Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Вопрос - 1. Дайте определение рыночной структуры «олигополия». Как формируется цена на рынке олигополии?
Олигополией - называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения доступа новых фирм на рынок; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ  ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и управления

 

 

 

Вариант 20

 

 

 

Контрольная работа

по Экономической теории

Фролова Олега Валерьевича

         Студента курса ГМУ-31,

         группы ГМУ-11/3

Направление: 081100.62 «Государственное и

муниципальное управление»

 

 

Магнитогорск
2011

 

Вопрос - 1. Дайте определение рыночной структуры «олигополия». Как формируется цена на рынке олигополии?    

 Олигополией - называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения доступа новых фирм на рынок; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

           Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей:    

 Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1833 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

– на рынке присутствуют только две фирмы;

– каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем  производства конкурента постоянными.    

 Допустим, что на рынке  действуют две фирмы: «Альфа» и «Бетта» Как будет определять фирма «Альфа» цену и объем производства? Помимо издержек того, сколько продукции выпустит фирма «Бетта». Однако что будет делать фирма «Альфа», фирме «Бетта» неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.   

 Поскольку рыночный  спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой «Бетта» вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы «Альфа». Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой «Альфа» исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться.

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма «Бетта» выходит на рынок и отнимает у фирмы «Альфа» часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма «Альфа» может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму «Бетта» на рынок. Такие действия фирмы «Альфа» не охватываются моделью Курно. «Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, то фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказаться.

           Так как ценовая конкуренция не выгодна никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба дня прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.   

 Реакция фирмы на  изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии. Эта модель была предложена 1939 г. американцами Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. Если фирма поднимет цену выше, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма «Альфа» потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше очень эластичен. Если же фирма «Альфа» установит цену ниже, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже   спрос будет менее эластичным.   

  Резкое различие в эластичности спроса при ценах выше‚   ниже  приводит к тому, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж. Модель предложенная Р. Холлом и П. Суизи дает ответ на вопрос, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.

 

Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной  стратегии фирма оценивает вероятные  прибыли и убытки, которые будут  зависеть от того, какую стратегию выберет конкурент. Предположим, что фирмы А и В контролируют основную долю продажна рынке. Каждая из них стремится увеличить объем продажи тем самым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей, активизацией рекламной деятельности и т.п.   

 Однако результат для  каждой фирмы зависит от реакции  конкурента. Если фирма «Альфа» начнет снижать цены и фирма «Бетта» последует за ней, то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если фирма «Альфа» снизит цены, а фирма «Бетта» не сделает того же, то прибыли фирмы «Альфа» увеличатся. Разрабатывая свою стратегию в области цен, фирма «Альфа» просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны фирмы «Бетта». Стремлением к наименьшим потерям можно объяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить значительные средства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этом увеличения доли рынка.   

 Ни одна из приведенных  выше моделей олигополии не  позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.

 

Вопрос - 2. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции, производит продукцию по цене 2 ден. единиц. Труд и капитал покупаются по цене 8 и 12 ден. единиц.

Единицы  труда

    1

     2

     3

    4

  5

Совокупный продукт труда

  10

   18

   24

   28

30

Единицы капитала

    1

    2

    3

    4

  5

Совокупный продукт капитала

  13

    22

   28

    32

  35


Используя данные таблицы:

а) определите наименьшие издержки при производстве 56 ед. продукции;

б) принесет ли выпуск 56 ед. продукции  максимальную прибыль.

 

Q1 – единицы труда

Q2 – единицы капитала

Т1 – совокупный продукт труда

Т2 – совокупный продукт капитала

МР1 – предельный продукт труда

МР2 -  предельный продукт капитала

P1 – цена за единицу труда

P2 -  труда за единицу капитала

Д1 – доход от производства Т1 единиц товара по цене 2 ден. ед.

Д2 - доход от производства Т2 единиц товара по цене 2 ден. ед.

П1 – прибыль от выпуска Т1 единиц товара (П1=Д1-Q1*P1)

П2 -  прибыль от выпуска Т2 единиц товара (П2=Д2-Q2*P2)

 

Q1

T1

MP1

P1

MP1/P1

T1*P1

Д1

П1

1

10

10

8

1,25

80

20

12

2

18

8

8

1

144

36

20

3

24

6

8

0,75

192

48

24

4

28

4

8

0,5

224

56

24

5

30

2

8

0,25

240

60

20

 

 

           

Q2

T2

MP2

P2

MP2/P2

T2*P2

Д2

П2

1

13

13

12

1,083333

156

26

14

2

22

9

12

0,75

264

44

20

3

28

6

12

0,5

336

56

20

4

32

4

12

0,333333

384

64

16

5

35

3

12

0,25

420

70

10

               
               

А) Условие минимизации издержек MP1/P1 = MP2/P2

   

Выполняется для 

           

Q1=5 и Q2=5

           

Q1=4 и Q2=3

           

Q1=3 b Q2 =2

           
               

Однако, только соотношение Q1=4 и Q2 =3 принесёт 56 единиц продукции

               
               

Б) Условие максимальной прибыли выполняется

     

 

 

Вопрос - 3. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравненияями: QД = 2400 – 100 Р, QS = 1000 + 250 Р, где Q – количество обедов в день; Р – цена обеда в ден. единицах.

а) Определите равновесную  цену и равновесное количество проданных  обедов по такой цене;

б) заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 ден. единицы за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

 

а) Qd = 2400 – 100P        Qs = 1000 + 250P 

2400 – 100P = 1000 + 250P

2400 – 1000 = 350P

P = 1400 : 350

P = 4

Qd = 2400 – 100 · 4

Qd = 2000 – величина спроса

Qs = 1000 + 250 · 4

Qs = 2000 – величина предложения

 

б) Если администрация установит  цену 3 ден. ед. за обед, то

Qd = 2400 – 100 · 3

Qd = 2100

Qs = 1000 + 250 · 3

Qs = 1750  – величина предложения

В столовой будет не хватать 350 обедов. 

 

Вопрос - 4. Спрос и предложение на рынке труда      

    Рынок труда – это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Поэтому рынок труда – это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

            Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня социального престижа, благополучия работника и его семьи. Следовательно, при анализе категорий рынка труда необходимо учитывать существование  так называемых «человеческих» элементов, за которыми стоят живые люди.   

        Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс (фактор). В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда. Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников. Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии.   

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"