Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

Файлы: 1 файл

История Контрольная работа.docx

— 43.44 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

Ответ: Эпоха формирования и развития первобытно-общинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных.

В постоянном употреблении, а затем в изготовлении орудий (сначала в виде простых палок и острых камней) зарождалась трудовая деятельность, на первых порах ещё в значительной мере инстинктивная, затем всё более систематическая и осознанная. Трудовая деятельность была не индивидуальной, а коллективной, объединявшей и сплачивавшей стадные группы наших отдалённейших предков такими крепкими и гибкими узами, каких не знает и не может знать никакое другое животное, также ведущее стадный образ жизни.

Примерно с 700—600 до 40 тысячелетия  до н. э.  длился тот древнейший период человеческой истории, который называют нижним (или ранним) палеолитом. Первые орудия представляли собой необработанные случайные куски камня с острыми краями и простые палки.

В следующий, «шелльский» период, у наших предков уже вполне сложилась техника использования кремня, с помощью которого они обтесывали камень и получали заостренное рубило. Шелльский человек мог выполнять им все работы, при которых необходимо прочное остриё и массивные режущие лезвия, а в то же время требовалось наносить сильные удары—рубить, резать, копать землю, например, при добыче съедобных растений или при извлечении мелких животных из нор. Само собой разумеется, что рубило могло служить и в качестве оружия при защите или нападении, особенно во время охоты на животных.

Условия, в которых обнаруживаются шелльские орудия, показывают, что человек того времени жил небольшими группами и вёл бродячую жизнь по берегам рек, озёр и в глубине субтропического леса. Во время дождя или в жару убежищем человеку могли служить густые группы деревьев или кустов, скальные навесы и в лучшем случае самые примитивные шалаши-навесы из наскоро набросанных ветвей. Одежда отсутствовала или ограничивалась накидками из невыделанных шкур животных. Добывание огня не было известно. Самое большее, что было в возможностях человека,— это некоторое время поддерживать огонь, возникший помимо его воли.  Основным источником существования людей шелльского времени, вероятно, была охота на мелких животных. Лишь в редких случаях им удавалось воспользоваться неопытностью детёнышей крупных зверей или убить большое животное. Большое значение должно было иметь также и собирание дикорастущих съедобных растений, которыми изобилуют субтропики, а также насекомых и ящериц.

 

Дальнейшее развитие труда находит  своё отражение в усовершенствовании каменных орудий и техники их изготовления. Везде, где встречаются грубые шелльские орудия, на смену им появляются новые, более тщательно и умело изготовленные — ашельские.

Важными были и перемены в образе жизни людей. В ашельское время впервые возникают охотничьи лагери, появляются более или менее постоянные поселения. Человек ашельского времени уже широко осваивает готовые природные жилища, которыми служили для него пещерные навесы и гроты.  Огонь стал теперь, вместе с орудиями труда, основой существования человека и опорой первобытной общины в её борьбе с природой. Человек ашельского времени, очевидно, использовал огонь не только в качестве источника живительного тепла для согревания своего тела в холодное время года, но и как средство борьбы с постоянно угрожавшими ему хищниками. Даже слабые старики, женщины и дети, вооружённые пылающей головнёй, были сильнее тех зверей, которые являлись грозой тропического леса. Люди научились поджаривать на огне мясо животных, а также съедобные коренья и плоды. Это не только улучшило пищу и расширило пищевые ресурсы, но и положило ещё более резкую грань между человеком и животными, способными употреблять пищу только в её естественном, данном самой природой виде. Человек уже широко и повседневно пользовался огнём, сжигая в кострах кустарник, хотя, может быть, ещё и не умел искусственно добывать огонь.

Коллективы первобытных людей качественно отличались от тех объединений, которые свойственны животным, это было уже не стадо обезьян, а человеческое объединение, хотя ещё весьма примитивное. Внутри такой первобытной группы  имелась такая могучая сила, какой не могло быть в стаде животных,— коллективная трудовая деятельность в борьбе с природой. В процессе развития трудовой деятельности внутри первобытной общины росли и крепли общественные связи.  Сила первобытных людей, их преимущество перед самыми сильными и опасными хищниками заключались в том, что они выступали не в одиночку, а коллективом, скреплённым трудовой деятельностью, совместной борьбой с природой.

