Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:09, контрольная работа
Историческая школа — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах; использование в основном индуктивного метода. Историческая школа, направление вульгарной буржуазной политической экономии, возникшее в середине 19 века в Германии. Оно явилось буржуазно-помещичьей реакцией на неприемлемые для господствующих классов научные положения классической буржуазной политической экономии, на усиливавшееся рабочее движение и отражавшие его интересы, социалистические теории.
1.Введение
2.Исторический метод, его значение в развитии экономической науки
3.Теория национальной экономики
4.Сопоставьте основные положения «старой» и «молодой» исторической школы
5.Заключение
6.Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии, истории и права
Факультет: Финансово-кредитный
Специальность (направление): Бакалавр экономики
Контрольная работа
По дисциплине «История экономической мысли»
Вариант №9
Выполнил:
Бакалавр: Гришина Ю.С.
(Ф.И.О.)
Группа № 2 курс (дневная)
Личное дело №11флд11411
Преподаватель: Торопов В.П.
(Ф.И.О.)
Тула 2012
Содержание
Введение
Историческая школа — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах; использование в основном индуктивного метода.
Историческая школа, направление вульгарной буржуазной политической экономии, возникшее в середине 19 века в Германии. Оно явилось буржуазно-помещичьей реакцией на неприемлемые для господствующих классов научные положения классической буржуазной политической экономии, на усиливавшееся рабочее движение и отражавшие его интересы, социалистические теории. Своё название школа получила от вульгарно-исторического метода, который ее теоретики пытались ввести в политическую экономию. Основоположник исторической школы — Вильгельм Рошер. Наиболее видные представители: Бруно Гильдебранд, Карл Книс. Карл Маркс характеризовал историческую школу как крайнюю ступень вульгаризации буржуазной политической экономии. В отличие от других школ вульгарной буржуазной политической экономии, историческая школа под давлением быстрого развития капитализма и буржуазных революций на словах признавала исторический характер социально-экономических явлений. Но вместе с тем теоретики школы пытались с помощью исторического метода обосновать тезис о вечности частной собственности на средства производства и капиталистической эксплуатации. Историческая школа признавала только эволюционные изменения второстепенных социально-экономических явлений и отвергала объективную неизбежность революционного ниспровержения капиталистического способа производства.
От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематика. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов. «Историки» акцентируют
внимание на том, что ни одна общественно
– экономическая форма не является
полностью завершенной; она постоянно,
совершенствуется, изменяется. Экономические
теории, представляющие собой обобщения
практики, также не следует абсолютизировать,
считать их универсальными, соответствующими
условиями каждого Положения и выводы классической и неоклассической школ критикуются «историками» за схематизм и неоправданные абстракции. Важно учитывать условия, специфику отдельных стран, каждой эпохи. Главное – исторические факты, которые используются как аргументы, а не логические рассуждения и схемы. Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный инструмент изучения исторической реальности. Экономические законы не являются универсальными и всеобщими категориями. Бруно Гильдебрант (1812-1917) ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Карл Книс (1821-1898) считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения. Представители «молодой» школы историков (Густав Шмоллер, 1838-1917, Адольф Вагнер, 1835-1917) не отрицали существования экономических законов, но отмечали, то открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты. Историческая школы расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования. [2,стр. 36]
Идеолог Фридрих Лист (1798-1846)
в своем основном труде «Национальная
система политической экономии» (1841)
сформулировал так называемые теории
производственных сил, экономического
прогресса нации в процессе смены
устаревших стадий производства новыми,
а также обосновал Главные идеи его труда: - для каждой группы
страны характерна своя - задача национальной
политической экономии - богатство нации составляют ее производительные силы; - выделил 3 стадии производства:
земледельческую, - защитил государственную политику протекционизма; - считал, что необходимо
развивать те отрасли Важным инструментом в
процессе становления народного
хозяйства нации становится политика
протекционизма (ограничение поступления
в страну импортных товаров путем
введения высоких ввозных пошлин),
также упор на стимулирование развития
транспорта и технических знаний.
