Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:03, контрольная работа
Работа содержит 7 заданий по дисциплине "Государственное регулирование национальной экономики" и ответы на них
Введение
Задание 1. Макроэкономическое регулирование национальной экономики
Задание 2. Денежно-кредитное регулирование
Задание 3. Государственное регулирование инвестиций
Задание 4. Государственное регулирование инфляции
Задание 5. Политика доходов и заработной платы
Задание 6. Налоговое регулирование
Задание 7. Приоритеты государственной экономической политики России
2. Определите величину валового национального продукта России в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (по предлагаемому ниже образцу)
Расчет валового национального продукта (кейнсианская модель):
ВНП = С + I + G + NX, NX = Э - И,
где ВНП - объем валового национального продукта; С - потребительские расходы населения; I - инвестиции; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX - чистый экспорт; Э - объем экспорта; И - объем импорта.
Таблица 1 Динамика макроэкономических показателей развития Россииза 2000-2007 гг.
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 | |||||
Номинальный ВВП, млрд р. |
7305,60 |
21624,60 |
26882,90 |
32988,60 | |||||
Золотовалютные резервы, млрд дол. США, на конец периода |
28,00 |
182,20 |
303,70 |
476,40 | |||||
Инвестиции в основной капитал, млрд р. |
1165,20 |
3534,00 |
4580,50 |
6626,80 | |||||
-//-, % ВВП |
15,90 |
16,30 |
17,00 |
20,10 | |||||
Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду |
120,20 |
110,90 |
109,00 |
111,90 | |||||
Индекс цен производителей промышленной продукции, % к предыдущему периоду |
131,60 |
113,40 |
110,40 |
125,10 | |||||
Объемы производства, % к предыдущему периоду: |
|||||||||
1. Объем промышленной продукции |
111,90 |
104,00 |
106,30 |
106,30 | |||||
2. Продукция сельского хозяйства |
107,70 |
102,40 |
103,60 |
103,30 | |||||
3. Строительство |
111,50 |
110,50 |
115,70 |
118,20 | |||||
4. Оборот розничной торговли |
108,80 |
112,80 |
113,90 |
115,90 | |||||
5. Объем платных услуг населению |
105,70 |
107,50 |
- |
- | |||||
Реальные доходы населения, % к предыдущему периоду |
113,40 |
109,30 |
110,00 |
110,70 | |||||
Среднедушевой денежный доход, р. в месяц |
2288,00 |
7848,00 |
9911,00 |
12499,00 | |||||
-//-, % к предыдущему периоду |
137,60 |
123,00 |
123,50 |
126,10 | |||||
Оплата труда наемных работников (включая скрытую), млрд р. |
2937,00 |
9474,00 |
11841,00 |
15053,00 | |||||
-//-, % к ВВП |
40,20 |
43,80 |
44,50 |
45,60 | |||||
Среднедушевой прожиточный минимум,р. в месяц |
1210,00 |
3018,00 |
3422,00 |
3847,00 | |||||
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня, % к общей численности населения |
29,00 |
17,70 |
15,20 |
13,40 | |||||
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 | |||||
Уровень дифференциации доходов, коэффициент Джини |
0,40 |
0,41 |
0,42 |
0,42 | |||||
Общий уровень безработицы (по методологии МОТ), млн чел. за год |
7,50 |
5,60 |
5,30 |
4,60 | |||||
-//-, % к экономически активному населению |
10,50 |
7,80 |
7,10 |
6,10 | |||||
Официальный курс, р. за дол. США на конец периода |
28,16 |
28,78 |
26,33 |
24,55 | |||||
Экспорт товаров, млрд дол. США |
105,00 |
243,80 |
303,60 |
355,50 | |||||
-//-, % к ВВП |
40,50 |
31,90 |
30,70 |
27,60 | |||||
Импорт товаров, млрд дол. США |
44,90 |
125,40 |
164,30 |
223,40 | |||||
-//-, % к ВВП |
17,30 |
16,40 |
16,60 |
17,30 | |||||
Доходы консолидированного бюджета, млрд р. |
2079,00 |
7611,60 |
10642,80 |
13250,70 | |||||
-//-, % к ВВП |
28,50 |
35,20 |
39,60 |
40,20 | |||||
Расходы консолидированного бюджета, млрд р. |
1871,60 |
5941,40 |
8384,00 |
11245,80 | |||||
-//-, % к ВВП |
25,60 |
27,50 |
31,20 |
34,10 | |||||
Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета, млрд р. |
207,40 |
1670,20 |
2258,80 |
2004,90 | |||||
-//-, % от ВВП |
2,80 |
7,70 |
8,40 |
6,10 | |||||
Доходы федерального бюджета, млрд р. |
1127,60 |
5125,10 |
6276,30 |
7779,10 | |||||
-//-, % к ВВП |
15,40 |
23,70 |
23,30 |
23,60 | |||||
Расходы федерального бюджета, млрд р. |
954,10 |
3512,20 |
4281,30 |
5983,00 | |||||
-//-, % к ВВП |
13,10 |
16,20 |
16,10 |
18,10 | |||||
Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета, млрд р. |
173,50 |
1612,90 |
1995,00 |
1796,10 | |||||
-//-, % к ВВП |
2,40 |
7,50 |
7,40 |
5,40 | |||||
Стабилизационный фонд (с 2004 г.), млрд р. |
- |
1237,00 |
2346,90 |
3849,10 | |||||
-//-, % к ВВП |
- |
5,70 |
8,80 |
11,70 | |||||
Кредиты небанковскому сектору со сроком погашения более 1 года, млрд р. |
226,50 |
1828,70 |
2670,50 |
4479,20 | |||||
-//-, % ВВП |
3,10 |
8,40 |
10,00 |
13,60 | |||||
-//-, % к общему объему кредитов небанковскому сектору |
28,00 |
34,10 |
33,90 |
37,40 | |||||
Ставки по кредитам предприятиям и организациям, р. |
24,30 |
10,70 |
10,50 |
10,20 | |||||
