Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:21, контрольная работа
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – международная экономическая организация социалистических стран, - был образован в 1949 году. Создание СЭВ было ответом на американский «план Маршалла» (1947) - экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. СЭВ был призван содействовать, путем объединения и координации усилий стран-членов организации, углублению и совершенствованию сотрудничества, планомерному развитию их хозяйства, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития.
Совет экономической взаимопомощи. Цели создания..............................................3
Правовая основа............................................................................................................5
Причины распада СЭВ.................................................................................................7
Правопреемники СЭВ..................................................................................................8
Выводы.........................................................................................................................10
Список литературы.....................................................................................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева
Кафедра «“Экономики»
Контрольная работа
По дисциплине: «История экономики»
Красноярск 2011 г
Содержание
Совет экономической
взаимопомощи. Цели создания......................
Правовая основа...............
Причины распада СЭВ...................
Правопреемники СЭВ............
Выводы........................
Список литературы.............
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – международная экономическая организация социалистических стран, - был образован в 1949 году. Создание СЭВ было ответом на американский «план Маршалла» (1947) - экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. СЭВ был призван содействовать, путем объединения и координации усилий стран-членов организации, углублению и совершенствованию сотрудничества, планомерному развитию их хозяйства, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития. СЭВ в своей деятельности руководствовался Уставом (вступил в силу в 1960 г.), основными принципами международного социалистического разделения труда (1962г.), Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ (1971г.) и другими документами. С момента создания СЭВ был открытой организацией, в которую могла вступить любая страна. В СЭВ входили Народная Республика Болгария, Венгерская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Республика Куба, Монгольская Народная Республика, Польская Народная Республика. Социалистическая Республика Румыния, СССР, Чехословацкая Социалистическая Республика. В 1949г. в СЭВ вступила Албания, однако с конца 1961г. в деятельности организации не участвовала. С 1961г. в деятельности СЭВ по некоторым вопросам принимала участие Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Высший орган Совета - его сессия, уполномоченная обсуждать принципиальные вопросы, входящие в компетенцию СЭВ, и определять основные направления его деятельности. Руководящие органы: Исполнительный Комитет, Секретариат Совета, местопребыванием которых является г. Москва.
Уровень экономического развития стран - членов СЭВ (за исключением Чехословакии) был ниже, чем в СССР. Поставки дешевых энергоносителей привели к экономическому росту в государствах социалистического лагеря. В рамках СЭВ удалось реализовать такие проекты, как нефтепровод «Дружба», единую энергосистему «Мир». Развитие соцстран определялось взаимной кооперацией и разделением труда: Венгрия выпускала автобусы, консервированные продукты; ГДР – одежду, электротехническую продукцию; Польша-суда, косметику, фармакологию; Чехословакия – электровозы, обувь, одежду; Монголия поставляла кожу, шерсть; Куба – сахар; Румыния – мебель; болгары выращивали овощи, фрукты и табак. Затем все это экспортировалось в СССР в обмен на дешевые нефть и газ, лес, металл, а также техническую документацию НИОКР и высокотехнологичную продукцию машиностроения, приборостроения и оборонной промышленности. Взаиморасчёты стран осуществлялись переводными рублями СЭВ через банки МБЭС и МИБ. Страны СЭВ, насчитывающие всего 8% населения стран мира, обеспечивали выпуск 30% от общего объёма мировой продукции.
Эффективная динамика СЭВ, ведущих экономную стратегию развития, очень беспокоила ведущие страны Запада, осуществлявших расточительную стратегию своего развития, осуждённую ООН. Аналитики Запада и прежде всего США создали прогностические модели анализа и развала экономики и инфраструктуры СССР, СЭВ и осуществили их. Направив своих консультантов Всемирного банка в СССР и страны СЭВ они внедрили механизмы либерально-демократических экономических реформ, которые практически обрушили экономику СЭВ, После развала СССР и СЭВ, в России, как и во всех странах СЭВ, была принята модель экономического развития, от которой высокоразвитые страны давно отказались. Эти методы внедрялись в том случае когда экономику требовалось разрушить и поставить страну в полную зависимость от управления извне. Внедрялись ложные принципы якобы саморегулируемой базарно-рыночной экономики вместо фондо-сопряжённых механизмов рынка, действующих в успешных структурах Запада, при жёстком бизнес-планировании. Аналогичные методы были и в странах СЭВ. Но в обоих системах был перекос в ту или другую сторону.
Рис. 1 — здание СЭВ в Москве
Правовая основа.
Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили начало формированию всей последующей системы международного организационно-правового механизма экономического сотрудничества.
Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике сотрудничества:
было заключено значительное количество международных двусторонних и многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась их определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи социалистических стран;
укрепился организационный механизм
СЭВ как общеэкономической
были образованы другие многосторонние межгосударственные организации для координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки и техники, финансово-кредитной сфере;
возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние взаимосвязи стран;
появились двусторонние хозяйственные организации: совместные общества и предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.
Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата в странах-участницах СЭВ
Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический механизм, включающий договорно-правовые, и международные институционные средства.
Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1, характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего братского экономического сотрудничества.
Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую целостную систему. Они формировались на основе маркситско-ленинских принципов межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития сотрудничества социалистических стран
Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).
Цели
Формирование международного организационно - правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов - правовых основ международного организационно-правового и экономического механизма в целом (договорно-правовой и институционной частей):
Распад СЭВ
Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.
Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6%. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1%, Болгарии— с 0,1 до 0,6%, доля Венгрии— 0,36 до 0,6%, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5%, а ГДР— с 2,8 до 2,4%
Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой стороны, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.
Правопреемники СЭВ
Для эффективной реализации Международной Программы инновационного устойчивого развития «ИНФОМИР», обеспечивающей разработанной в целях интеграционного развития государств (их правопреемников), ранее входивших в состав СЭВ – Народной Республики Болгарии (НРБ), Венгерской Народной Республики (ВНР), Германской Демократической Республики(ГДР), Народной Республики Монголия(НРМ), Польской Народной Республики (ПНР), Республики Куба (РК), Румынской Народной Республики (РНР), Социалистической республики Вьетнам (СРВ), Союза Советских Социалистических Республик (СССР), Социалистической Федеративной Республики Югославии(СФРЮ) и Чехословацкой Республики (ЧССР), в дальнейшем называемыми - странами Содружества,
Участники настоящего Соглашения:
Акционерное Общество «КОРПОРАЦИЯ
ИНТЕРСВЯЗЬ», Россия –правопреемник прав
Союза Советских Социалистическ
Международная корпорация «ПЛАНЕТА» при
Совете министров Республики Украина,
Украина –правопреемник прав Республики
Украина в составе стран СЭВ и имеющая
в своём составе организации Венгрии,
Вьетнама, Кубы, Польши, Румынии, Словакии,
Чехии, Югославии
Республиканская ассоциация предприятий радиоэлектроники, информатики и приборостроения (БелРЭИП), Беларусь - правопреемник прав Республики Беларусь в составе стран СЭВ
Национальная акционерная компания «КРАМДС», Республика Казахстан -правопреемник прав Республики Казахстан в составе стран СЭВ
Болгарское аэрокосмическое
Консорциум создан целью содействовать Участникам и странам Содружества в целом, путем объединения и координации их усилий, планомерному инновационному развитию экономики стран Содружества, международному разделению труда и кооперации, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах.
Основной целью Консорциума "Инфомир» является объединение возможностей, ресурсов и интеллектуального потенциала Участников для разработки и реализации Международной Программы «ИНФОМИР» на принципах суверенного равенства стран Содружества и всех Участников, с целью всемерного и последовательного инновационного развития критических технологий и внедрения их в реальный сектор экономики, обеспечения высокого уровня жизни населения, устойчивого развития экономики в целом.
Выводы:
1. В значительной степени коммунизм пал из-за экономического провала – его неспособности соответствовать производительности и жизненному стандарту западной рыночной экономики. Крах коммунизма в 1989-1991 гг. привел к распаду одной из наиболее тесно объедененных зон. До этого Советский Союз и Восточная Европа были организованы в СЭВ, а отдельные республики Советского Союза подчинялись единому механизму планирования. Крах СЭВ и распад Советского Союза сыграли свою роль в возникновении серьезных экономических трудностей.
Информация о работе Контрольная работа по «История экономики»