Контрольная работа по "Истории экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Особенности экономического развития стран Древнего Востока; основные черты способов производства при первобытном строе и в рабовладельческую эпоху?
Вопрос 2. Экономическое развитие Западной Европы в эпоху феодализма. Особенности развития России в этот период?
Вопрос 3. Разложение феодальной и рождение капиталистической экономики в Западной Европе.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

         Но к моменту Октябрьской революции социалистическая экономика в России еще не сложилась, следовательно, революция была преждевременной. На это обстоятельство указывали оппоненты В. И. Ленина, да и самого его смущало то обстоятельство, что революция произошла в "мелкокрестьянской стране". Революция создала только новое государство. Поэтому было решено, что социалистическую экономику следует строить сознательно и тем самым еще раз нарушить законы экономического развития.

        При этом было неизвестно, как надо строить социалистическую экономику. Из работ классиков марксизма были известны общие основные принципы новой экономики, но не выгоды ее построения. Поэтому история Советского государства — это цепь экспериментов, поиски путей строительства социалистического хозяйства

 

        НЭП- это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались объективными обстоятельствами и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. С этой точки зрения становится правильное понимание смысла термина " новая экономическая политика", новая, т.е. сменяющая старую, военно-коммунистическую, и выдвигающая на первый план экономические методы управления . НЭП кончается тогда, когда вместо экономических наступает полное господство методов административных, насильственных, чрезвычайных.

     Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство началось весной 1921г. при выполнении решений X съезда РКП ( б) л замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога были на 30-50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма.

        В 1921 - 1924гг. проводятся  реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы и др. В результате перестройки системы управления государственной промышленностью вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число служащих сократилось с 300 тыс. до 91 тыс. Аппарат других наркоматов подвергся сокращению. Были ликвидированы ряд наркоматов и комиссия ГОЭЛРО. Центральным органом перспективного государственного планирования стал Госплан.

       С окончанием военных действий была сокращена численность Красной Армии с пяти миллионов до 562 тыс. человек. В 1924 году была проведена денежная реформа НЭПа, имевшая огромное экономическое и политическое значение. Народное хозяйство получило твердую денежную единицу - червонец, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью ввести валютно-торговые операции как внутри Страны, так и за рубежом.

       С переходом к НЭПу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. Советское государство прибегало к акционированию своих предприятий для привлечения в их состав иностранного капитала, и прежде всего для обеспечения таким предприятиям возможности работы на хозяйственном расчете.

      А период НЭПа в сфере промышленности относительно широкое распространение получает аренда. На 1 сентября 1922 г. в аренду было сдано 3800 заведений, на которых работало в общей сложности 680 тыс. рабочих. Половина из них арендовалась частными лицами. Частные предприятия обеспечивали в это время примерно 1/5 промышленного производства России.

      Если государство в 20-е годы сохраняло господствующие позиции в сфере оптовой, то в области оптово-розничной торговли частному капиталу принадлежало не менее половины объема купли-продажи. В розничной же торговле частный капитал контролировал в 1923г. 83% общего объема деятельности.

     Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. В 1923 г. посевные площади увеличились до 91,7 млн. га, что составило 99,3 % к уровню 1913. В 1925г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909-1913 гг. К 1927г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве. В 20-е годы на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3-4% , бедняков -22-26% , батраков -10-11%. Общее число крестьянских хозяйств за 1922 - 1926гг. в результате разделов земли увеличилось на 2,6 млн., т.е. на 13% к уровню 1913г.

    В годы НЭПа были разработаны целый ряд кодексов: Гражданский, Земельный, Трудовой, Уголовный и др. Составной частью НЭП было возрождение биржевого дела. Постановлением СНК от 20 октября 1922 года для совершения операций с ценными бумагами были организованы фондовые биржи. На первое октября 1926 года в стране функционировало 114 бирж. Их членами были 8 514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц, 67% приходилось на государственные и кооперативные организации, 33% на частных предпринимателей. Биржи стали важными центрами коммерческой инициативы, хотя их операции в основном были связаны с движением реального капитала, а организация свободных торгов только начиналась. Осуществление НЭПа  привело к подъему производительных сил страны и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.

     Еще в начале перехода к НЭП  было заявлено, что она вводится твердо и на долгий срок. Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода  НЭПа

 

 

 

 

 

Вопрос 10. Основные черты хозяйственных  реформ конца 20-30-х годов и экономика  СССР в годы довоенных пятилеток.

