Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:45, реферат
В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %).
Тем не менее Россия способна на большой прорыв в производстве высокотехнологического оборудования. В будущем нашей стране прочат роль туристической Мекке планеты. В российском государстве живет и работает около 1 млн. инженеров и ученых из 6 млн. со всего мира.
Реализовав этот потенциал здесь могут быть созданы условия для достойного существования и успешных проектов. А обладающие огромными минеральными ресурсами (мировые запасы около 40% от общемировых, нефть – 15- 20%, уголь – около 30%, медь – 12%, золото – 10% и т. д.) поможет решить текущие проблемы и создать базу для мощнейшего рывка.
2. Инвестиционный климат в РФ.
Современное
состояние инвестиционного
Вопрос об инвестиционном климате в
России в настоящее время выходит на передний
план. От его решения, может быть, больше
чем от всех других
факторов, зависит будущее российской
экономики. В настоящее время инвестиционный
климат в стране весьма неблагоприятен:
приток прямых иностранных инвестиций
примерно в пять раз меньше оттока капитала.
В области прямых инвестиций сравнительные
позиции России выглядят довольно скромно.
По накопленной за период 1989-1998 гг. сумме
прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на
душу населения Россия занимает лишь
21-е место среди 25 стран Центральной и
Восточной Европы и СНГ. Объем иностранных
инвестиций к ВВП даже в 1997г., когда приток
ПИИ был в стране максимальным, составил
0,8 %. Максимальные объемы иностранных
вложений были достигнуты в 1997 году, когда
они составили 12295 млн. долларов, в том
числе прямые инвестиции – 5333 млн., портфельные
– 681 млн. и прочие – 6281 млн. долларов.
Наиболее активно в экономику России инвестировали: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Нидерланды, Италия, Швейцария, Швеция и Япо6ния (они дали 89,3% объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% -накопленных ПИИ).
Вследствие кризиса 1998 года макроэкономические показатели ухудшились, однако достигнутая ранее финансовая стабилизация не сорвана.
Инфляция возросла, составив за первые восемь месяцев 1999 года около 30 %, но не вышла за допустимые рамки. Обеспечена относительная стабильность рубля. Наблюдается устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса (13,3 млрд. долларов за первое полугодие, за аналогичный период 1998 года – 2,5 млрд. долларов.). Существенно улучшился платежный баланс. Наблюдается рост промышленного производства (в августе 1999 года – на 14,2 % по сравнению с августом 1998 года, за январь-август 1999 года _ на 5,9 % по сравнению с аналогичным периодом 1998 года)1.
Вместе с тем еще в 1996 году стало ясно, что только макроэкономической стабилизации и даже снижения процентных ставок будет недостаточно для возобновления экономического роста и повышения инвестиционной активности. Кризис 1998 года это подтвердил. Нужны серьезные и комплексные институциональные изменения. Россия остро нуждается в реструктуризации своей экономики на современной технологической основе. Для этого потребуется за 20 лет более 2 трлн. долларов инвестиций из всех источников.
Сегодня износ основных фондов российских предприятий составляет более 50 %. Объем инвестиций в основной капитал падает уже в течение 12 лет и в мае 1999 года составил 22 % уровня 1991 года. Наблюдается значительный отток капитала, а всего за годы реформ, по наиболее взвешенным оценкам, он достиг 130-140 млрд. долларов.
Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явно слабая. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты.
Политическая нестабильность и непредсказуемость – одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.
Объем государственного долга несопоставим с источниками обеспечения, временная структура платежей по его обслуживанию крайне неблагоприятна. В настоящее время внешний долг правительства РФ составляет более 150 млрд. долларов, что эквивалентно приблизительно 90% ВВП 1999 г.
Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.
Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России – слабое государство. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях.
Дефолт и девальвация 1998 года
явились следствием
В течение последних лет в
России так и не был достигнут
социальный консенсус.
Можно понять неизбежность подобных явлений в процессе становления новой демократической России. Но до тех пор, пока они продолжаются, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.
Радикальное преобразование
Серьезной опасностью для прав инвестора является и недостаточная регламентация оснований для инициирования процедуры банкротства и ее проведения. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия. Которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (не находится желающих приобрести такие предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).
Основные барьеры на пути
Для инвестора самое важное – стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы же, регламентирующие инвестиционную деятельность в России, страдают серьезными недостатками: заимствование норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличие взаимоисключающих норм и т.д.
Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.
Дестабилизирующим
фактором предпринимательской
Серьезным фактором неисполнения законов является неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права. У инвесторов нет уверенности в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с духом и буквой закона.
Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около ¼ ВВП.
Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из теневой экономики в легальную.
Когда говорят о
Однако дело не только в
налоговом бремени.
Слабость банковской системы – существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег и обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.
Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. Инвестиционные фонды, мобилизирующие ресурсы в первую очередь мелких частных инвесторов, также чрезвычайно слабы и немногочисленны. В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), требуемого количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой эффективностью деятельности управляющей компании.
В российском законодательстве не упоминаются и кредитные союзы, являющиеся основными кредиторами мелких и средних предпринимателей в добольшевистской России и играющие существенную роль в современных Германии, Франции, Голландии, США. Естественно, что кредитных союзов в нашей стране нет.
Валютное регулирование, реализуемое в настоящее время банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций. В то же время не разработаны эффективные механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны. Механизмы же, которые используются для ограничения вывоза капитала, существенно осложняют торговлю с иностранными партнерами, так как приводят к повышению трансакционных издержек и снижению скорости оборота капитала. По сути, действующий порядок контроля над движением капитала “работает” наоборот – стимулирует утечку и препятствует ввозу.
Для иностранных инвесторов неблагоприятны отдельные аспекты таможенного регулирования, в частности такие, как режим временного ввоза, режим продажи авиабилетов и др. В последнее время для иностранных граждан введены ограничения на вывоз валюты суммами, продекларированными при въезде, причем об изменениях никто не был предупрежден, и многие люди потеряли деньги.
Такого рода факты порой сводят на нет эффективность более важных мер правительства по улучшению инвестиционного климата.
Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.
Для экономики России принципиально важно завоевать прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности, для начала надо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могли бы способствовать росту российского экспорта, но при условии, что инвесторы смогут рассчитывать на рынки СНГ. В связи с этим следует признать крайне нежелательным сохранение в долгосрочной перспективе нынешнего порядка обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ, особенно на Украину. Двойное обложение НДС при поставках на украинский рынок подталкивает отечественных экспортеров на различные схемы обхода существующего порядка, например, путем экспорта через Польшу.