По мере того, как человек сумел преодолевать возникавшие трудности, в том числе природные условия, имело место широкое расселение человека. Неандерталец не вымер и не отступил к югу перед холодным дыханием ледников. Напротив, он продолжал непрерывно расселяться в новые области и развивать дальше свою культуру, в первую очередь совершенствовать орудия труда и технику их изготовления.

Тот факт, что люди мустьерского времени в новых, значительно более суровых условиях распространились ещё шире, чем прежде, очевидно, объясняется их новым важнейшим достижением — изобретением способов искусственного добывания огня. Систематически использовать огонь древнейший человек умел и раньше, но использовался огонь, полученный человеком случайно. В процессе трудовой деятельности человек заметил, что от удара камня о камень появляются искры, а во время сверления дерева выделяется теплота; это и было им использовано.

Прогрессивное развитие человека мустьерского времени обнаруживается в первую очередь в хозяйственной области. Охота и прежде была одним из важнейших источников существования древнейших людей. Теперь она поднимается до уровня ведущего занятия, оставляя позади собирательство, которое должно было иметь гораздо большее значение у древнейших людей, предшественников неандертальцев в силу несовершенства их орудий охоты. Основным оружием неандертальского человека было, видимо, копьё.

Оружие мустьерских охотников было всё же ещё очень примитивно. Решающее значение должны были иметь, не индивидуальные, а коллективные приёмы охоты, объединявшие всех членов каждой мустьерской группы. Такие облавные охоты были особенно широко распространены в сильно пересечённых местностях, где зверей гнали к обрывам, падая с которых они разбивались насмерть или калечились.

Усовершенствование техники и  развитие охоты, естественно, должны были способствовать дальнейшему улучшению  общих жизненных условий, и в  том числе более или менее  длительному оседанию коллективов  людей в удобных для охоты  и богатых дичью местах.

Закрепляя достижения своих предшественников, мустьерский человек не только широко осваивает пещеры, как естественные жилища с готовыми стенами и сводами, но постоянно создаёт на более или менее длительные сроки поселения под открытым небом. Там, где пещер не было, в суровых условиях той поры, несомненно, строились простейшие убежища от дождя, ветра и холода в виде заслонов или навесов.

Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь, согревавший  его обитателей,— всё это с  естественной необходимостью сплачивало и объединяло людей. В отличие  от животных человек заботился уже  не только о самом себе и не только о своих собственных детях, но и обо всей общине. Вместо того, чтобы съедать добычу на месте охоты, мустьерские охотники несли её в пещеру, где у пылавшего костра оставались занятые ведением домашнего хозяйства женщины, а также дети и старики.

Очень вероятно, что именно в это  время начинается переход к новой  форме общественной жизни. Возникают  первые зачатки древнейшей формы  родового общества, материнской родовой  общины, т. е. коллектива, связанного узами  родства. Вследствие существовавшей тогда  формы брачных отношений бесспорно  известна была только мать ребёнка, что  наряду с активной ролью женщины  в экономической жизни (собирательство, участие в охоте) или ролью  её как хранительницы огня определяло её высокое общественное положение.

Формы брачных отношений к этому  времени прошли уже значительный путь развития. Первоначально отношения  между полами носили неупорядоченный общественными правилами характер. Дальнейшее развитие семьи пошло по линии сужения круга лиц, участвующих в брачном общении, раньше всего путём ограничения брачного общения между поколением родителей и детьми, затем между единоутробными братьями и сестрами и т. д.

В то время уже зарождалась религия  в результате придавленности первобытного человека силами природы, как отражение этой слабости и приниженности.