 

ОТВЕТ:

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В его документах обосновывалась потребность в максимальном развитии производства средств производства для обеспечения экономической независимости страны. Подчеркивалась важность создания социалистической промышленности на основе повышения ее технического оснащения. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Главное внимание в первые годы указанного периода, уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились свыше 500 новых заводов, в их числе Саратовский и Ростовский сельскохозяйственного машиностроения, Карсакнайский медеплавильный и др. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс). Развитие и расширение промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий. Кроме внутрипромышленного накопления источником финансирования стало перераспределение в пользу индустрии национального дохода.

Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе  управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в течение длительного времени. Для него была характерны чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий.

 

Вопрос 11. Экономика СССР в период Великой  Отечественной войны и восстановления и развития хозяйства в 1946-1957 гг.

 

ОТВЕТ:

      Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. Задания плана - по сравнению с предыдущей пятилеткой - выглядели более реалистичными и умеренными.

  • За годы второй пятилетки было сделано:
  • Сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций.
  • В Москве была проложена первая линия метрополитена.
  • Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик.
  • На Украине были возведены предприятия машиностроения,
  • в Узбекистане - заводы по обработке металла.

Завершение выполнения второго  пятилетнего плана было объявлено  досрочным - снова за 4 года и 3 месяца. В некоторых отраслях промышленности действительно были достигнуты очень  высокие результаты. В 3 раза выросла  выплавка стали, в 2,5 раза - производство электроэнергии. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. Вместе с тем развитию легкой промышленности, производящей предметы потребления, не уделялось должного внимания. Сюда направлялись ограниченные финансовые и материальные ресурсы, поэтому результаты выполнения второй пятилетки по группе "Б" оказались значительно ниже запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям).

К концу второй пятилетки было организовано свыше 243 тыс. колхозов. В их составе находилось свыше 93% от общего числа крестьянских дворов. В 1933 г. была введена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. Устанавливаемые на нее государственные цены были в несколько раз ниже рыночных. Планы колхозных посевов составлялись руководством МТС, утверждались исполкомами районных Советов, затем сообщались сельскохозяйственным предприятиям. Вводилась натуральная оплата (зерном и сельхозпродуктами) труда механизаторов МТС; ее размеры определялись не колхозами, а вышестоящими инстанциями. Введенный в 1932 г. паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств.

 Экономические преобразования конца 20-х — начала 30-х годов коренным образом изменили структуру населения.

  1. 7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях - в совхозах и МТС.
  2. Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов.
  3. Численность городского населения в 1929-1931 гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. человек, в 1931-1933 гг. - на 2,04 млн. К 1939 г. в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения).
  4. Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937 г.
  5. Была ликвидирована безработица.
  6. Главным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники.
  7. В годы первой пятилетки выходцы из деревни составили 68%, а в период второй - 54% общего числа новых пополнений.
  8. В социальной психологии новых рабочих преобладали черты крестьянского менталитета и традиций. Приток вчерашних крестьян на стройки пятилеток пополнял ряды неквалифицированной рабочей силы, что приводило к текучести кадров, падению дисциплины, производственному травматизму, выпуску бракованной продукции, многим негативным нравственно-социальным последствиям. Однако часть квалифицированных рабочих в связи с переходом на сдельную оплату достигала высоких показателей в результатах своего труда. Появились рабочие-выдвиженцы, которых направляли на учебу или на руководящие хозяйственно-управленческие посты.

 

 

 

 

 

Вопрос 12. Экономическое развитие СССР в 60-80-х  годах; сущность и важнейшие экономические  реформы в этот период.

 

ОТВЕТ:

В 1959 г., когда принимался семилетний план на 1959-65 гг., впервые была поставлена и научно обоснована задача интенсификации производства, со вторичного выдвижения которой на первый план начались и реформы в середине 80-х годов. Промышленность может развиваться либо экстенсивным путем, либо интенсивным.

          Экстенсивный путь — это путь количественного роста через увеличение производственных мощностей, численности занятых и количества перерабатываемых ресурсов.

          Интенсификация — это рост производства за счет увеличения производительности труда, за счет технического прогресса.

Необходимость перехода к интенсификации диктовалась тем обстоятельством, что экстенсивным путем невозможно увеличить производство в расчете на душу населения, повысить материальный уровень жизни людей. Между тем, мирные условия развития, когда не надо было уже концентрировать усилия на восстановлении хозяйства или индустриализации, выдвигали на первый план задачу именно повышения материального уровня жизни. Экстенсивный путь означает, что количество продукции на занятого в производстве работника не увеличивается, следовательно, не увеличивается оно и на душу населения. Увеличить производство на душу населения можно лишь через рост производительности труда. В основе развития производства лежит сочетание экстенсивных к интенсивных факторов, так что можно говорить лишь о преобладании того или иного направления.

