Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Промышленная политика РФ: цели, приоритеты, методы.
1. Понятие промышленной политики и методы её проведения
1.1 Характеристика основных понятий промышленной политики

Файлы: 1 файл

гос рег экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для  производственной деятельности, осуществляемым непосредственного государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относится субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции и создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок. Косвенные методы, минимизируя перераспределение ресурсов как таковое, изменяют ожидания производителей и, в первую очередь, оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности. Российский и международный опыт показывает, что в современной быстро меняющейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки отдельных отраслей и/или производственных комплексов оказываются неэффективными и расточительными. Основными средствами современной промышленной политики должны быть косвенные методы, такие как:

принятие нормативных  актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки  конкретных отраслей;

принятие и реализация законодательных норм, изменяющих риски, связанные с тем или иным видом производственной деятельности;

создание условий для  развития финансовой инфраструктуры производственной и, в особенности, инновационной  деятельности;

снятие ограничений  на производственную деятельности и снижение ее институциональных издержек;

реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами;

введение в хозяйственный  оборот ресурсов, ранее из него исключенных;

политика закупок.

На протяжении переходного периода государство допускало существование альтернативных режимов регулирования с правом регулируемого хозяйствующего субъекта на выбор между различными режимами. Такой подход целесообразен в том случае, если дерегулирование или резкая смена режима регулирования какой-либо деятельности затруднены из-за предполагаемых социальных последствий, предположений о недостаточном уровне конкуренции. Налоговая система представляет пример успешного сосуществования двух режимов регулирования. Так малый бизнес имеет возможность выбора между стандартной процедурой уплатой всех налогов и переходом к упрощенной системе налогообложения, когда большинство налогов заменяется одним налогом. Формирование конкурентных типов регулирования на практике позволяет выявить тот тип, который связан с наименьшими издержками для потребителей, предпринимателей и государства.


1.4 Модели, методы  проведения современной промышленной  политики

Отечественные исследователи широко обсуждают  такие модели, как «жесткая» и «мягкая» промышленная политика. Под первой из них обычно понимается политика, целью которой является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Она предполагает опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционистский курс во внешней торговле. В отличие от «жесткой» «мягкая» промышленная политика направлена на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности,

В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.

Сегодня, когда инновационное  развитие объявлено важнейшим приоритетом, грамотная промышленная политика должна быть направлена на создание высокотехнологичного, интеллектуального ядра промышленности.

Достаточно отчетливо  начинают проявляться положительные  тенденции улучшения технологической  структуры промышленности. Это имеет особое значение для страны, ибо сформировавшаяся на сегодняшний день аномальная технологическая многоукладность привела к колоссальному отставанию экономики как целостного организма от ведущих стран мира в технологическом развитии.. Данное явление получило название «голландской болезни», итогом которой является перераспределение ресурсов в рамках экономики страны в целом с высокотехнологичного уровня на низкотехнологичный.

Современная промышленная политика в России должна основываться на учете понимания нового места нашего государства в меняющемся мире. Принципиальные особенности современной промышленной политики, которые, по нашему мнению, должны быть учтены как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях и которые определяют основные отличия от традиционного понимания промышленной политики, заключаются в следующем:

- объектом современной  промышленной политики являются  не только отдельные отрасли,  производства, корпорации, но также  и производители товаров и  услуг. Это могут быть не только производственные предприятия, но и отдельные предприниматели и т. д.;

- субъектом промышленной  политики является государство  современного типа, рассматриваемое  как абстрактная корпорация, обладающая  собственным юридическим лицом,  включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими странами;

- государственная промышленная  политика сегодня формируется  как национальная промышленная  политика. Равноправными участниками ее разработки и реализации выступают не только государство и бизнес, но и научные и общественные организации, институты. Таким образом, термин «национальная» политика означает более широкое участие в ее разработке и реализации, наряду с государственными чиновниками, частного бизнеса, экспертного сообщества, политических партий, других институтов гражданского общества;

- все большее размывание  отраслевых границ за счет  диверсификации в новые виды  товаров, активизации деятельности  по инсорсингу-аутсорсингу, а также кооперации с компаниями из других отраслей привело к формированию экономики отраслей, тесно связанных между собой;

- определяющая роль  в процессе отмеченного выше  «перепроектирования» принадлежит  формированию нового технологического ядра, конвергенции технологий, связанной с реализацией принципиально новых возможностей за счет перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий, возрастающего влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. ;

- успех проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. Можно отметить, что этот механизм, так же, как и само понятие промышленной политики, претерпел значительные изменения. Еще в 1990-е гг. основная модель механизма реализации промышленной политики в нашей стране представляла собой механизм развития наукоемких отраслей, механизм реструктуризации традиционных отраслей и компенсационный механизм. Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость использования не только названных, но и разработки новых механизмов ее реализации. Среди них выделим наиболее значимые: реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба; кластерный подход к построению промышленной политики, который является не только средством достижения таких ее целей, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощным инструментом регионального развития; частно-государственное партнерство (ЧГП).

