Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Теневая экономика России по данным Росстата составляет 16% ВВП и в ней заняты примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Приведенные данные вызвали множество споров, ведь по состоянию на 2013 год, размер теневой экономики в Греции достигает 24 %, в Испании — 19 % ВВП, в Италии — 21 %, в Румынии — 16 %, в Швейцарии — 9 %, в Норвегии — 7 %, Финляндии — 8 % и Швеции — 9 (результаты исследования компании Visa Europe). Совершенно очевидно, что доля теневого сектора в отечественной экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских стран — она еще и намного выше других крупных развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия.

Содержание работы

Почему в России высокая доля ненаблюдаемой экономики? Сравнение масштабов теневого сектора с другими странами 2
Причины сегментации теневой экономики в России 3
Оценка последствий теневой экономики: негативное и позитивное воздействие 4
Методы подсчета теневой экономики 5
Методы Российского правительства по выведению экономики из тени 7
Предложение государства отойти в сторону и не мешать. 8
Литература 9

Файлы: 1 файл

тень.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

 

План

 

 

  1. Почему в России высокая доля ненаблюдаемой экономики? Сравнение масштабов теневого сектора с другими странами 2
  2. Причины сегментации теневой экономики в России 3
  3. Оценка последствий теневой экономики: негативное и позитивное воздействие 4
  4. Методы подсчета теневой экономики 5
  5. Методы Российского правительства по выведению экономики из тени 7
  6. Предложение государства отойти в сторону и не мешать. 8
  7. Литература 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему в России высокая доля ненаблюдаемой экономики? Сравнение масштабов теневого сектора с другими странами.

Теневая экономика России по данным Росстата составляет 16% ВВП и в ней заняты примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Приведенные данные вызвали множество споров, ведь по состоянию на 2013 год, размер теневой экономики в Греции достигает 24 %, в Испании — 19 % ВВП, в Италии — 21 %, в Румынии — 16 %, в Швейцарии — 9 %, в Норвегии — 7 %, Финляндии — 8 % и Швеции — 9 (результаты исследования компании Visa Europe). Совершенно очевидно, что доля теневого сектора в отечественной экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских стран — она еще и намного выше других крупных развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия. Одновременно Всемирный Банк оценивает долю ненаблюдаемой экономики как 46% от ВВП России. Но такая оценка тоже далека от действительности, ведь в распоряжении Всемирного Банка только информация, которая предоставляется ему статистической службой, ЦБ, таможней и т. д, но не проводятся дополнительные исследования и анализ. В итоге, если полагаться на мнения экспертов и аналитиков, теневая экономика России не превышает 30-40% ВВП. Таким образом, доля ненаблюдаемой экономики в Российской Федерации действительно высока, и это обуславливает ряд объективных причин.

 Несомненно, большое влияние оказывает  государственное вмешательство в экономику, его степень и характер, а именно: чрезмерное регулятивное вмешательство и система налогообложения, устанавливающая высокие подоходный  налог, налог  на прибыль, относительно низких доходов большинства граждан нашей страны.

Значительную  роль играет, по всей видимости,  массовая миграция  из государств ближнего и дальнего зарубежья, большой приток беженцев из, так называемых,  "горячих точек", а также сезонная миграция работников из бывших союзных республик В России проблема иммиграции стоит особенно остро, и далеко не секрет,  что практически вся экономическая активность иммигрантов сопряжена с теневым сектором.

Нельзя  не отметить также следующие правовые факторы роста ненаблюдаемой экономики в России: несовершенство законодательства, предоставляющие различные лазейки для неформальной экономической деятельности,  неэффективность мер по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности, а также нарушения механизма борьбы с экономической преступностью.

Нужно принять  во внимание и социальные предпосылки роста теневой экономики. Для России характерен низкий уровень жизни населения, слабая социальная защищенность наиболее уязвимых слоев граждан, высокая степень дифференциации доходов что часто подталкивает население к поиску неформальных источников заработка и сокрытию различных видов экономической деятельности.

 

 

 

 

 

Причины сегментации теневой экономики  в России

 

В составе теневой экономики выделяют следующие сегменты.

