Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:55, контрольная работа
1. Основные понятия и определения. Жизненный цикл (ЖЦ) программных средств (ПС). Структура ЖЦ ПС в соответствии со стандартом ИСО/МЭК 12207. Классификация процессов жизненного цикла ПС. Структура процесса разработки. Модель жизненного цикла.
....
18. Упрощенная спиральная модель ЖЦ ПС Института Управления проектами. Достоинства и недостатки. Область применения.
19. Модель «win-win» жизненного цикла ПС. Достоинства и недостатки. Область применения.
ТРПО – это:
- совокупность процессов и методов создания программного продукта;
- система инжен принципов для создания экономичного ПО, которое надежно и эффективно работает в реальных компьютерах(учитывает 3 и 9 хар-ки качества);
- система инжен принципов для созд-я экон ПО с задан характ-ми качества.
Любая технология разработки ПО базируется на некоторой методологии.
Методология – это сист принципов и спос-в орган-ции проц-в разраб программ.
Цель метод. разраб ПО – внедрение методов разраб прог, обеспеч достиж-е соответ хар-к кач-ва.
В настоящее время широкую известность приобрели два базовых принципа разработки программных средств (ПС): модульный принцип и объектно-ориентированный принцип.
Система –комплекс, сост из процессов, прог ср-в, устройств и персонала, обладающий возможностью удовлетворять установленным потребностям или целям.
СТБ ИСО/МЭК 12207-2003 - Информационная технология - Процессы жизненного цикла программных средств.
В соответствии с ним под жизненным циклом (ЖЦ) программного средства или системы подразумевается совокупность процессов, работ и задач, включающая в себя разработку, эксплуатацию и сопровождение ПС или системы, охватывающая их жизнь от формулирования концепции до прекращения использования.
ЖЦ сост из процессов, процессы из работ, работы из задач.
Процессы ЖЦ ПС: основные; вспомогательные; организационные.
Основные процессы: заказ; поставка; разработка; эксплуатац; сопровождение.
Процесс разработки содержит тринадцать работ:
1)подготовка процесса разработки; 2)анализ требований к системе; 3)проектирование системной архитектуры; 4)анализ требований к программным средствам; 5)проектирование программной архитектуры; 6)техническое проектирование программных средств; 7)программирование и тестирование программных средств; 8)сборка программных средств; 9)квалификационные испытания программных средств; 10)сборка системы; 11)квалификационные испытания системы;12) ввод в действие программных средств; 13)обеспечение приемки программных средств.
В проц разраб сущ 2 вида работ: системные и программные.
Сист: 2,3,10,11 работы. Программ: 4-9 работы.
Организ процессы: управление; созд инфраст-ры; усовершенствование; обучение.
Вспомогательные проц: докумен-е; управл конфиг-ей; обеспечение качества;
верификация; аттестация; совместный анализ; аудит; решение проблем.
Модель жизненного цикла – это совокупность процессов, работ и задач ЖЦ, отражающая их взаимосвязь и последовательность выполнения.
Треб-я
Делать, пока не буит сделано
Недостатки модели: неструктурированность процесса разработки программных средств; ориентация на индивидуальные знания и умения программиста; сложность управления и планирования проекта; большая длительность и стоимость разработки; низкое качество программных продуктов; высокий уровень рисков проекта.
В наст время использ 3 баз стратегии: каскадная, инкрементная и эволюционная. Выбор той или иной стратегии определяется характеристиками: проекта; требований к продукту; команды разработчиков; команды пользователей.
Каскадная стратегия – предст собой однократ проход этапов разраб-ки. Реализ метод нисход проектиров-я ПС и систем. Основана на полн определении всех треб-й к разраб прод-ту в начале проц разраб-ки. Возврат к выполн этапам разраб-ки не предусмотр. Промежут рез-ты в кач-ве версий продукта не рассматр.
Модели которые ее реализ-т: каскад и V-образная.
Дост-ва: 1)стаб-ть треб в теч всего жизненного цикла разработки; 2)простота применения стратегии; необходимость только одного прохода этапов разработки; 3)простота планирования, контроля и управления проектом; 4)возможность достижения высоких требований к качеству проекта в случае отсутствия жестких ограничений затрат и графика работ; 5)доступность для понимания заказчиками.
Недост: 1)сложность четкого формулирования требований в начале жизненного цикла ПС и невозможность их динамического изменения на протяжении ЖЦ ПС; 2)последовательность линейной структуры процесса разработки; в результате возврат к предыдущим шагам для решения возникающих проблем приводит к увеличению затрат и нарушению графика работ; 3)проблемность финансирования проекта, связанная со сложностью единовременного распределения больших денежных средств; 4)непригодность промежуточного продукта для использования; 5)недостаточное участие пользователя в разработке системы или ПС -только в самом начале (при разработке требований) и в конце (во время приемочных испытаний), что приводит к невозможности предварительной оценки пользователем качества ПС или системы.
Области примен-я:
Предс собой многократ проход этапов разраб с запланир улучшен-ми рез-та. Дан стратегия основ на полном определ-и всех треб-й к разраб-му прод в начале проц разраб. Однако полный набор треб-й реализ постепенно в соответ с планом.