На первый взгляд, промышленность в годы семилетки развивалась  вполне успешно. Было намечено увеличить  промышленное производство на 80%, а  выросло оно на 84%, так что количественно  план был перевыполнен. Произошли  структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс.

Химическая промышленность увеличила  производство в 2,5 раза: рост выпуска  синтетических материалов был одним  из ведущих направлений в техническом  прогрессе нового времени. Однако некоторые  из этих прогрессивных структурных  сдвигов происходили с запозданием: угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд «старых» отраслей уже после первой мировой войны. На первый план выдвигались отрасли научно-технической революции: роботехника, микроэлектроника и т.п. Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам в строительстве, когда детали здания готовились на заводе, а строительная площадка превращалась в сборочную. На железных дорогах переходили от паровозов к тепловозам и электровозам.

Но за годы семилетки темпы роста  производительности труда не увеличились, а понизились. Сократилась фондоотдача, т.е. выпуск продукции на единицу  основных фондов. Выпуск продукции  вырос на 84%, а основные фонды промышленности — на 100%. А ведь при интенсификации фондоотдача должна расти: новые фонды — новая техника, более производительная. Таким образом, те показатели, которые отражают процесс интенсификации, свидетельствовали о замедлении этого процесса. Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Административная система исключала конкуренцию, а без нее предприятия не были заинтересованы в техническом прогрессе.

Поэтому в 1965 г. было принято решение  о проведении экономической реформы — о переходе от административных к экономическим методам управления хозяйством. Экономические методы — использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности.

По новому положению прибыль  предприятия стали делить на две части. Одна по-прежнему передавалась государству, другая оставалась в распоряжении предприятия и расходовалась на обновление оборудования, на повышение заработной платы, на культурно-бытовые нужды работников предприятия. Таким образом, процветание коллектива предприятия в какой-то степени ставилось в зависимость от его рентабельности.

В связи с этим были изменены и  плановые показатели работы предприятий, которыми оценивалась его деятельность. Прежде главным показателем считалась  валовая продукция, т.е. общее количество произведенной продукции. Может быть, это была ненужная продукция, которая не находила спроса, но предприятие не отвечало за ее реализацию.

По новому положению на первый план в оценке деятельности предприятий  были выдвинуты два других показателя: реализованная (проданная) продукция и рентабельность.

Новые показатели требовали увеличения хозяйственной самостоятельности  предприятий, поэтому было принято  «Положение о социалистическом предприятии», которое несколько расширяло  их права. В новых условиях, чтобы обеспечить сбыт продукции, а не просто сдать ее на склад, надо было найти покупателей, заказчиков, заключить с ними контракты, а это, как предполагалось, было возможно только при достаточно высоком качестве продукции. И экономисты уже говорили, что со временем план предприятия будет комплектоваться на основе портфеля его заказов.

Таковы были основные направления  экономической реформы 1965 г. Но всё же она не обеспечила переход к экономическим методам хозяйствования. Прежде всего потому, что сохранялся стереотип: социализм — это план, капитализм — это рынок. Хозрасчетные, товарно-денежные отношения были приняты лишь как дополнение к административному планированию. По-прежнему план определял объем продукции и другие показатели, и только сверхплановая продукция подпадала под действие рынка.

Фонд и размер заработной платы  по-прежнему определялись сверху и  обеспечивались за счет бюджета, и только премии зависели от прибыли. Но и эти  премии из поощрения за хорошую работу превратились в узаконенную тринадцатую зарплату. Предполагалось, что в новых условиях хорошо работающие должны зарабатывать и жить намного лучше, чем плохо работающие. Но в это была внесена оговорка, что работники нерентабельных предприятий не должны страдать, что все трудящиеся должны иметь одинаковые условия. В результате у тех, кто добивался успехов, часть заработанного отбиралась и передавалась тем, кто сам не мог заработать. Тенденция уравниловки победила.

Реформа вообще не задела центральные  органы управления хозяйством. Предполагались прямые торговые связи между предприятиями и, как следствие, конкуренция. Но это противоречило сохранявшейся системе централизованного распределения ресурсов. И план предприятия определялся не портфелем заказов, а тем количеством ресурсов, которое удавалось получить по линии Госснаба.


Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономике"