Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:24, задача
Факторы производства - это параметры, определяющие характер и результативность протекания экономических процессов, предопределяющие количество и качество производимого экономического продукта.
В экономической теории можно встретить различные подходы к классификации факторов производства. Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических основных вида: земля, капитал, труд, но также выделяют и четвертый фактор производства – предпринимательская способность. Разберем каждый из факторов производства более детально.
Вопрос № 1. Раскройте виды факторов производства. 3
Вопрос № 2. Дайте определение налога. Какие виды налогов вы знаете? Сформулируйте принципы налогообложения. 9
Задача 13
Выводы 15
Список используемой литературы 17
Время – ограниченный и не воспроизводимый ресурс. Все совершается в пространстве и времени. Экономическое использование времени является важнейшим источником улучшения жизни человека.
Вопрос № 2.
Дайте определение налога. Какие виды налогов вы знаете? Сформулируйте принципы налогообложения.
К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты. С этой позиции можно предложить следующее определение налога.
Налог — единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Рассмотрим виды налогов. Основную классификацию можно начать с разделения всех налогов на косвенные и прямые. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества. Косвенные же, напротив, выплачиваются потребителем и представляют собой разного рода надбавки на товары или услуги, которыми пользуются потребители [9, c.320].
При осуществлении трудовой или экономической деятельности предусмотрены разные виды налогов. Все зависит от сущности налога и от того, какое понятие и виды налогов вкладывается в то или иное определение.
Итак, одной из самых основных является система подоходного налогообложения, а именно начисление налога на прибыль или доход как юридических, так и физических лиц. В данном случае, с юридического лица взимается налог на прибыль фирмы, предприятия или организации. Если говорить о коммерческих организациях, например, коммерческие банки, то они выплачивают подоходный налог.
Не стоит упускать из виду и имущество налогоплательщиков, на которое также начисляется налог. Это обусловлено тем, что стоимость имущества может в той или иной степени влиять на прибыль предприятия. К этому же типу налогообложения можно отнести и налог на природные ресурсы, которые также могут повлиять на прибыль, а значит и на подоходный налог (налог на прибыль). К природным ресурсам относятся земля, вода, лес. Соответственно и налоги взимаются исходя из назначения, а именно: земельный налог, налог на лесной доход, плата за воду в определенной местности.
Что же касается физических лиц, то основным налогом в этой категории является подоходный налог. Его сущность заключается в том, что исходя из количества дохода, налог увеличивается или уменьшается пропорционально сумме дохода. Это дает возможность использовать данные средства для проведения различных социальных программ. Для данной категории лиц применяется также и начисление налога на имущество.
Все вышеперечисленное относится к прямым налогам, а если
косвенные виды налогов, то основными будут налог на добавленную стоимость и различного рода акцизы. Эти налоги входят в стоимость товаров и услуг. По своей сути налог на добавленную стоимость – это разница между стоимостью и материальными затратами, отнесенными на издержки предприятия. По воздействию налоги также подразделяются на:
- прогрессивные (налог возрастает быстрее, чем прирастает доход);
- регрессивные (высокий процент взимается с низких доходов и меньший процент с высоких доходов);
- пропорциональные.
Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение отводится Адаму Смиту, который впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время:
- принцип справедливости (подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности);
- принцип определенности (налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен);
- принцип удобства (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика);
- принцип экономии (каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству) [10, c.240].
Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные
принципы, разработанные Адамом Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:
- этические принципы обложения (всеобщность налогов и соразмерность обложения с платежеспособностью);
- принципы управления налогами (определенность обложения, удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков и дешевизна взимания;
- народнохозяйственные принципы (надлежащий выбор источников налогов и правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления).
В Налоговом кодексе РФ отмечаются следующие принципы налогообложения:
- принцип всеобщности и равенства налогообложения (означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);
- принцип отсутствия дискриминационного характера налогов (налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и религиозных критериев);
- принцип экономической определенности (налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
- соблюдение единого экономического пространства (не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств, либо ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций);
- принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков (означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги);
- принцип определенности элементов налогообложения (при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения);
- принцип точности и удобности уплаты налогов (акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить);
- принцип приоритетности налогоплательщика (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика).
В современных условиях в основу системы налогообложения должны
быть положены следующие основные принципы:
- принцип стабильности налогового законодательства;
- принцип открытости и доступности информации по налогообложению.
Задача
Рассчитайте сумму налогов по НДФЛ, которую предприятие обязано будет перечислить в госбюджет, если работница имеет 2 (двух) детей и оклад ее составляет 31 000 рублей в месяц.
Решение.
1) 31 000 руб. * 12 мес. = 372 000 руб. (годовой оклад работницы) Так как сотрудница имеет 2 детей, то ей предоставляется налоговый стандартный вычет на себя в размере 400 рублей и на 2 детей в размере 2 000 рублей (1 000 руб. * 2 чел.)
Налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется и действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет не применяется (гл. 23 НК РФ, ст.218, п.1, пп.3).
Налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не применяется (гл. 23 НК РФ, ст.218, п.1, пп.4).
2) Налогооблагаемая база за каждый месяц:
Январь: 31 000 руб. – (1 000 руб. * 2 чел. + 400 руб.) = 28 600 руб.
Февраль: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Март: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Апрель: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Май: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Июнь: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Июль: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Август: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Сентябрь: 31 000 руб. – 1 000 руб. * 2 чел. = 29 000 руб.
Октябрь: 31 000 руб. – 0 руб. = 31 000 руб.
Ноябрь: 31 000 руб. – 0 руб. = 31 000 руб.
Декабрь: 31 000 руб. – 0 руб. = 31 000 руб.
С февраля стандартный вычет на работницу в размере 400 рублей не предоставляется, так как сумма оклада за январь и февраль превышает 40 000 рублей (31 000 * 2 = 62 000 руб.).
С октября стандартный вычет на детей в размере 1 000 рублей не предоставляется, так как сумма оклада с января по октябрь превышает 280 000 рублей (31 000 * 10 = 310 000 руб.)
3) Налогооблагаемая база за год составляет 353 600 рублей (28 600 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 29 000 руб. + 31 000 руб. + 31 000 руб. + 31 000 руб.).
4) Сумма налога по НДФЛ, которую предприятие обязано будет перечислить в бюджет государства составляет 45 968 рублей (353 600 руб. * 13%).
Ответ: сумма налога по НДФЛ составляет 45 968 рублей.
Выводы
Поскольку главной целью экономики является удовлетворение потребностей, общество должно распределять свои ресурсы таким образом, чтобы максимально удовлетворять потребности разных субъектов хозяйствования и отдельного человека. Продукция должна быть разнообразна и качественна. Если экономика в значительной степени ориентирована на производство средств, то имеет место «производство ради производства», а такая экономика носит название экономики производителя.
Структура экономики характеризуется также долей отдельных отраслей в производстве. Такая структура называется отраслевой. Если в экономике страны преобладает промышленное производство, то такая страна называется «индустриальной», если сельскохозяйственное – «аграрной».
Производство предполагает функционирование в обществе определенных производительных сил, включающих в себя целый ряд элементов и факторов.
На всех этапах развития человечества главными факторами производства выступали рабочая сила и средства производства. Производительные силы с развитием общества постоянно развиваются и совершенствуются, поэтому в настоящее время большое значение приобретают такие факторы, как информация, технологии.
Что касается налогов, то они являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на
экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 416 с.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Основы экономики"