  1. Неформальная экономика или ,так называемый «серый рынок», который представляет собой экономическую деятельность, легальную с позиции законодательства, однако намеренно скрываемую или занижаемую хозяйствующими субъектами. К неформальной экономики относят, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемую торговлю, ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другую деятельность, с которой в связи с сокрытием не взимаются налоги.
  2. Неформальная экономика принимает особо большие масштабы в нашей стране и составляет большую долю, чем другие сегменты. Отчасти это обусловлено историческими причинами, такими как аграрное прошлое страны. К примеру, большая часть населения все еще самостоятельно, а значит, неформально обеспечивает себя овощами. Отчасти этому способствует тяжелое социально-экономическое положение граждан, ищущих альтернативные способы заработка.
  3. Криминальная экономика, известная как «черный рынок» — сегмент теневой экономики, включающий деятельность, запрещенную законом: торговля наркотиками, контрабанда, проституция, рэкет и другие нелегальные виды деятельности. Развитие в России криминального бизнеса связано с социально-экономической нестабильностью и слабо организованной деятельностью правоохранительных органов, которые зачастую сами заинтересованы в поддержании нелегального бизнеса.
  4. Также выделяют фиктивную экономику, связанную с предложением индивидуальных льгот и субсидий, коррупцией, спекулятивными сделками и т.п. На мой взгляд, для России это не просто сегмент ненаблюдаемой экономики, но традиция, сложившаяся с ростом бюрократического аппарата. Проблема фиктивной экономики распространена крайне широко, и в настоящее время требуются жесткие государственные меры борьбы с этим явлением.

 

 

 

 

 

Оценка  последствий теневой экономики: негативное и позитивное воздействие

Теневую экономику принято рассматривать  как негативное явление, и, действительно, она имеет ряд негативных последствий:

Во-первых, теневая экономика не позволяет  эффективно осуществлять макроэкономическую политику, так как ее данные не могут  быть учтены официальной статистикой. Это, к примеру, влияет на увеличение налогового бремени для законопослушных  граждан страны.

Во-вторых, криминальный сегмент теневой экономики  наносит не только экономический, но и нравственный ущерб обществу, происходит нарушение прав человека.

В-третьих, происходит сокращение поступлений в бюджет от пользования коммунальными услугами, а также налоговых поступлений. В итоге, не хватает финансовых средств для поддержания социальной сферы.

В-четвертых, теневая экономика оказывает  отрицательное воздействие на конъюнктуру  рынка. Как следствие, многие формально  действующие предприятия оказываются  неконкурентоспособными, что вынуждает  их тоже «уходить в тень». К тому же фирмы, работающие в тени не проявляют инновационной деятельности, а имеют преимущества из-за неуплаты налогов.

Тем не менее, с определенной точки зрения теневая  экономика имеет свои плюсы. Предприятия, действующие в области ненаблюдаемой  экономики обеспечивают население  рабочими местами и, хоть и неофициальным, но стабильным и порой довольно высоким заработком. К тому же предоставляется возможность получения доходов слоями населения, не находящимися в трудоспособном возрасте. В качестве примера можно привести, пенсионеров, которые часто торгуют фруктами или овощами, выращенными на собственном участке.

Более того, некоторые предприятия, действующие  неформально, выпускают продукцию  высокого качества, но по низкой цене, так как не уплачивают налоги и  различные социальные отчисления. Товары таких предприятий пользуются большим  спросом у населения с низкими  доходами.

 

 

 

Методы  подсчета теневой экономики

«При расчете доли теневой экономики в ВВП страны Госкомстат исходит из соотношения с ВВП доходов от скрытой и неформальной экономической деятельности, разрешенной законом. Такой подход соответствует рекомендациям международных организаций.»1

Для оценки объема и масштабов ненаблюдаемой экономики  использует следующие основные методы:

Монетаристский подход, предполагающий, что для расчетов в теневой экономике задействованы в основном наличные деньги, особенно крупные купюры. Соответственно увеличение спроса на наличность и повышение удельного веса денег в денежном агрегате М2, а также количества банкнот с высоким номиналом являются показателями роста теневой экономики.

Итальянский метод «палермо», который заключается в обследовании домашние хозяйств на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Преимущества такого подхода состоят в том, что респондентам нет смысла укрывать или искажать информацию о рабочем времени. Далее информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеком дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.

Полученные  единицы труда и выработка  на одного работающего используются для расчета выпуска и добавленной  стоимости по видам деятельности, что позволяет скорректировать  объем продукции, недоучтенной предпринимателями основывается на сопоставлении предполагаемого дохода с объемом покупок товаров и услуг в масштабах страны или же конкретного региона, а также отдельных лиц. Другими словами, произведенный ВВП должен совпадать с израсходованным ВВП

Анализ занятости – метод, ориентирующийся на данные о безработице: если в течение длительного времени сохраняется высокий уровень незарегистрированной безработицы, значит высока занятость в теневом секторе;

Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг.

