Контрольная работа по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время основным показателем национального производства в большинстве стран мира является ВВП.
Валовой внутренний продукт выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.

Содержание работы

Вопросы……………………………………………………………………………………..……3

Тесты………………………………………………………………………………………..…….11

Задачи………………………………………………………………………………………..…..11

Список литературы…………………………………………………………………….……….13

Файлы: 1 файл

экономика_2008_кр2 _вариант 3.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4)

Микроэкономика является одной из двух основных частей экономической  теории наряду с макроэкономикой.

Макроэкономика изучает  взаимосвязь между агрегированными  экономическими величинами (национальным доходом, уровнем занятости, объемом денежной массы), а также усредненными величинами - средним уровнем процентной ставки, средним уровнем инфляции.

Принципиальное различие между микроэкономикой и макроэкономикой  заключается в том, что микроэкономика анализирует поведение отдельных  потребителей и фирм, строит теоретические модели их поведения. Для макроэкономики поведение отдельных потребителей и фирм находится внутри "черного ящика", содержимое которого не интересует макроэкономиста (главным образом, потому что очень СЛОЖНО проанализировать такое большое количество данных. Поэтому макроэкономист исследует зависимости между общими, агрегированными результатами этого черного ящика.

Как пишет Х. Вариан, разница  между микроэкономикой и макроэкономикой  очень близка между "микротеорией" и "макротеорией" в статистической термодинамике. "Микротеория" изучает поведение отдельных молекул и их взаиомодействие, а "макротеория изучает взаимосвязь между агрегированными показателями: температура, объем, давление и выводит свои законы термосистем.

Однако есть и другие определения различия микро- и макроэкономики. Весьма распространена точка зрения, согласно которой дело не в индивидуальном или агрегированном анализе, а в анализе полной занятости и неполной занятости. Микроэкономика занимается вопросами эффективного полного использования ресурсов, а макроэкономика пытается понять причины недозанятости и избыточных мощностей.

Это действительно похоже на правду, так как микроэкономисты  как правило увлечены исследованием  воображаемого мира, в котором  все, разумеется, приходит в равновесие, и более того - ее интересуют только равновесные состояния, а не сам путь к равновесию, который и был бы для микроэкономики исследованием "неравновесия", состояния неполной занятости ресурсов. А макроэкономика вынуждена заниматься объяснением существующих феноменов безработицы или инфляции и поэтому по определению строит модели неполной занятости. Это объясняется еще и тем, что в рамках всего хозяйства часть отраслей всегда находится в процессе "настройки" и поэтому агрегированные показатели демонстрируют неполную занятость ресурсов.

 

5)

Понятие паритет покупательной способности может быть использовано в различных контекстах:

  • Согласно теории о паритете покупательской способности на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.
  • Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определенным наборам товаров и услуг.

Теория паритета покупательной  способности была сформулирована Густавом Касселем, а также представителями Саламанкской школы: Доминго де Сото, Педро де ла Гаска, Мартин де Аспилькуэта Наварро, Томас де Меркадо и Доминго де Баньес. В соответствии с данной теорией естественным значением курсов валют является значение, соответствующее паритету покупательной способности.

Если курс валюты А  к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара — 20 рублей за доллар).

Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности  возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.

6)

Разработка теории роста  осуществлялась представителями различных научных направлений в экономической теории, поэтому создано множество моделей экономического роста.

Модель экономического роста представляет собой абстрактное, упрощенное выражение реального  экономического процесса в форме уравнений или графиков.

Сегодня известны два  типа моделей экономического роста: неоклассические и неокейнсианские.

Неоклассическая модель экономического роста

Неоклассическая модель экономического роста опирается  на идею оптимальности рыночной системы, которая устанавливается автоматически с помощью свободной конкуренции, создающей условия для получения максимальной полезности. В соответствии с этим моделировались системы оптимального роста совершенной конкуренции, в которые, однако, в дальнейшем был введен ряд предпосылок: необходимость полной информированности хозяйственных субъектов об условиях в области предложения и спроса, о технических возможностях производства на всех рынках и т.д.

Чарльз Кобб и Пол  Дуглас разработали многофакторную модель экономического роста, получившую название производственной функции или модели Кобба—Дугласа и впоследствии усовершенствованную в работах Роберта Солоу, Джеймса Мида, Яна Тинбергена и других ученых. Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описывать особенности макроэкономических процессов, а экономический рост рассматривали с точки зрения взаимозаменяемых факторов производства.

