Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:13, контрольная работа
1. Свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход.
Контрольные тестовые задания
2. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:
а) падение спроса на второй товар;
б) рост спроса на второй товар;
в) увеличение предложения второго товара;
г) рост цен на ресурсы, используемые для производства второго товара.
3. Постоянные издержки фирмы – это:
а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;
б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;
в) неявные издержки;
г) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.
1. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограни............................................................................3
2.Контрольные тестовые задания ...................................................................11
3.Задача……………………………………….…………………………….....13
Список литературы ..........................................................................................16
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
с использованием компьютерной обучающей программы
Вариант _13_
Преподаватель ___________ Логунов В.Н.___________
(ФИО)
Студент I курса, обучающийся по направлению
________БЭ___________
квалификация (степень) бакалавр
___________Нистратова Е.В._______________
______________Финансы и кредит_____________
(факультет)
_______________11ФЛБ00497_____
(№ личного дела, № группы)
Воронеж 2012
План работы
Стр.
1.Кривые безразличия. Бюджетная линия.
Равновесие потребителя в условиях бюджетных
ограни........................
2.Контрольные тестовые задания ..............................
3.Задача……………………………………….………………
Список литературы ..............................
Почему потребители, обладающие платежеспособностью, изъявляют желание приобрести одни товары и услуги, а другие — нет? Существует ли возможность предсказать, а возможно, и сформировать изменения в покупательском поведении?
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора. Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин полезность (U — от англ. utility). Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748—1832). Общепризнано, что полезность является целью потребления, но существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят: цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей.
Функция полезности, определяемая как отношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, есть способ представления предпочтений потребителя. Функция полезности может включать сколько угодно переменных, но в экономической литературе используется двухпродуктовая модель , где U — уровень полезности, Qx и Qy — количества товаров X и Y, являющиеся переменными факторами. К ней прибегают с целью использования графических методов, ограничивающих исследование двумерным пространством. Вместе с тем полученные выводы могут быть распространены и на случай сколь угодно большого числа переменных.
Графически система
На представленной кривой безразличия выделены четыре равнополезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, т.е. А ~ В ~ С ~ D.
Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже указанной кривой безразличия. Любая точка вне данной кривой вместе с другими точками, дающими ту же величину удовлетворения, может образовать новую кривую безразличия. Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия (рис.2)
Свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход.
1. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочитается меньшему. На рис. 2 U3 > U2 > U1.
2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона. Пусть точка А (рис. 3) представляет определенный набор товаров X и Y. Проведем через нее две взаимно перпендикулярные прямые. Все точки, лежащие в III квадранте, представляют большие, а все точки, лежащие в I квадранте, — меньшие количества товаров X и Y, чем точка А. В соответствии с аксиомой ненасыщения наборы, представленные в III квадранте, предпочтительнее, а наборы в I квадранте — менее предпочтительны, чем набор А. Значит, наборы, эквивалентные А, должны быть представлены точками, находящимися во II и IV квадрантах (С, D, В, К). Следовательно, кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия не пересекаются. Представим обратное (рис. 4). Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А. Наборы А и В находятся на одной кривой U1, значит, они эквивалентны. То же можно сказать о наборах А и С, которые расположены на одной кривой U2. Если В ~ А ~ С, то В ~ С. Но набор С соответствует большему количеству X и Y. Отсюда следует, что С > В. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать С перед В и не делать различия между ними, пересечение двух кривых означает противоречие.
4. Кривые безразличия
содержат зону замещения (
Рис. 5 Зона замещения на кривой безразличия
5. Кривая безразличия
имеет выпуклый по отношению
к началу координат вид из-за
действия закона замены. Изобразим
кривую безразличия
Рис. 6 Предельная норма замещения при переходе от набора А к набору В
Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRSxy — от англ. marginal rate of substitution) называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился:
Если перейдем к бесконечно малым изменениям (приблизим точку В к точке А), то
В этом случае MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке А. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, т.е. положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это является дополнительным доказательством того, что касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона. Если потребитель при выборе другого набора желает остаться на той же кривой безразличия, то прирост полезности от добавленного Qx должен быть равен потере полезности от изъятого Qy, т.е.:
Значит, предельная норма замещения благом X блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y. Поскольку MUX уменьшается по мере замены товаром X товара Y, a MUy соответственно, увеличивается, постольку отношение MUx/MUy, равное MRSxy, уменьшается. Это проявляется на графике в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия и объясняет ее вогнутый характер. Последнее означает, что в окрестности любой своей точки она находится выше касательной, проведенной к этой точке (все сказанное имеет отношение только к зоне замещения).
Из вышеизложенного вытекает еще одно замечание. Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в ютилях, а в первом — объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться.
Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель может себе позволить экономически и считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие потребительские наборы можно приобрести на данную сумму денег. Выбор набора товаров зависит от цен на товары и бюджета потребителя.
Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров X и Y в количествах Qx и Qy и по ценам Рх и Ру, то бюджетное ограничение может быть записано как
Решив это уравнение относительно Qy, мы получим уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия — это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат (рис. 7). Соотношение цен товаров Рх/Ру определяет наклон бюджетной линии, а отношение I/Ру указывает на точку пересечения бюджетной линией оси у.
Рис. 7 Бюджетная линия
Свойства бюджетной линии.
1. Точки В1(эту точку принято обозначать как М) и В6 (эту точку принято обозначать как N) показывают максимально возможный объем потребления товара Yи X соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Yили товар Xсоответственно.
2. Наклон бюджетной линии равен соотношению цен товаров.
3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия сдвигается вправо (при росте дохода) или влево (при уменьшении дохода).
4. При изменении цен
на товары изменяется угол
наклона бюджетной линии,
Кривые безразличия
и бюджетная линия
Равновесие потребителя
соответствует такой
Совместим карту безразличия и бюджетную линию в одной системе координат (рис. 8). Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:
1) Потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии (В0). Наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам (B4)
Рис.8 Точка равновесия потребителя
2) занять максимально
удаленную от начала координат
Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия (точка B2).
В этой точке наклон бюджетной линии (Рх/Ру) равен наклону кривой безразличия (dy/dx). Следовательно, условие равновесия может быть записано как Рх/Ру = MRSxy или dy/dx = Py/Py.
Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух благ равна обратному отношению цен этих благ.
Рис. 9 Линия «доход — потребление»
для нормальных
Увеличение дохода при
фиксированных ценах делает возможным
для потребителя покупку