Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:22, контрольная работа
Государственное регулирование экономики – вмешательство государства в экономические процессы посредством воздействия на функцио¬нирование рыночных механизмов административными (законодательными), экономическими (валютно–финансовыми, денеж¬но–кредитными, бюджетно–налоговыми и другими) методами и рычагами.
1. Терминологический словарь по курсу "История экономики и экономических учений"…………………………………………………………..3
2. Основные черты экономического развития главных капиталистических стран в период между первой и второй мировыми войнами……………..……7
3. Неокейнсианское направление экономической мысли………………….....15
Список использованных источников…………………………………………...20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГОУ «ЗабГУ»)
Факультет экономики и управления
Кафедра антикризисного управления, финансов и кредита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История экономики»
Вариант № 4
Выполнил: ст. гр. ЭКО-14-2
Проверил: преподаватель
П.В. Масалов
Чита
2014
Содержание
1. Терминологический словарь по курсу
"История экономики и экономических
учений"………………………………………………………….
2. Основные черты экономического развития главных капиталистических стран в период между первой и второй мировыми войнами……………..……7
3. Неокейнсианское направление экономической мысли………………….....15
Список использованных источников…………………………………………...
1 Терминологический словарь по курсу
"История экономики и
В терминологический словарь по курсу "История экономики и экономических учений" можно включить множество понятий относящихся к экономике, истории, политологии, технике и др., поэтому для краткости дадим понятие об экономических школах и приведем несколько ключевых определений.
1. Меркантилизм – направление экономической мысли (период XVI– XVIII вв.), представители которого отождествляли богатство страны с деньгами и рассматривали их как важнейшее средство экономического роста, а источник богатства видели во внешней торговле, в обеспечении активного торгового баланса; главной особенностью направления является пропаганда идей протекционистской экономической политики государства, т. е. его участия в управлении хозяйственной системой.
2. Физиократия – в переводе с греческого "власть природы"; течение классической политической экономии (вторая половина XVIII в.) во Франции, представители которого исходили из определяющей роли в экономике и создании национального богатства земли, сельскохозяйственного производства.
3. Классическое экономическое направление – направление экономической мысли (период с конца XVII по вторую половину XIX в.), представители которого развенчали протекционистские идеи меркантилизма и заложили научную базу методологических и теоретических исследований рыночных экономических отношений; главной особенностью направления является пропаганда идей "чистой" экономической теории и целесообразности "полного laissez faire", т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм саморегулируемой экономики.
4. Марксистская политическая экономия – направление в экономической теории XIX–XX в., основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.
5. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) – обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро– и макроуровне.
6. Неоклассическая теория – одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 90–е гг. XIX в. на базе как идей экономического либерализма и "чистой теории", так и принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей и микроэкономического исследования, явившись альтернативой классической политической экономии; с 30–х гг. XX в. теоретико–методологические задачи "неоклассиков" дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики.
7. Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно–кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.
8. Монетаризм – экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.
9. Институционализм – одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20–30–е гг. XX в. в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности социально–экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой.
Государственное регулирование экономики – вмешательство государства в экономические процессы посредством воздействия на функционирование рыночных механизмов административными (законодательными), экономическими (валютно–финансовыми, денежно–кредитными, бюджетно–налоговыми и другими) методами и рычагами.
Конкуренция монополистическая – рыночная ситуация, при которой степень усиления взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциация продукта», позволяет продавцу контролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный продукт, но при этом он (продавец) продолжает подвергаться конкуренции других продавцов, обладающих более или менее несовершенными заменителями.
Конкуренция несовершенная – рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены.
Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) – рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями однородной продукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке.
Монополия – предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет им контролировать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.
Монопсония – ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один–единственный покупатель.
Неолиберализм – экономическая концепция государственного регулирования хозяйственных процессов на принципах достижения свободной конкуренции предпринимателей, свободы рынков и других элементов экономического либерализма; альтернативная кейнсианству концепция государственного регулирования экономики.
Олигополия – господство нескольких крупнейших фирм на рынке
Протекционизм – политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ограничения импорта товаров.
Экономический либерализм – политика невмешательства государства в экономику.
2 Основные черты экономического
развития главных
Возрастание экономической роли США в межвоенный период
Важнейшим итогом развития США в 1914–1918 гг. было дальнейшее увеличение их экономической мощи, усиление позиции в мировой экономике, закрепление за ними положения наиболее могущественной страны мира. Так, стоимость экспорта за годы войны увеличилась более чем втрое – с 2,4 млрд. долларов в 1914 г., до 7,9 млрд. долларов в 1919 г. Общая чистая прибыль американских монополий в течение 1914– 1919 гг. составила около 34 млрд. долларов. К началу 20–х гг. США давали почти половину мировой добычи каменного угля, около 3/5 мирового производства чугуна и стали, 2/3 добытой во всем мире нефти, 85% мирового выпуска автомобилей. Они превратились в высокоразвитую индустриальную страну.
Так, при общей численности населения США 105,7 млн. человек (6 % населения мира) в 1920 г. впервые в истории страны численность городского населения превысила число сельских жителей. Из 42 млн. экономически активного населения примерно 25 млн. (около 60 %) составляли рабочие, занятые в промышленности, на транспорте и в сфере обслуживания. В результате войны США захватили основные мировые рынки сбыта и источники сырья и установили свое господство в Западном полушарии. В 1920–е гг. экономический подъем военных и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом, который был преодолен примерно в 1923 г. В течение последующих семи–восьми лет в стране наблюдался экономический рост. Этот период получил название эпохи процветания.
В 1929–1933 гг. мировая экономика получила великий урок в виде мирового экономического кризиса. Эпицентром «Великой депрессии», как еще называют этот кризис, стали США – самая развитая страна мира. По глубине падения промышленного производства и разрушительным последствиям этот кризис не имел себе равных в истории. В разгар кризиса в 1932 г. президентом США был избран Ф.Д. Рузвельт. Под его руководством был подготовлен и стал активно претворяться в жизнь комплекс мер, известный в истории как «Новый курс» Ф. Рузвельта. Главные направления этого курса были таковы: оздоровление банковской и финансовой систем; восстановление промышленности; организация общественных работ; восстановление сельского хозяйства; совершенствование общественных отношений.
Реформы на основе «Нового курса» продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым.
Экономическое развитие Германии в межвоенный период
Экономическое положение Германии, которая сыграла активную роль в развязывании мировой войны, оказалось наиболее тяжелым. Объем промышленного производства составил в 1918 г. всего 57 % уровня 1913 г., а объем сельскохозяйственного производства снизился более чем в 2 раза. Национальный доход в 1918–1919 гг. составлял только 50 % уровня 1913 г. Государственный долг страны по сравнению с довоенным периодом увеличился в 32 раза. Тяжелое экономическое положение Германии усугублялось необходимостью выполнения условий Версальского договора, который был подписан 28 июня 1919 г. Основные положения этого договора сводились для Германии к следующему:
1. Территориальные потери. Германия
должна была возвратить
2. Возмещение странам–
3. Разоружение. С целью ослабления военного потенциала Германии запрещалось: иметь военно–морской флот, военную авиацию, тяжелую артиллерию, танки. Всеобщая воинская повинность заменялась вольным наймом: армия сокращалась до 100 тыс. человек. Распускался генеральный штаб.
Возрождение хозяйства Германии в условиях Версальского договора обусловило серьезное реформирование экономики страны мерами как внутреннего, так и международного порядка.
В числе важнейших стабилизационных мер для германской экономики были: конверсия военного производства; денежная реформа 1923 г.; модернизация промышленного оборудования; усиление позиций крупнейших монополий; замена картелей и синдикатов трестами и концернами.
В 1924 г. началась поддержка и финансовая подпитка мировым сообществом во главе с Англией и США реваншистских устремлений Германии. Иностранные инвестиции и кредиты, снижение репарационных платежей, снятие ограничений на развитие промышленности позволили германским промышленникам восстановить свои как внутренние, так и международные позиции.
Однако мировой экономический кризис 1929–1933 гг. серьезно затронул и экономику Германии, поскольку она целиком была зависима от иностранных вложений. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г.
Экономический кризис в Германии обусловил тяжелейшие политические последствия: вызвал к жизни и привел к власти крайнее порождение реакции – фашизм. Монополистическая буржуазия профинансировала приход Гитлера к власти.
Главным содержанием экономической политики фашизма стала ее милитаризация. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, налажено производство пушек, подводных лодок, боеприпасов.
Милитаризация экономики в значительной мере обусловила выход Германии из кризиса и быстрый рост производства. В 1929–1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %. Военное производство и расходы на вооружение за 1932–1938 гг. увеличились в 10 раз. Вместе с тем продолжение политики милитаризации экономики загоняло страну в хозяйственный тупик. Поэтому только развязывание войны могло на какое–то время отодвинуть от Германии хозяйственную катастрофу.
Экономическое развитие Англии в межвоенный период
Англия – одна из стран–победительниц в первой мировой войне. Ее главный конкурент, Германия, была разгромлена, к Англии перешла часть германских колоний. Однако выигранная война ухудшила положение английской экономики.
Участие страны в войне потребовало мобилизации всех сил и ресурсов. Так, национальный долг за 1914–1918 гг. увеличился в 12 раз и составил 7,8 млрд. фунтов стерлингов. С этого времени Великобритания превратилась из кредитора в должника США. В ходе войны страна потеряла треть национального богатства и в последующие годы позиции Великобритании заметно ослабели. В первое послевоенное десятилетие рост промышленной продукции в стране был чрезвычайно низок, в результате чего Британия только к 1929 г., намного позже других развитых стран–победителей, достигла довоенного уровня производства. Невысокие темпы промышленного развития привели к тому, что доля Великобритании в мировом производстве сократилась с 14,8 % в 1913г., до 11,3 % в 1938 г. Подъему хозяйства метала устаревшая структура промышленного производства, ориентированная на традиционные для Англии отрасли промышленности – угольную, судостроительную, металлургическую, текстильную, техническое оснащение которых давно устарело. Предприятия новых отраслей (химической, автомобильной, электротехнической) создавались медленно, и объемы их производства были невысоки: в общем выпуске промышленной продукции их доля составляла около 10 %.
Информация о работе Контрольная работа по "История экономики"