Однако не следует думать, что Лист
был против свободы внешней торговли;
после полного подъема
|
В развитии исторических школ выделяют 2 этапа:
- «старая» историческая школа (40-е годы 19 века), ее идеологами являлись Ф.Лист, В. Рошер.
- «молодая» историческая школа (80-е годы 19 века), ее представителями были Л.Брентано, Э.Дюркейм, В.Зомбат. [4, стр.57]
Концепция «старой» исторической
школы нашла оформление в трудах:
Вильгельма Рошера; в трудах Бруно
Гильдебранта; и в работах Карла
Книса. Этими работами были обозначены
принципы «исторического метода в политэкономии»,
и сформированы основные ценности направления,
которые сводились к
- экономическая наука
способна лишь описать
- не существует абстрактных
экономических или неизменных
«естественных» законов,
- вследствие того что
любое современное
- именно в прошлом нации следует искать ответы на вопросы, почему одни из них добиваются успеха в экономической деятельности, а другие, казалось бы, талантливые и мудрые, терпят фиаско. При этом необходимо сравнивать, как протекало развитие тех или иных экономических процессов у разных народов.
- следует учитывать также
влияние на экономическое
Руководствуясь этими постулатами, профессор Геттингенского и Лейпцигского университетов В. Рошер рассматривал политэкономию как науку о социальном хозяйстве, доказывая, что не может быть одного экономического идеала для всех народов. Он призывал изучать сначала природу народа, его хозяйственные потребности, а затем рассматривать учреждения, способствующие удовлетворению его потребностей, и только после этого анализировать успехи и неудачи. Рошер решительно выступал против всякого революционного преобразования общества, называя его «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Он объяснял хозяйственные явления путем поиска исторических аналогий, а стимулом экономического развития считал неравномерность распределения доходов в обществе. Особенностью творчества двух других выдающихся экономистов являлось:
- Б. Гильдебрант разделял взгляды В. Рошера, отрицал эксплуататорскую природу капитализма;
- К. Книс защищал тезис о вечности капиталистического строя.
[1, стр.123]
Идеи «молодой» щколы не только сохраняют преемственность с предшественниками, но и отражают новые реалии, сложившиеся после объединения Германии. Комплекс основных методологических идей школы можно представить следующим образом.
- При анализе экономических
процессов учитываются
- Теоретические обобщения возможны, но только в результате исследования конкретного исторического опыта народов и сравнительного изучения реальных фактов их исторического развития.
- Тем не менее в центре
внимания должны все же
- В результате практических исследований выделяются 3 важных сферы экономической практики:
1) частное хозяйство (господство личного интереса);
2) государственное хозяйство
(преобладание интереса
3) хозяйство харитативное
(с акцентом на
- Исходя из посылки,
что «тонкая человеческая
- Провозглашается политика
активного вмешательства
Лидер молодой исторической
школы – Л. Брентано писал, что
«точное описание даже самых скромных
явлений экономической жизни
имеет несравненно большую
Г. Шмоллер настаивал на том, что народное хозяйство принадлежит миру культуры и потому характеризуется общностью языка, обычаев, истории. Он считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.
К. Бюхер представил концепцию развития народного хозяйства, основанную на «длине пути», который проходит продукт от производителя до потребителя. Его работы содержат уникальные фактические материалы по проблемам средневековых городов, укладу их жизни. [5,стр.24]
Заключение
Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.
От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.
«Историки» акцентируют
внимание на том, что ни одна общественно-политическая
форма не является полностью завершенной;
она постоянно
Между тем главная заслуга
представителей «старой исторической
школы» заключается, прежде всего, в
формировании альтернативных классической
школе методологических положений,
которых впоследствии придерживались
все авторы последующих этапов социально-исторического
направления и которые затем
легли в основу методологии социально-
Список использованной литературы
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономической мысли"