Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:46, контрольная работа
Теневая экономика России по данным Росстата составляет 16% ВВП и в ней заняты примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Приведенные данные вызвали множество споров, ведь по состоянию на 2013 год, размер теневой экономики в Греции достигает 24 %, в Испании — 19 % ВВП, в Италии — 21 %, в Румынии — 16 %, в Швейцарии — 9 %, в Норвегии — 7 %, Финляндии — 8 % и Швеции — 9 (результаты исследования компании Visa Europe). Совершенно очевидно, что доля теневого сектора в отечественной экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских стран — она еще и намного выше других крупных развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия.
Почему в России высокая доля ненаблюдаемой экономики? Сравнение масштабов теневого сектора с другими странами 2
Причины сегментации теневой экономики в России 3
Оценка последствий теневой экономики: негативное и позитивное воздействие 4
Методы подсчета теневой экономики 5
Методы Российского правительства по выведению экономики из тени 7
Предложение государства отойти в сторону и не мешать. 8
Литература 9
План
Почему в России высокая доля ненаблюдаемой экономики? Сравнение масштабов теневого сектора с другими странами.
Теневая экономика России по данным Росстата составляет 16% ВВП и в ней заняты примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Приведенные данные вызвали множество споров, ведь по состоянию на 2013 год, размер теневой экономики в Греции достигает 24 %, в Испании — 19 % ВВП, в Италии — 21 %, в Румынии — 16 %, в Швейцарии — 9 %, в Норвегии — 7 %, Финляндии — 8 % и Швеции — 9 (результаты исследования компании Visa Europe). Совершенно очевидно, что доля теневого сектора в отечественной экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских стран — она еще и намного выше других крупных развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия. Одновременно Всемирный Банк оценивает долю ненаблюдаемой экономики как 46% от ВВП России. Но такая оценка тоже далека от действительности, ведь в распоряжении Всемирного Банка только информация, которая предоставляется ему статистической службой, ЦБ, таможней и т. д, но не проводятся дополнительные исследования и анализ. В итоге, если полагаться на мнения экспертов и аналитиков, теневая экономика России не превышает 30-40% ВВП. Таким образом, доля ненаблюдаемой экономики в Российской Федерации действительно высока, и это обуславливает ряд объективных причин.
Несомненно, большое влияние оказывает государственное вмешательство в экономику, его степень и характер, а именно: чрезмерное регулятивное вмешательство и система налогообложения, устанавливающая высокие подоходный налог, налог на прибыль, относительно низких доходов большинства граждан нашей страны.
Значительную роль играет, по всей видимости, массовая миграция из государств ближнего и дальнего зарубежья, большой приток беженцев из, так называемых, "горячих точек", а также сезонная миграция работников из бывших союзных республик В России проблема иммиграции стоит особенно остро, и далеко не секрет, что практически вся экономическая активность иммигрантов сопряжена с теневым сектором.
Нельзя не отметить также следующие правовые факторы роста ненаблюдаемой экономики в России: несовершенство законодательства, предоставляющие различные лазейки для неформальной экономической деятельности, неэффективность мер по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности, а также нарушения механизма борьбы с экономической преступностью.
Нужно принять во внимание и социальные предпосылки роста теневой экономики. Для России характерен низкий уровень жизни населения, слабая социальная защищенность наиболее уязвимых слоев граждан, высокая степень дифференциации доходов что часто подталкивает население к поиску неформальных источников заработка и сокрытию различных видов экономической деятельности.
В составе теневой экономики выделяют следующие сегменты.
Теневую
экономику принято
Во-первых, теневая экономика не позволяет эффективно осуществлять макроэкономическую политику, так как ее данные не могут быть учтены официальной статистикой. Это, к примеру, влияет на увеличение налогового бремени для законопослушных граждан страны.
Во-вторых, криминальный сегмент теневой экономики наносит не только экономический, но и нравственный ущерб обществу, происходит нарушение прав человека.
