Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:55, контрольная работа
Несогласие сторонников теории неполной рациональности Г. Саймона с моделью рационального выбора реализовалось в развитии шести альтернативных интерпретаций рационального поведения. Каждая из этих интерпретаций позволяет четко сформулировать условия, при которых рациональное поведение остается возможным (табл 1).
1. Понятие когнитивных ограничений рационального выбора………………3
2. Основы теории неполной рациональности Герберта Саймона……………7
3. Алгоритм достижения цели. Рациональность, основанная на процедуре.....9
4. Список литературы…………………………………………………………….11
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Омский филиал
Контрольная работа по институциональной экономике.
Вариант № 10.
Выполнила студентка 1 курса
Специальность: Бакалавр менеджмента
№ 100.18/120070
Дневная группа
Швайко С. С.
Проверила Васильева Т.В.
Омск 2013
Содержание
1. Понятие когнитивных ограничений рационального выбора………………3
2. Основы теории неполной рациональности Герберта Саймона……………7
3. Алгоритм достижения цели. Рациональность, основанная на процедуре.....9
4. Список литературы…………………………………
1. Понятие когнитивных ограничений рационального выбора.
Несогласие сторонников теории неполной рациональности Г. Саймона с моделью рационального выбора реализовалось в развитии шести альтернативных интерпретаций рационального поведения. Каждая из этих интерпретаций позволяет четко сформулировать условия, при которых рациональное поведение остается возможным (табл 1).
Таблица 1 Условия, при которых рациональное поведение остается возможным.
Модель ограниченной рациональности |
Тип ограничения |
Как это ограничение влияет на рациональное поведение |
Условия, при которых рациональное поведение возможно |
Модель удовлетворительности |
Когнитивные способности ограничены |
Индивид совершает не оптимальный выбор, а останавливается на первом же варианте, удовлетворяющем заранее заданным им критериям |
Издержки на принятие решений равны нулю |
Модель издержек |
Издержки на поиск информации велики |
Индивид сравнивает не все альтернативы, он всегда оценивает издержки на поиск информации о новой альтернативе и ожидаемую полезность этой альтернативы |
Издержки на поиск информации равны нулю |
Модель надежности |
Когнитивные способности ограничены (несоответствие C – D) |
Ввиду сложности решаемой проблемы и высокой вероятности ошибки индивид предпочитает использование привычных методов ее решения поиску оптимальных |
Компетенция индивида (C) соответствует степени сложности проблемы (D) |
Модель робота |
Когнитивные способности ограничены |
Индивид действует наподобие робота, по заранее определенным программам. Степень совершенства робота зависит от числа программ |
Проблема состоит из множества простых подзадач |
Модель обучения |
Когнитивные способности ограничены |
Индивид учится делать оптимальный выбор на ошибках, как своих, так и чужих |
Ситуация выбора повторяется. Память совершенна |
Модель эволюции |
Доля индивидов, ведущих себя рационально, в их общем числе |
Следование наиболее распространенным в социуме нормам поведения обеспечивает больший выигрыш |
Норма рациональности широко распространена в социуме |
Акцент на ограничениях модели рационального выбора позволяет по-иному посмотреть на соотношение четырех идеальных типов поведения по Веберу. Их можно представить в качестве континуума, при этом тип поведения становится функцией двух переменных: степени жесткости когнитивных ограничений и степени полноты информации, используемой для принятия решения. Заметим, что объем используемой информации зависит от издержек на ее поиск, следовательно, в конечном счете речь идет о когнитивных ограничениях и величине издержек на поиск информации (рис. 1).
Рис. 1 Четыре идеальных типа поведения по Веберу.
Очевидно, что по мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решений усложняется за счет увеличения объема принимаемой во внимание информации, совершенствования ее обработки. Причем речь идет не только о количественной разнице: информация становится неоднородной, а процедура ее обработки включает все большее число элементов.
Так, вся информация, необходимая для аффективного поведения, заключена во внешнем стимуле (например, внезапно возникнувшем желании), и она напрямую воздействует на поведение по модели "стимул-реакция". В случае целерационального поведения индивиду необходима информация о ресурсах, интересах, возможностях, целях, задачах, а обработка этой разнородной информации принимает форму многоступенчатых схем. (Рис. 2)
Рис. 2. Многоступенчатая схема.
