Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Вопрос1. Экономическая теория как наука: сущность, функции.
Вопрос2. Методы экономического анализа. Законы, принципы, теории, модели. Позитивизм и нормативизм.

Файлы: 1 файл

экономика 1-7 вопрос.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)

Вопрос1. Экономическая теория как наука: сущность, функции.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, то есть такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Основными функциями экономической  теории является:

-познавательная, позволяющая расширить наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире;

-методологическая, дающая теоритическую основу для исследования в прикладных экономических науках;

-практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении гос. политики;

-прогностическая, делающая возможность предвидения области достаточного и краткосрочного развития.

 

 

Вопрос2. Методы экономического анализа. Законы, принципы, теории, модели. Позитивизм и нормативизм.

Методы анализа:

Метод статистических наблюдений.

Метод научной  абстракции. Выделение в экономическом явлении самого главного, существенного без учёта влияния на него второстепенных факторов. Анализ этого главного явления синтезирование, предложение гипотезы, проверка её на практике (индуктивный дедуктивный подход). Либо подтверждение, либо опровержение гипотезы. Применение этого метода основано на анализе экономических категорий, все они абстракция.

Экономико – математическое моделирование, т. е. определение развития экономических явлений путём исследования влияния на него тех или иных параметров.

Экономические модели бывают:

- Описательные;

- Графические;

- Алгебраические.

В экономике различают  два подхода к анализу экономических явлений:

Позитивизм, т. е. описание явлений таким, каким его видит исследователь без сравнительной оценки.

Нормативизм, т. е. в сравнении полученных результатов с действующими на данный момент в экономике с законами, закономерностями и нормативными критериями и их оценка.

Методы экономического анализа  используются для выявления и  познания действий экономических законов.

Экономический закон – это наиболее существенные и постоянно повторяющаяся связь между экономическими явлениями.

Отличия экономических  законов от законов природы и от юридических законов:

- носит объективный характер, т.  е. не зависит от воли и сознания людей.

- носит исторический характер, т. е. приходящий характер.

- они познаваемы и могут быть  использованы в интересах людей.

 

 

 

 

Вопрос3. Становление и  развитие экономической науки. Основные экономические школы.

1-ая школа  экономики – это школа Меркантелистов (16-17века) А. Монкретьен, Томас Мэн.

Под экономической теорией понимали науку о богатстве. Основу богатства  считали деньги (золото, серебро).

Осн. черты 1-ой школы:

Торговля – основной способ обогащения.

Государство должно ввозить, импортировать  золото и серебро, а вывозить товар на экспорт.

Государство должно производить протекционизм, (т. е. обслуживать своего клиента).

2-ая школа  экономики – это школа Физиократа (17-18 века) Ф. Кене.

Осн. черты 2-ой школы:

Основа богатства общества – Земля.

Приоритет должен отдаваться владельцам и пользователям земли.

Государство должно поддерживать развитие сельского хоз-ва.

3-яя школа  экономики – это Классическая  школа (18-19 века) Адам Смит, Давид  Рекардо, Виллиам Петти.

Осн. черты 3-ей школы:

Основа богатства – это труд.

Обмен благами, ресурсами в обществе происходит на основе стоимости, а управляет  этим процессом, так называемая “невидимая рука” (законы свободного рынка).

Распределение благ происходит между  собственниками трёх основных факторов производства (труд, земля, капитал).

Государство не вмешивается в экономику  и ограничивает своё участие только сбором налогов и изданием законов.

Классическая школа обосновала и сформулировала основные принципы развития свободного рынка или рынка  совершенной чистой конкуренции.

После Адама  Смита развитие основной экономической  школы пошло по двум основным направлениям:

Марксистская школа. Маркс и Энгельс.

Немецкая и австрийская  экономические школы. Кларк, А. Маршал.

Идеями этих школ были:

Стоимость благ определяется их редкостью и полезностью.

Основой развития экономики является обмен.

Владельцы факторов производства получают доход пропорциональный их ценности и полезности.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос4. Потребности и ресурсы. Их особенности. Проблема ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Потребность- это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Выделяют 3 вида потребностей:

- биологические;

- социальные;

- духовные.

Биологические потребности – потребность в пище, одежде, жилище ..и т.д.

Социальные  потребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

 Духовные  потребности связаны с духовно - творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

Ресурс – это всё то, что может быть использовано для создания благ и услуг.

Ресурс – это потенциальные возможности создания чего-либо.

Ресурсы подразделяются на следующие виды:

Материальные ресурсы - земля, или сырьевой материальный капитал.

Людские ресурсы - труд и предпринимательские способности.

Природные ресурсы: воздушные, водные, лесные и др.

Трудовые ресурсы: трудоспособное население от 14 до 60 лет.

Технические ресурсы (капитальные): машины, механизмы, оборудование и т. д.

Информационные ресурсы.

Организационные ресурсы (знание менеджмента).

Ограниченность ресурсов.

Все экономические ресурсы, факторы  производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и  она означает, что ресурсов, как  правило, меньше, чем необходимо для  удовлетворения всех потребностей при  данном уровне экономического развития. Наша планета Земля содержит лишь ограниченное кол-во ресурсов, которые  можно использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее время) – их наличие ограниченно определённым пределом.

Вследствие ограниченности ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём товаров и услуг, который  общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что  исторически определенный уровень  научно - технического прогресса (НТП) определяет границы использования  того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти).

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

 

 

 

 

 

Вопрос5. Натуральное и товарное хозяйство, их основные черты. Причины появления товарного хозяйства.

Натуральное хозяйство - это такой тип организации общественного хозяйствования, при котором продукт труда используется для внутреннего потребления.

Производитель продукта должен быть собственником средств производства.

 Продукт труда не является  товаром.

Формы натурального хозяйства абстрактно могут быть самыми разнообразными. Границы натурального хозяйства  определяются системой внутреннего  потребления.

Рыночное (товарное) хозяйство.

 Определение товарного производства впервые дает В. И. Ленин в работе по поводу так называемого вопроса о рынках: ". . . под товарным производством разумеется такая организация общественного хозяйствования, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля - продажа продуктов (становящихся в силу этого товаром) на рынке".

Для становления  товарного хозяйства необходимы два условия:

- общественное разделение труда;

- обмен, рынок.

Основные черты товарного хозяйства:

- производитель продукта труда  может быть собственником средств производства, но может и не быть им;

- продукт труда является товаром;

- рабочая сила становится товаром.

 

 

 

Вопрос6. Рынок: субъекты рынка, объекты рынка.

Рынок (как экономическая  теория) – это система отношений между потребителем и производителем основанная на частной собственности, обмене с целью получения выгоды или пользы.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок, как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок  товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три  рынка органически взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит  от развития всех его составляющих.

 

 

 

 

 

 

Вопрос7. Механизм рынка и его функции. Цель: роль, функции.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Функции рынка:

Распределительная функция. Рыночный механизм спроса и предложения распределяет ресурсы, блага и доходы между участниками экономической системы в пользу тех, кто смог применить их наиболее эффективно.

Стимулирующая функция. Рыночный механизм создаёт условия для наиболее эффективного использования ресурсов, реализации творческих способностей людей, применение достижений.

Контролирующая функция. Рынок следит за тем как используются ограниченные ресурсы и с помощью рыночных индикаторов (цена, норма прибыли, процентная ставка за пользование кредита и т. д. ) перераспределяют ресурсы из отраслей, продукция которых не пользуется спросом в другие отрасли, испытывающие недостаток ресурсов (высокие цены, дефицит и т. д. )

Санирующая функция. Рыночный механизм выявляет фирмы банкроты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"