Срочность кредитов предприятиям и организациям, месяцев |
16,90 |
17,00 |
18,60 |
20,30 | |||||
Привлеченные депозиты и вклады, млрд р. |
695,80 |
3792,00 |
5607,90 |
8224,30 | |||||
-//-, % ВВП |
9,50 |
17,50 |
20,90 |
24,90 | |||||
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 | |||||
Привлеченные депозиты и вклады со сроком привлечения более 1 года, % ВВП |
1,30 |
8,80 |
10,30 |
12,40 | |||||
-//-, % к общему объему привлеченных депозитов и вкладов |
13,30 |
50,30 |
49,40 |
49,70 | |||||
Решение
Алгоритм |
Решение задания в соответствии с алгоритмом 2000 год |
Решение задания в соответствии с алгоритмом 2007 год |
1. Определение потребительских расходов С |
С = 2937 (величина известна из условия задания) |
С = 15053 (величина известна из условия задания) |
2. Определение величины чистого экспорта NX |
NX = 2956,8 - 1264,38 = 1692,42 |
NX = 8727,53 - 5484,47 = 3243,06 |
3. Определение I - инвестиции |
I = 1165,20 (величина известна из условия задания) |
I = 6626,80 (величина известна из условия задания) |
4. Определение G - государственные расходы на покупку товаров и услуг |
G = 1871,60 (величина известна из условия задания) |
G = 11245,80 (величина известна из условия задания) |
ВНП = С + I + G + NX = 2937 + 1692,42 + 1165,20 + 1871,60 = 7666,22 млрд.р. ( за 2000 год )
ВНП = С + I + G + NX =15053 + 3243,06 + 6626,80 + 11245,80 = 36168,66 млрд.р. ( за 2007 год )
Ответ: Величина валового национального продукта России в 2000 и 2007 гг. составила 7666,22 за 2000 год и 36168,66 за 2007 год.
Задание 2. Денежно-кредитное регулирование
Каковы задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования?
Ответ: Задачи центрального банка РФ.
Центральный банк является регулирующим звеном в банковской системе, поэтому его деятельность связана с:
укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам;
развитием и укреплением банковской системы страны;
обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
банкиром правительства, для этого он должен:
поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги;
предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы.
главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств.
органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.
В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами:
покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских);
залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком.
При решении пяти задач центральный банк
выполняет три основные функции: регулирующую,
контролирующую и информационно-
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-
В законе о национальном банке большое
значение отводится информационно-
Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Информационно-
Функции Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”” от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
определять порядок расчетов с иностранными государствами;
организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
2. Определите, какое значение будет принимать банковский
мультипликатор, если обязательная резервная норма для банков установлена в размере 25%. В ответе укажите, какое влияние оказывает изменение размера резервной нормы на объем денежной массы и склонность населения к сбережению.
Ответ: Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор, и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, меняя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Расчет банковского мультипликатора m:
m = (1: Обязательная резервная норма, %) × 100%.
Решение
Алгоритм |
Решение задания в соответствии с алгоритмом |
1. Определение обязательной резервной нормы для банков r |
Из условия задания r = 25% |
2. Расчет банковского мультипликатора m по формуле |
m = 1 × 100% / r = 1 × 100% / 25% = 4. |
Ответ: Банковский мультипликатор принял значение 4.
Задание 3. Государственное регулирование инвестиций
1. Какие задачи решаются в процессе осуществления государственного регулирования инвестиционной деятельности?
Ответ: Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает: 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: - совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; -защиты интересов инвесторов; - предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; - создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; -принятия антимонопольных мер; - расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; - развития финансового лизинга в Российской Федерации; - проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; - создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов; Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: - разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; - формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
Информация о работе Контрольная работа по "Государственному регулированию национальной экономики"