Помимо отечественных  моделей механизма реализации промышленной политики необходимо учитывать, что  в современном мире все более  пристальное внимание обращается на создание условий для формирования механизмов экономического саморазвития, на повышение значимости управления знаниями и концепций инновационной деятельности как центрального элемента промышленной политики. Такой подход позволяет использовать накопленный потенциал знаний для формирования интеллектуального ядра промышленности и такой ее структуры, которая будет адекватна технологической, отраслевой и институциональной структурам развитых стран. А это является важным условием востребованности продукции на отечественном и мировом рынках.

Содержанием промышленной политика должна стать организация и поддержка промышленных кластеров - точек роста будущей конкурентоспособности экономики территории. В рыночной экономике прообразами кластеров являются широко представленные в хозяйственной практике технопарки, инкубаторы (инфраструктурные составляющие кластера), промокруга (соединяющие крупный и малый бизнес по циклу производства). Кластеры (дословно сгустки) представляют собой естественные образования, возникающие по инициативе «снизу», исходящей от крупных предприятий или сообществ предприятий, или «сверху» - от органов власти и управления территориями. Согласно Майклу Портеру, они представляют группу географически соседствующих компаний и организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга.


С точки зрения промышленной политики, принципиальные отличия кластера от иных территориальных  образований состоят в следующем:

- географически сконцентрированное  сочетание компаний, в том числе  принадлежащих смежным отраслям. Фундамент кластера образуют сильные компании, проверенные рынком;

- широкий состав участников. Это, как правило, поставщики, сервисные организации, научные  центры, центры компетенций, специализированные  банки, учебные заведения, курсы  повышения квалификации, государственные структуры, малые предприятия;

- бизнес-климат территории (тесные связи, интенсивный обмен  идеями и информацией о новых  технологиях, использование лучших  управленческих практик).

Мировой опыт показывает, что создание кластеров представляет собой затратный процесс, в котором примерно половину объема финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но данная практика не исключает применения новых механизмов финансирования. Прежде всего, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования вкладов, а также дальнейшее развитие механизмов аутсорсинга и субконтрактинга.

Для организации промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных  исследовательских университетов, способных составить конкуренцию зарубежным образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг и инновационных разработок.

Основа кластеризации  промышленности территории - основанный на инновациях модернизационный процесс. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения. В наибольшей степени кластерные принципы промышленной политики применимы к технологической модернизации. Под технологическим кластером предлагается понимать сообщество различных предприятий, организаций на определенной территории, объединенных задачей опережающего роста приоритетных видов экономической деятельности в условиях повышения инновационной активности. (Например: если в России к инновационно-активным можно отнести только 6% промышленных предприятий, то в США - 30%, а в Германии -- 36% торгового оборота непродовольственных товаров). Такие сообщества, на наш взгляд, имеют одну существенную отличительную особенность. Используемые ими технологии могут применяться в разных видах деятельности, что способствует становлению инновационного процесса не в отдельной фирме, а в целевом секторе промышленности территории.

Выбор технологических  кластеров на территории - методически  не сложная, слабо проработанная проблема, решение которой, видимо, должно увязываться с наличием предпосылок для развития территориального потенциала критически важных технологий, а также сервисных видов деятельности, обслуживающих высокие технологии и создающих на их основе новое оборудование. Базовыми компаниями кластера на территории могут рассматриваться крупные национальные компании - операторы глобальных рынков (ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО «ММК» и др.), а также предприятия инфраструктуры сетизации крупного бизнеса (финансовой, производственной, торговой, инновационной).

В процессе реализации кластерного  подхода к развитию промышленности необходимо уделить особое внимание формированию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между участниками  процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформирование  жилищно-коммунальной сферы в России: проблемы и пути их решения.

 

Сущность, состав и структура жилищной сферы

Одним из важнейших  направлений социально-экономических  преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера - отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы  города составляет жилищный фонд: жилые  дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

§ частный - фонд, находящийся  в собственности граждан или  юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

§ государственный - фонд, являющийся собственностью государства  или субъектов РФ, а также ведомственный  фонд, находящийся в полном хозяйственном  ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

§ муниципальный - фонд, находящийся  в собственности муниципальных  образований, а также ведомственный  фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

§ общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

Информация о работе Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»