Данные о древнейших захоронениях, появляющихся в мустьерское время, дают материал о возникновении зачатков этих первобытных религиозных верований, о возникновении сложных идеологических представлений. Исследователи обнаружили более 20 случаев захоронения тел неандертальцев.Таким образом, в середине и в конце мустьерского времени, к которым относятся перечисленные погребения, впервые появляется определённое и совершенно новое отношение к умершим, выраженное в намеренных и уже достаточно сложных по характеру действиях — в захоронениях трупов. В основе этого отношения лежала, несомненно, забота о сочлене своего коллектива, вытекающая из всего жизненного строя первобытной общины, из всех неписаных законов и норм поведения того времени. Это было бесспорное выражение того чувства неразрывной кровной связи между сородичами, которое проходит красной нитью через всю первобытную эпоху истории человечества.

 

В верхнем палеолите значительно  усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной  общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и  даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп  должно было иметь возникновение  экзогамии, т. е. запрета брачных  отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между  представителями различных родов.

Повышение производительности охоты  в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной  оседлости (в силу всё той же большей  производительности охоты), больше времени  проводили на стоянках, ведя всё  усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или  менее оседлой жизни изготовляли  одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно  также, что именно женщины были хозяйками  в общественных жилищах, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери. Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений— материнской родовой общины.

На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек  накапливает опыт и положительные  знания.

Мезолитическое время повсеместно  характеризуется прежде всего одним общим для большинства племён и стран изменением в развитии производительных сил: это был период изобретения и распространения лука и стрел. Изобретение лука означало резкий сдвиг в примитивной технике каменного века. Лук оказался самым действенным и наиболее мощным дальнобойным оружием древних воинов и охотников. Широкое распространение лука способствовало поэтому дальнейшему развитию охоты, значительно улучшило жизнь охотничьих племён и во многом облегчило их повседневный тяжёлый труд. В то же самое время в ряде стран земного шара возникают и другие новые орудия труда, также имевшие большое значение. Таковы в первую очередь первые тёсла и топоры из кости и камня. Сюда же относятся орудия в виде ножей, кинжалов, наконечников копий и стрел, имевшие деревянную или костяную основу, в которую вставлялись острые кремнёвые лезвия.

Именно в это время, сначала  в немногих странах, где были наиболее благоприятные для этого условия, а затем и в других областях земного шара происходит коренная перемена в хозяйственной жизни древнейшего  человечества. Перемена эта выразилась в постепенном переходе от первобытного хозяйства собирателей и охотников, присваивавших продукты природы  в готовом виде, к хозяйству  земледельцев и скотоводов, которые  своим трудом преображали природу, возделывали культурные растения, разводили  и создавали новые породы домашних животных.

На основе роста производительных сил складываются и новые взаимоотношения  между родовыми общинами. Уже в  верхнем палеолите отдельные  родовые общины не являлись совершенно обособленными мирками, а были объединены с другими родственными им общинами неписаным обязательным законом  экзогамного брака. Теперь же из этой взаимной связи двух или более  родов, обязательной для родового строя, в подходящих условиях возникает  сложная племенная структура. Совокупность родственных друг другу родовых  общин составляет племя, а племена  в свою очередь иногда образуют пока ещё непрочные и временные  союзы.

Связи между племенами не только способствуют распространению отдельных  изобретений или культурных навыков, но и приводят к возникновению  больших племенных общностей  на значительных пространствах. Одновременно в результате объединения общин  различного происхождения и разрастания  племён складываются общеплеменные языки, понятные уже многим сотням и тысячам людей.

Не меньшее, если не большее, место  в хозяйстве северных племён занимала рыбная ловля. Основным орудием рыболовства  были гарпуны и стрелы. Существовали уже и примитивные остроги  с тремя зубцами, похожие на современные  эскимосские остроги для добычи лососей. Большое значение в рыбной ловле, несомненно, имели верши и  сети. Добыча рыбы и охота на болотную дичь вызывали потребность в лодках. Появились первые долблёные лодки. При раскопках ученые находили деревянные вёсла, лодки, изготовленные из ствола дерева. Находки сохраняют следы огня, которым выжигали дерево изнутри. Следы огня есть и на вёслах, а также на других деревянных изделиях. Огонь, очевидно, широко употреблялся при обработке дерева, в том числе для заострения деревянных копий и придания твёрдости их острым концам.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"