Рез-т каждого цикла назыв инкрементом. Первый инкрем реализ базов функции, послед-е – функции постепенно расширяются пока не буит реализ весь набор. Различие м/у сосед инкрементами постеп уменьш. Рез-т каждого цикла разраб мот рассматр как поставл версия ПП. Особенность- большое кол-во циклов разраб при небольш различ м/у сосед инкрементами и незначит продолж цикла. Икрем страт базир на использ объедин-и каскад стратег и прототипир-я. Прототип – легко поддающ модифиц-ю и расшир-ю рабоч модель, предполаг сист или ПС, позвол-я польз-лю получ представ-е о ключ св-вах ПС или прогр до их полн реал-и.
Дост-ва: 1)возможность получения функционального продукта после реализации каждого инкремента; 2)короткая продолжительность создания инкремента; это приводит к ускорению начального графика поставки и снизить затраты поставки ПП; 3)предотвращение реализации громоздких перечней требований; возможность учета изменившихся требований; 4)снижение риска неудачи и изменения требований по сравнению с каскадной моделью; 5)включение в процесс пользователей, что позволяет оценить самые важные функциональные возможности продукта на более ранних этапах разработки и приводит к повышению качества ПП, снижению затрат и времени на его разработку; 6)стабильн треб-й во врем созд-я опред-го инкремента, возм-ти учета измен-ся треб-й.
Недост-ки: 1)необходимость полного функционального определения системы или программного средства в начале жизненного цикла для обеспечения определения инкрементов, планирования и управления проектом; 2)возможность текущего изменения требований к системе или программному средству, которые уже реализованы в предыдущих инкрементах; 3)необходимость хорошего планирования и проектирования, грамотного распределения работы; 4)наличие тенденции к оттягиванию решения трудных проблем на поздние инкременты, что может нарушить график работ.
Области прим-я: 1)при разработке проектов, в которых большинство требований можно сформулировать заранее, но часть из них могут быть сформулированы через определенный период времени; 2)при необходимости быстро поставить на рынок продукт, имеющий функциональные базовые свойства; 3) для выполнения проектов с большим периодом разработки (один год и более); 4)при разработке проектов с низкой или средней степенью риска; 5)при выполнении проекта с применением новой технологии.
Предс собой многократ проход этапов разраб. Основ на частич опред-и треб-й к ПС или сист в начале проц разраб-ки. Треб-я постеп уточн-ся в кажд послед цикле. Рез-т - уточн в очередн поставл версии ПС. В общем случае для эволюц стратег хар-но сущ-но меньшее кол-во циклов разраб при больш продолжит цикла по сравн с инкрем моделью. Зачастую при реализации эволюционной стратегии используется прототипирование.
Дост-ва: 1)возможность уточнения и внесения новых требований в процессе разработки; 2)пригодность для использования промежуточного продукта; 3)возможность обеспечения управления рисками; 4)реализация преимуществ инкрементной стратегии (выпуск версий, повторное использование результатов, сокращение графика работ); 5)обеспечение широкого участия пользователя в проекте, начиная с ранних этапов, что минимизирует возможность разногласий между заказчиками и разработчиками и обеспечивает создание продукта высокого качества; 6) уменьшение общих затрат на разработку за счет раннего решения проблем и меньшего объема доработок.
Недост-ки: 1)сложность определения критериев для продолжения процесса разработки на следующей итерации, неизвестность точного количества необходимых итераций; это затрудняет планирование проекта и может вызвать задержку реализации конечной версии системы или программного средства 2) сложность управления проектом; необходимость грамотного управления с целью ограничения количества итераций до разумного; 3)необходимость активного участия пользователей в проекте, что не всегда возможно в реальной жизни; 4)необходимость мощных инструментальных средств и методов прототипирования; 5)возможность отодвигания решения трудных проблем на последующие циклы, что может привести к несоответствию полученных продуктов требованиям заказчиков.
Области применения: 1) при разработке проектов, для которых требования слишком сложны, неизвестны заранее, непостоянны или их следует уточнить; 2) при разработке больших и долгосроч проектов; 3) при разраб проектов использ новые технологии.
Рисунок представл класич вариант каскад стратегии. Каскадная модель обладает всеми достоинствами и недостатками, характерными для каскадной стратегии разработки. Ввиду сложности на реальных проектах реализовать классич каскад модель была создана каскад модель с обрат связями. На рисунке они отображ прерывистыми стрелками. Также можно переходить обратно к любому шагу. Достоинством каскадной модели с обратными связями по сравнению с классической каскадной моделью является возможность исправления промежуточных продуктов предыдущих шагов процесса разработки. К недостаткам каскадной модели с обратными связями по сравнению с классической каскадной моделью можно отнести сложности планирования и финансирования проекта, достаточно высокий риск нарушения графика разработки.
Области примен-я:
1) при разработке проектов с
четкими, неизменяемыми в
2) при разработке проекта,
3) при разработке проекта,
4) при разработке проекта,
5) при выполнении больших
Особенности: - ориентиров на стандарт 12207
Дост-ва: 1)стаб-ть треб в теч всего жизненного цикла разработки; 2)простота применения стратегии; необходимость только одного прохода этапов разработки; 3)простота планирования, контроля и управления проектом; 4)возможность достижения высоких требований к качеству проекта в случае отсутствия жестких ограничений затрат и графика работ; 5)доступность для понимания заказчиками.