долгов Д. Эволюция форм и этапов региональной экономической интеграции в условиях глобализации // Российский внешнеэкономический вестник № 6 (Июнь) 2006
9. Федотов В. П. Аналитические обзоры РИСИ, № 1, 2006. Становление и развитие Восточноазиатского сообщества как интеграционного объединения в АТР, Периодическое издание, Издательство: РИСИ, 2006 г.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Мировая экономика»