В-третьих, происходит сокращение поступлений в бюджет от пользования коммунальными услугами, а также налоговых поступлений. В итоге, не хватает финансовых средств для поддержания социальной сферы.
В-четвертых,
теневая экономика оказывает
отрицательное воздействие на конъюнктуру
рынка. Как следствие, многие формально
действующие предприятия
Тем не менее,
с определенной точки зрения теневая
экономика имеет свои плюсы. Предприятия,
действующие в области
Более того, некоторые предприятия, действующие неформально, выпускают продукцию высокого качества, но по низкой цене, так как не уплачивают налоги и различные социальные отчисления. Товары таких предприятий пользуются большим спросом у населения с низкими доходами.
«При расчете доли теневой экономики в ВВП страны Госкомстат исходит из соотношения с ВВП доходов от скрытой и неформальной экономической деятельности, разрешенной законом. Такой подход соответствует рекомендациям международных организаций.»1
Для оценки объема
и масштабов ненаблюдаемой
Монетаристский подход, предполагающий, что для расчетов в теневой экономике задействованы в основном наличные деньги, особенно крупные купюры. Соответственно увеличение спроса на наличность и повышение удельного веса денег в денежном агрегате М2, а также количества банкнот с высоким номиналом являются показателями роста теневой экономики.
Итальянский метод «палермо», который заключается в обследовании домашние хозяйств на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Преимущества такого подхода состоят в том, что респондентам нет смысла укрывать или искажать информацию о рабочем времени. Далее информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеком дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.
Полученные
единицы труда и выработка
на одного работающего используются
для расчета выпуска и
Анализ занятости – метод, ориентирующийся на данные о безработице: если в течение длительного времени сохраняется высокий уровень незарегистрированной безработицы, значит высока занятость в теневом секторе;
Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг.
Каждый из методов имеет свои недостатки и приводит к искажению реальной информации. К примеру, метод оценки затрат электроэнергии больше подходит для промышленных отраслей, метод измерения наличных денег приводит к завышению показателей из-за предпочтений использования наличных денежных средств в нашей стране, а итальянский метод, лежащий в основе анализа Росстатом обвиняют в недооценки масштабов теневой экономики. В связи с этим, самый верный метод — производить измерение явления с разных сторон, сопоставлять результаты и выбирать из них тот, который представляется наиболее достоверным и рациональным.
Несмотря на неоднозначный характер последствий теневой экономики, России необходимо разработать эффективные меры для снижения его уровня и негативных проявлений.
В настоящее время для выведения экономики из тени применяются такие меры как:
На мой взгляд, России нужно более продуктивно осуществлять намеченные шаги, а также принимать и другие меры, действующие в зарубежных странах. Также недостаточно внимания уделяется оттоку финансовых средств и «отмыванию денег». Требуется реформирование работы таможенных органов, усиление банковского контроля за переводами средств. Более того, важно ликвидировать пробелы в законодательстве, позволяющие совершать различные теневые манипуляции.
На мой взгляд, государству нецелесообразно отказываться от регулирования теневого сектора экономики. В июне 2013г. Министр финансов Антон Силуанов оценил объем теневого сектора российской экономики в 15-20%, что означает, что около 9трлн рублей были недополучены бюджетом из-за ухода бизнеса в тень. Естественно, что при ослаблении государственного контроля цифры были бы еще больше. Конечно, либеральные меры, предоставляющие свободу и минимализацию внешнего воздействия во многом имеют свои достоинства. Однако, в настоящих условия прежде всего, по моему мнению, необходимо воспитывать социально-экономическую среду и культуру среди граждан Российской Федерации, развивать социальные институты.. Только применение совокупности экономических и гражданско-правовых воздействий может снизить долю теневого сектора, включая нелегальную сферу, и сделать возможным ослабление государственного вмешательства.
Статьи из периодических изданий:
Интернет-ресурсы:
1 Сергей Колесников. Теневая экономика: как ее считать//Время экономического подъема. - №1, 2013