Контрольная работа по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров.

Файлы: 1 файл

контрольная инстит. экономика.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ

 

ДИСЦИПЛИНА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

Факультет: Заочный финансово-кредитный

Специальность: Бакалавр менеджмента, 1 курс

Номер личного дела:

Учебная группа:

 

Контрольная работа № 1

Вариант № 5

 

 

Волгоград, 2013

 

1. Спрос.  Факторы спроса.

Спрос- это количество товара или услуги, которые потребители готовы приобрести по определённой цене за определённый период.

Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара. Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует. Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.

ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены.

К неценовым  факторам относят:

  • Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
  • Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
  • Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
  • Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

К другим неценовым  факторам спроса относят:

  • Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
  • Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.

 

2. Классическая  количественная теория денег

Классическая  количественная теория денег сформировалась еще в XVI- XVII ст. и послужила методологической основой все дальнейшего развития монетаристской теории, включая и  современные ее направления. Основные ее принципы (постулаты) на протяжении многовекового развития экономической мысли лишь испытывать некоторых уточнений, дополнений, углублений, оставаясь в основе своей неизменными. Они легко просматриваются и в современных монетарных концепциях, которые дает основания утверждать, что и современная монетарная теория по сути своей есть количественной. Название количественной эта теория получила потому, что ее основоположники объясняли влияние денег на экономические процессы исключительно количественными факторами, прежде всего изменением массы денег в обороте. Определяющим признаком количественной теории являются положения о том, что стоимость денег и уровень товарных цен определяются изменениями количества денег: чем больше их в обороте, тем цены высшие, а стоимость денег низшая, и наоборот. Влияя на цены товаров и услуг, количество денег влияет и на все другие экономические процессы:

- рост номинального объема  ВВП;

- национального дохода;

- платежеспособного спроса  и др.

Количественная  теория денег зародилась в XVI ст. В  это время в Европе происходил ускоренный рост общего уровня цен, известный  в экономической истории как  революция цен, вследствие которой  средний уровень цен за период 1500 - 1600гг. возрос приблизительно в 3-5 раз. Возникшая необходимость выяснить причины этого довольно тревожного явления. Наиболее очевидной, такой, что лежит на поверхности, причиной явилось заметное увеличение притока в Европу золота и серебра из Америки после открытия этого континента в XVI ст. Это было, чуть ли не первое массовое подтверждение того, что стоимость денег, и товарные цены, зависят от их количества в обороте. При этом речь шла о полноценных деньгах - золоте и серебре, которое открывало путь для признанного положения о том, что деньги вступают в оборот с внутренней, заранее сформированной стоимостью.

Первым, кто  выдвинул идею о зависимости уровня цен от количества благородных металлов, был французский экономист Ж. Баден. В своем трактате "Ответ  на парадоксы где Мальструа" он приходил к выводу: что высокие цены хотя и предопределяются многими причинами, тем не менее, основной среди них является увеличение количества золота и серебра.

Другие экономисты XVI-XVII ст. (Б. Даванзотти, Дж. Монтарини, Д. Локк), разрабатывая эту идею Ж. Бадена, постепенно превратили ее в прямолинейный и механический вариант количественной теории, который ограничивался двумя их восходящими постулатами: причиной роста цен является рост массы денег в обороте, а мера роста цен определяется мерой роста массы денег.

 

2. 1 Различные  варианты классической теории  денег

Большой вклад  в разработку количественной теории денег внес американский экономист  И. Фишер (1867-1947 гг.), который разработал так называемый трансакционный вариант  этой теории и ее упрощенную модель – уравнение обмена:

 

                                     М • V = Р • Y                                        (1)

 

где

М – количество денег в обращении;

V – скорость  оборота денег;

Р – уровень  цен;

Y – уровень  реального объема производства.

По сути дела данное уравнение является тождеством, поскольку обе его части являются выражением одной и той же величины – суммы денежных платежей за товары и услуги за определенный промежуток времени.

Исследуя взаимосвязи, выраженные уравнением обмена, И. Фишер  рассматривал V и Y как величины достаточно постоянные в краткосрочном периоде. Скорость оборота денег, по его мнению, зависит только от институциональной структуры платежной системы и технологий расчетов, которые изменяются очень медленно, а объем реального производства неизменен вследствие того, что рыночному хозяйству присуще полное использование всех производственных ресурсов.

Таким образом, из уравнения обмена следовал вывод, что уровень цен зависит только от количества денег в обращении.

Позднее было доказано, что скорость оборота денег также оказывает влияние на процесс ценообразования, поскольку она не является стабильной величиной и может значительно колебаться и на долгосрочных, и на краткосрочных интервалах. Соответственно взаимосвязь между денежной массой и уровнем цен уже не рассматривается как прямолинейная и жесткая, допускается также возможность и определенного обратного воздействия.

Наряду с  трансакционным вариантом количественной теории И. Фишера широкое распространение  получил кембриджский вариант этой теории (теория кассовых остатков), разработанный английскими экономистами А. Маршаллом (1842-1924 гг.) и А. Пигу (1877-1959 гг.). Уравнение, выражающее упрощенную модель кембриджского варианта, аналогично уравнению И. Фишера:

 

М = k • PY                                                          (2)

 

где

М – количество денег в обращении;

k = 1 / V;

Р – уровень цен;

Y – уровень реального  объема конечного продукта производства.

Как и И. Фишер, представители  кембриджского направления считали, что уровень цен определяется количеством денег в обращении. Это видно из уравнения, поскольку k в нем рассматривается как константа (в силу того что постоянной величиной является скорость обращения). Различие двух этих подходов заключается в трактовке спроса на деньги.

И. Фишер считал, что спрос  на деньги зависит только от доходов  экономических агентов, то есть от объема сделок, осуществляемых при заданном уровне ВВП (PY) и сложившейся скорости оборота денег. Процентные ставки не оказывают влияния на спрос, так  как люди хранят деньги только для оплаты сделок (трансакций) и поэтому сами не могут решать, какое количество денег оставлять у себя на руках (трансакционный мотив хранения денег).

Кембриджский вариант  количественной теории допускает, что  люди определенную часть своего дохода склонны сберегать в денежной форме. Признавая трансакционный мотив хранения денег, представители этой школы рассматривают деньги не только как средство обмена, но и как средство сохранения богатства. В связи с этим они предположили, что спрос на деньги зависит также и от размера богатства. Коэффициент k исходя из формулы равен отношению М к PY и показывает, какую часть совокупного номинального дохода небанковский сектор предпочитает хранить в денежной форме.

Таким образом, в обоих  вариантах количественной теории спрос на деньги пропорционален совокупному номинальному доходу. Однако, в отличие от трансакционного варианта, отрицающего возможность изменения спроса на деньги на краткосрочных интервалах под воздействием колебаний процентной ставки, кембриджская школа допускает влияние ставки процента на спрос, так как решение об использовании денег в качестве средства сохранения богатства зависит от ожидаемой доходности других активов, также выполняющих функцию средства сохранения богатства.

 

3. Концепция институционализма Р. Коуза

«Институционализм» - происходит от понятия «институт», который означает принятый в обществе определённый обычай, порядок, закреплённый в виде закона или учреждения. Институт состоит из ряда норм поведения (институций), которые регулируют взаимодействие экономических агентов в рамках определённого института. По сути институция – это определённый шаблон действий : субъект А в ситуации В предпринимает действие V и окружающие его агенты именно этих действий от него и ожидают. Таким образом институты и институции заранее расписывая действия экономических агентов, позволяют им экономить время при принятии решений. В более широком смысле институционализм исследует влияние на экономику не экономических факторов: исторических, культурных, религиозных, социальных и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Институциональной экономике"