Неокейнсианские модели экономического роста

Кейнс утверждал, что  стихийный механизм капиталистического хозяйства, не обеспечивая равновесия между спросом и предложением, ведет к безработице, неустойчивости экономического развития. Он и его последователи ратовали за государственное регулирование факторов, воздействующих на эффективный спрос, что и обеспечивает устойчивость экономики.

В числе последователей Кейнса — такие представители  неокейнси-анства, как Рой Харрод, Николас Калдор, Евсей Домар, Элвин  Хансен, Джоан Робинсон. Не только опираясь на теорию Кейнса, но и критикуя ее за статичность, т.е. ориентацию на количественные зависимости простого воспроизводства, они концентрируют внимание на динамике, т.е. ;оличественных зависимостях расширенного воспроизводства.

Неокейнсианство исследовало  проблемы динамики эффективного спроса, использование инвестиций, понятие мультипликатора. Другие же аспекты теории Кейнса, относящиеся к денежной сфере (динамика денежной массы, норма процента, цены), были признаны несущественными и в моделях экономического роста и цикла почти никакой роли не играли.

Определяющим фактором экономического роста и его темпов, по мнению неокейнсианцев, является рост инвестиций. Инвестиции в рассматриваемой  модели экономического роста играют важную роль: с одной стороны, они  способствуют росту национального  дохода, с другой — увеличивают производственные мощности. В свою очередь, рост дохода способствует увеличению занятости. Поскольку инвестиции увеличивают производственные мощности, постольку рост дохода должен быть достаточным, чтобы уравновесить увеличивающиеся производственные возможности общества, не допуская возникновения недогрузки предприятий и безработицы.

7)

А)

Повышение стоимости  национальной валюты приведет к снижению стоимости импортной продукции, что приведет к росту объема потребления  импортных товаров.

Б)

Повышение стоимости  национальной валюты приведет к снижению стоимости импортной продукции, что приведет к снижению издержек производства отраслей промышленности, использующих импортное сырье.

В)

Повышение стоимости  национальной валюты приведет к повышению стоимости экспортной продукции, что приведет к снижению объема спроса на экспортную продукцию и снижению объема производства отраслей промышленности, ориентируемых на экспорт.

 

 

 

 

 

Тесты

 

1) В

2) Г

3) А

4) Б

 

 

 

Задачи

 

1)

Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок характеризуется тем, что на нем все факторы производства используются не полностью. На этом промежутке реальный объем производства не достиг своего потенциального уровня и имеются резервы мощностей, рабочей силы, запасы сырья. На этом отрезке рост производства происходит за счет неиспользуемых ресурсов и не сопровождается ростом цен (безработный, получивший работу, соглашается и на существующие условия оплаты труда, а владелец товарных запасов рад продать их по существующим ценам). Увеличение спроса будет влиять на рост производства. Такое положение может сохраняться до определенного уровня ВВП (Y1), после чего состояние экономики начнет меняться.

Промежуточный, или восходящий, отрезок кривой совокупного предложения  соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.

На вертикальном, или  классическом, участке производство достигло своего потенциального уровня (Y2), когда все ресурсы задействованы  и достигнута полная занятость. В  таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса. Следовательно, изменение совокупного спроса может оказать влияние только на уровень цен, но не затрагивает объемов совокупного производства и занятости.

2)

Номинальный ВНП вырос  на (1650 / 1500 - 1) * 100% = 10%, а цены на 5%. Значит, реальный ВНП вырос на:

(110% / 105% - 1) * 100% =  4,76%

 

3) Номинальная годовая  процентная ставка rном = 1,2 или 120%

Темп инфляции за год  найдем по формуле сложной ставки с ежемесячным начислением:

i = (1 + 0,2)12 - 1 = 7,92 или 792%

С помощью формулы  Фишера найдем реальную ставку по вкладу:

rреал = (1 + rном) / (1 + i) - 1

 rреал = (1 + 1,2) / (1 + 7,92) - 1 = -0,75 или -75%

Т.е. вклад обесценился  примерно в 100% / (100% - 75%) = 4 раза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

    1. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, Спб., 1999

 

    1. Экономическая теория: тесты, задачи, упражнения / Коллектив преподавателей кафедры «Экономическая теория» УрГУПС – Екатеринбург, 2007

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономика"