В связи переходом
экономического авангарда в постиндустриальную
фазу развития его отрыв от стран запоздалой
индустриализации во многом обрел новое
качество. К подавляющему превосходству
в технико-технологических характеристиках
экономики, объемах среднедушевого дохода,
накопленного национального богатства
и капиталов, в готовности и способности
адаптироваться к вызовам времени добавился
разрыв в стадиях общественно-экономического
развития со всеми вытекающими из этого
различиями в системе ценностей, насущных
задач и в подходах к их решению. В итоге,
не смотря на расширение общих возможностей
развития, глобализация скорее осложняет,
чем облегчает процесс подтягивания развивающихся
стран к технико-технологическим и социально-экономическим
стандартам развитых стран. Не только
из-за возросших трудностей взаимопонимания
между лидерами и аутсайдерами техногенной
цивилизации и углубившихся различиях
в их интересов, но и вследствие ощутимого
обострения конкуренции во всех сферах
и на всех этажах мировой экономики. Отображая
переход стран авангарда в постиндустриальную
фазу развития, глобализация сама в известном
смысле является его порождением. Так
называемое постиндустриальное развитие
опирается не столько на информационно-коммуникационные
технологии как таковые, сколько на своеобразный
симбиоз, возникающий в результате оснащения
машин, оборудования и инструментов всевозможными
микроэлектронными устройствами и их
подключение к системе компьютерного
управления. Этот симбиоз обеспечил масштабную
диверсификацию и рост качества услуг.
2.3 Перспективы мирового
роста.
Мировому экономическому
подъему угрожают усиливающаяся
напряженность в зоне евро
и факторы уязвимости в других
регионах. Это в основном связано
с тем, что, как теперь ожидается,
экономика зоны евро вступит
в умеренную рецессию в 2012 году
в результате увеличения доходности
суверенных обязательств, воздействия
сокращения доли заемных средств
в банках на реальную экономику
и последствий дополнительных
мер бюджетной консолидации. В
странах с формирующимся рынком
и развивающихся странах, как
ожидается, темпы роста также
снизятся из-за ухудшения внешних
условий и ослабления внутреннего
спроса. Первоочередная задача политики
состоит в восстановлении доверия
и преодолении кризиса в зоне
евро посредством поддержки роста,
наряду с продолжением корректировки,
сдерживанием тенденции сокращения
доли заемных средств, предоставлением
большего объема ликвидности
и повышением степени денежно-кредитной
адаптации. В других ведущих странах
с развитой экономикой основные
требования к политике состоят
в устранении среднесрочных бюджетных
дисбалансов и оздоровлении и
реформе финансовых систем в
сочетании с поддержкой экономического
подъема. В странах с формирующимся
рынком и развивающихся странах
политика в ближайший период
должна ориентироваться на меры,
связанные со снижающимися темпами
роста внутренней экономики и
замедляющимся внешним спросом
со стороны стран с развитой
экономикой.
Рост мирового ВВП
Общий обзор прогнозов «Перспектив
развития мировой экономики» (процентное
изменение)
|
ВВП по сравнению с предыдущим годом |
|
Прогнозы |
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Мировой объем производства |
5,2 |
3,8 |
3,3 |
3,9 |
Страны с развитой экономикой |
3,2 |
1,6 |
1,2 |
1,9 |
США |
3,0 |
1,8 |
1,8 |
2,2 |
Зона евро |
1,9 |
1,6 |
-0,5 |
0,8 |
Германия |
3,6 |
3,0 |
0,3 |
1,5 |
Франция |
1,4 |
1,6 |
0,2 |
1,0 |
Италия |
1,5 |
0,4 |
-2,2 |
-,06 |
Испания |
-0,1 |
0,7 |
-1,7 |
-0,3 |
Япония |
4,4 |
-0,9 |
1,7 |
1,6 |
Соединенное королевство |
2,1 |
0,9 |
0,6 |
2,0 |
Канада |
3,2 |
2,3 |
1,7 |
2,0 |
Другие страны с развитой экономикой |
5,8 |
3,3 |
2,6 |
3,4 |
Новые индустриальные страны Азии |
8,4 |
4,2 |
3,3 |
4,1 |
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся
страны |
7,3 |
6,2 |
5,4 |
5,9 |
СНГ |
4,6 |
4,5 |
3,7 |
3,8 |
Россия |
4,0 |
4,1 |
3,7 |
3,8 |
Развивающиеся страны Азии |
9,5 |
7,9 |
7,3 |
7,8 |
Китай |
10,4 |
9,2 |
8,2 |
8,8 |
Индия |
9,9 |
7,4 |
7,0 |
7,3 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
6,1 |
4,6 |
3,6 |
3,9 |
Бразилия |
7,5 |
2,9 |
3,0 |
4,0 |
Мексика |
5,4 |
4,1 |
3,5 |
3,5 |
Ближний Восток и Северная Африка |
4,3 |
3,1 |
3,2 |
3,6 |
Страны Африки к югу от Сахары |
5,3 |
4,9 |
5,5 |
5,3 |
Южная Африка |
2,9 |
3,1 |
2,5 |
3,4 |
|
|
|
|
|
|
Согласно обновленным прогнозам
ПРМЭ, мировая активность понизится, но
резкого ее обвала не произойдет. Большинству
стран с развитой экономикой удастся избежать
возврата рецессии, тогда как в странах
с формирующимся рынком и развивающихся
странах активность понизится по сравнению
с текущими высокими темпами. Однако это
исходит из предположения, что директивные
органы в зоне евро активизируют антикризисные
меры. В результате премии по суверенным
облигациям стабилизируются в районе
текущих уровней и начнут нормализоваться
в начале 2013 года. Кроме того, принятые
меры позволили ограничить сокращение
доли заемных средств банками зоны евро.
Кредит и инвестиции в зоне евро лишь немного
сократились, поэтому воздействие на другие
регионы через финансы и торговлю носило
ограниченный характер.
В целом теперь прогнозируется,
что активность в странах с развитой экономикой
будет расти в среднем на 1½ процента в
2012–2013 годах. В странах с формирующимся
рынком и развивающихся странах ожидаются
средние темпы роста 5¾ процента в 2012–2013
годах.
2.Экономика стран
Европы. Российско-европейские
экономические отношения.
Международная экономическая
интеграция — это процесс хозяйственного
и политического объединения стран на
основе развития глубоких устойчивых
взаимосвязей и разделения труда между
национальными хозяйствами, взаимодействия
их экономик на различных уровнях и в различных
формах. На микроуровне этот процесс идет
через взаимодействие отдельных фирм
близлежащих стран на основе формирования
разнообразных экономических отношений
между ними, в том числе создания филиалов
за границей. На межгосударственном уровне
интеграция происходит на основе формирования
экономических объединений государств
и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных
связей порождает необходимость межгосударственного
(а в ряде случаев над государственного)
регулирования, направленного на обеспечение
свободного движения товаров, услуг, капитала
и рабочей силы между странами в рамках
данного региона, на согласование и проведение
совместной экономической, валютно-финансовой,
научно-технической, социальной, внешней
и оборонной политики. В результате создаются
целостные региональные хозяйственные
комплексы с единой валютой, инфраструктурой,
общими экономическими задачами, финансовыми
фондами, общими наднациональными или
межгосударственными органами управления.
Самая простая и наиболее
распространенная форма экономической
интеграции — зона свободной торговли,
в рамках которой отменяются торговые
ограничения между странами-участницами,
и, прежде всего таможенные пошлины.
Создание зон свободной
торговли усиливает конкуренцию на внутреннем
рынке между национальными и зарубежными
производителями товаров, что, с одной
стороны, увеличивает опасность банкротств,
а с другой — является стимулом для совершенствования
производства и внедрения нововведений.
Отмена таможенных пошлин и нетарифных
ограничений касается, как правило, промышленных
товаров; в отношении сельскохозяйственных
товаров либерализация импорта ограниченна.
Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается
в Североамериканском регионе и Латинской
Америке.
В обоих случаях межгосударственные
отношения касаются лишь сферы обмена,
с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц
одинаковые возможности в развитии взаимной
торговли и финансовых расчетов.
Более сложной формой
является общий рынок, который призван
обеспечивать его участникам наряду со
свободной взаимной торговлей и единым
внешнеторговым тарифом свободу передвижения
капитала и рабочей силы, а также согласование
экономической политики.
При функционировании
единого рынка формируются общие фонды
содействия социальному и региональному
развитию, создаются наднациональные
органы управления и контроля, совершенствуется
правовая система, т.е. возникает единое
экономическое, правовое, информационное
пространство.
Высшей формой межгосударственной
экономической интеграции является экономический и
валютный союз, совмещающий все указанные
формы интеграции с проведением общей
экономической и валютно-финансовой политики.
Этот союз имеет место лишь в Западной
Европе. Только здесь процесс экономической
интеграции прошел все указанные этапы.
Мировой рынок является
производным от внутренних рынков стран.
Вместе с тем он оказывает активное обратное
влияние на макроэкономическое равновесие
обособленных хозяйственных систем.
Рынки товаров и услуг,
капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся
на наднациональном уровне, являются результатом
взаимодействия мирового спроса, мировых
цен и мирового предложения, испытывают
на себе слияние циклических колебаний,
функционируют в условиях монополии и
конкуренции.
Зрелость мирохозяйственных
связей определяется соотношением темпов
роста товарооборота и материального
производства. Об изменениях, происходящих
в сфере международных экономических
отношений, свидетельствуют данные о структуре
товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых
на рынке труда и рынке капитала, динамике
мировых цен, направлениях движения товаров,
услуг, капиталов. Анализ объемов ввозимых
в страну благ (импорт) и вывозимых из страны
промышленных изделий, ресурсов и инвестиций
(экспорт), взятых в денежном выражении,
используется для составления баланса
расходов и доходов государства, получившего
название платежный баланс.
«Открытость» экономики
страны, степень ее вовлеченности в мирохозяйственные
связи может быть оценена на основе исчисления
показателей экспортной квоты и объема
экспорта на душу населения. Экспортная
квота равняется отношению стоимости
экспорта к стоимости валового национального
продукта (ВНП).
Интеграционные процессы
носят региональный характер, приобретают
форму объединений, направленных на достижение
общих экономических целей. Первоначально
интеграционные объединения создавались
для отмены таможенных барьеров во взаимной
торговле между странами-участницами,
т. е. возникали так называемые «свободные
зоны». Более сложные формы были направлены
на организацию таможенных союзов, которые
предполагают свободное перемещение товаров
и услуг внутри группировки и использование
таможенного тарифа (налога на ввоз товаров)
по отношению к третьим странам. Создание
общего рынка связано с ликвидацией барьеров
между странами не только в торговле, но
и при перемещении рабочей силы и капитала.
Высшей формой проявления интеграционного
объединения является экономический союз,
который предполагает проведение государствами-участниками
системы мер межгосударственного регулирования
социально-экономических процессов, протекающих
в регионе.
С начала создания
Европейских сообществ Общая торговая политика является общей политикой
ЕС. Поэтому новые страны-члены примут
ее со дня своего вступления.
ОТП - это динамичный
торговый блок, в основе которого
лежит таможенный союз, с высоким уровнем
открытости в отношении партнеров из третьих
стран (как с точки зрения обязательств,
взятых по ВТО, двусторонних/региональных,
и самостоятельных (например, Генеральная
система преференций).
ОТП также означает
защиту промышленности ЕС от недобросовестной
конкуренции и барьеров в третьих странах,
в частности через защитные торговые меры.
Важно и то, как работает
ЕС. Комиссия ведет международные переговоры
по торговле на основе мандата и правил,
одобренных Советом Министров ЕС. Европейский
парламент не играет роли в определении
ОТП, что, на мой взгляд, абсурдно, и в Конвенте
мы пытаемся изменить эту ситуацию. Однако
с Парламентом проводятся консультации
и его регулярно информируют по торговым
вопросам.
ЕС после расширения:
450 миллионов человек и 27% мирового ВВП
около 18% мировой торговли товарами
и 24% торговли услугами