2. Основы теории неполной рациональности Герберта Саймона.
Теория неполной рациональности Герберта Саймона учитывает существование не только информационных издержек, но и когнитивных ограничений. В ней предполагается, что индивид не только не способен собрать весь объем информации о сделке и о ситуации на рынке, он не способен и собранную информацию обработать оптимальным образом. «Разум, способность к обработке информации тоже являются редкими ресурсами». Учет когнитивных ограничений требует пересмотра самого принципа оптимизации , лежащего в основе модели рационального выбора. Он заменяется на принцип удовлетворительности. Представим различие между двумя принципами графически, анализируя ситуацию выбора потребителем товара по двум критериям — Q и Р (например, качество и доступность цены) (рис. 3).
Рис. 3. Различие между принципами.
Если потребитель оптимизирует свой выбор, то он должен остановиться на варианте (а), в котором значение двух параметров выбора, Р и Q, максимально. Если же потребитель принимает в расчет издержки на получение и обработку информации, то он заранее задает себе рамки допустимого выбора Р' и Q' (например, приемлемую цену и качество товара) и останавливается на первом варианте, удовлетворяющем этим критериям (г). Тем самым экономятся затраты на поиск и обработку информации о всех товарах на рынке.
Итак, теория неполной рациональности позволяет следующим образом скорректировать наше понимание рациональности как нормы. Во-первых, степень рациональности зависит от процедуры принятия решения. Так, оценка вероятности события через его "репрезентативность" является примером процедуры, с помощью которой индивид упрощает для себя решение задачи. Во-вторых, существование множества процедур принятия решения возвращает нас к идее множества "рациональностей", наиболее ярко выраженной в подходе экономики соглашений. Поэтому для описания рациональности как нормы поведения уместнее использовать термин "обоснованное (raisonable) действие". Тем самым акцент в анализе переносится на процедуру и способы обоснования действия, причем полная рациональность является лишь предельным случаем в ряду всех возможных процедур и способов взаимной интерпретации.
3. Алгоритм достижения цели. Рациональность, основанная на процедуре.
Графическая интерпретация различных моделей принятия решения позволяет увидеть роль, которую играет процедура в обеспечении рационального выбора. Чем более рационален индивид, тем сложнее процедура, тем больше факторов и соответствующей им информации должно быть принято во внимание. И наоборот, неполная рациональность подразумевает выполнение индивидом в процессе принятия решений простейших алгоритмов. Упрощение процедуры влияет на конечный результат. Если в случае полной рациональности результат оптимален и потому единственен, то в случае неполной рациональности конечный результат начинает зависеть от алгоритма принятия решения. Множеству различающихся по степени сложности алгоритмов соответствует множество возможных результатов. Именно в этом смысл понятия процедурной рациональности: этот термин подчеркивает зависимость конечного результата от избранной процедуры принятия решения.
Таким образом, тезис о
единственности равновесия на рынке
ставится под вопрос, ведь даже на уровне
индивидуального принятия решений
однозначное решение
Рис.4. Алгоритм принятия решения.
На схеме сплошными стрелками показаны варианты положительного ответа на вопрос, а прерывистыми – отрицательного.
Выводы. Итак. теория неполной рациональности позволяет следующим образом скорректировать наше понимание рациональности как нормы. Во-первых, степень рациональности зависит от процедуры принятия решения. Так, оценка вероятности события через его «репрезентативность» является примером процедуры, с помощью которой индивид упрощает для себя решение задачи. Во-вторых, существование множества процедур принятия решения возвращает нас к идее множества «рациональностей», наиболее ярко выраженной в подходе экономики соглашений. Поэтому для описания рациональности как нормы поведения уместнее использовать термин «обоснованное (raisonable) действие». Тем самым акцент в анализе переносится на процедуру и способы обоснования действия, причем полная рациональность является лишь предельным случаем в ряду всех возможных процедур и способов взаимной интерпретации.
Список литературы.
1. Олейник А.Н. Институциональная экономика:Уч. пособие.- М: ИНФРА-М, 2000.
2. http://www.univer5.ru/
3. http://fineco-biz.com
4. http://institutional.narod.ru
Информация о работе Контрольная работа по "Институциональной экономике"