Каждый из методов  имеет свои недостатки и приводит к искажению реальной информации. К примеру, метод оценки затрат электроэнергии больше подходит для промышленных отраслей, метод измерения наличных денег  приводит к завышению показателей  из-за предпочтений использования наличных денежных средств в нашей стране, а итальянский метод, лежащий  в основе анализа Росстатом обвиняют в недооценки масштабов теневой  экономики. В связи с этим, самый верный метод — производить измерение явления с разных сторон, сопоставлять результаты и выбирать из них тот, который представляется наиболее достоверным и рациональным.

 

 

 

 

 

 

Методы  Российского правительства по выведению  экономики из тени

Несмотря на неоднозначный  характер последствий теневой экономики, России необходимо разработать эффективные  меры для снижения его уровня и  негативных проявлений.

В настоящее  время для выведения экономики из тени применяются такие меры как: 

  • Реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы. Данный метод считают одним из самых необходимых на сегодня. Правительство РФ ищет пути решения налоговой проблемы, делается немало шагов по направлению предоставления различных налоговых льгот. Не так давно Дмитрий Медведев призвал продолжению борьбы с теневой экономикой России, рассматривая налоговую политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. По его словам, - «Должны применяться имущественные налоговые вычеты, совершенствоваться налогообложение в сфере торговли, добычи полезных ископаемых». Тем не менее население продолжает жаловаться на тяжесть налогового бремени, все чаще закрываются предприятия, и за последние несколько лет отмечается снижение количества предпринимателей в стране.
  • Ужесточение борьбы с явлением коррупции. Так, 9 декабря 2003 г. Россией была подписана Конвенция ООН против коррупции, которая основывается на тех же принципах, что и "Основы законодательства об антикоррупционной политике"принятые законодательством ранее. Однако в основном борьба с коррупцией носит не системный характер, а проявляется в выявление отдельных коррупционных фактов.
  • Предприняты шаги по ужесточению борьбы со свободным оборотом наличности, что позволяет отслеживать финансовые потоки предприятий. Правительство для этих целей ввело новые правила по контролю лимита остатка кассы, а также введены ограничения на максимальный размер наличной сделки.
  • Выявляются правоохранительными органами подпольные производства (например, в ликероводочной, легкой и др. промышленности) и пресекается их деятельность. Ужесточилась борьба с незаконными видами деятельности, однако требуется применять более радикальные меры, чем увеличение штрафов.

На мой взгляд, России нужно более  продуктивно осуществлять намеченные шаги, а также принимать и другие меры, действующие в зарубежных странах. Также недостаточно внимания уделяется  оттоку финансовых средств и «отмыванию денег». Требуется реформирование работы таможенных органов, усиление банковского  контроля за переводами средств. Более  того, важно ликвидировать пробелы  в законодательстве, позволяющие  совершать различные теневые  манипуляции.

 

 

 

 

 

Предложение государства отойти в сторону  и не мешать.

На мой взгляд, государству  нецелесообразно отказываться от регулирования  теневого сектора экономики. В июне 2013г. Министр финансов Антон Силуанов оценил объем теневого сектора российской экономики в 15-20%, что означает, что около 9трлн рублей были недополучены бюджетом из-за ухода бизнеса в тень. Естественно, что при ослаблении государственного контроля цифры были бы еще больше. Конечно, либеральные меры, предоставляющие свободу и минимализацию внешнего воздействия во многом имеют свои достоинства. Однако, в настоящих условия прежде всего, по моему мнению, необходимо воспитывать социально-экономическую среду и культуру среди граждан Российской Федерации, развивать социальные институты.. Только применение совокупности экономических и гражданско-правовых воздействий может снизить долю теневого сектора, включая нелегальную сферу, и сделать возможным ослабление государственного вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Статьи  из периодических изданий:

  1. Лундина А. А. Теневая экономика России // Общество: политика, экономика, право. 2012.  №2.  С.116-119.
  2. Сергей Колесников. Теневая экономика: как ее считать//Время экономического подъема. - №1, 2013
  3. Тертышный С. А. Институциональные основы теневой экономики России // Проблемы современной экономики. 2011.  №4.  С.67-72

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/65945-tenevoi-biznes-v-tsifrah
  2. http://www.km.ru/economics/2013/06/20/ministerstvo-finansov-rf/714165-minfin-otsenil-tenevoi-sektor-rossiiskoi-ekonom
  3. Федеральная Служба Государственной Статистики - www.gks.ru
  4. Всемирныйо банк  http://www.worldbank.ru

 

 

 

 

 

 

1 Сергей Колесников. Теневая экономика: как ее считать//Время экономического подъема. - №1, 2013

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"