Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:58, контрольная работа
В данной контрольной работе будут рассмотрены теоретические вопросы:
«Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины: разгосударствление, демонополизация, децентрализация управления, корпоратизация и т.д. их сущность, назначение, современное состояние», и «Интеллектуальные ресурсы регионов Украины, современное состояние и перспективы развития ».Также необходимо произвести решение двух задач.
1. Введение.
2. Теоретическая часть.
-Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины.
-Интеллектуальные ресурсы регионов Украины. Современное состояние и перспективы развития.
3. Практическая часть.
-Задача на тему «Управление трудовыми ресурсами региона».
-Задача на тему «Управление развитием социальной инфраструктурой региона».
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНБАССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
КРАСНОЛУЧСКИЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬНА РАБОТА
по дисциплине «Региональная экономика»
Вариант - 8
Жавкин Андрей Валерьевич
Домашний адрес:
Красный Луч
2007
2. Теоретическая часть.
-Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины.
-Интеллектуальные ресурсы регионов Украины. Современное состояние и перспективы развития.
3. Практическая часть.
-Задача на тему
«Управление трудовыми
-Задача на тему «Управление
развитием социальной
5. Список используемой литературы.
Украина, создавая собственное государство, наряду с осуществлением политики выхода из кризиса, определяет новую, научно-обаснованную региональную структурную политику. Имеется ввиду государственное вмешательство в регулирование экономическими процессами в каждом регионе на базе взаимовыгодного территориального деления труда и специализации как основы накопления общественного богатства, уменьшения затрат ресурсов в народном хозяйстве, повышения эффективности производства. Экономические и правовые отношения и регуляторы между центральными и региональными органами власти строятся на конституционной основе при условии верховенства общегосударственного права и действующего законодательства.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА научное направление в экономической науке, ставящее целью разработку теоретических основ рационального размещения предприятий и отраслей, формирования ареалов сбыта продукции, организации пространства урбанизированных территорий и т. д., а также соответствующих практических рекомендаций. Возникла в США в 1950-х годах. В отечественной науке региональная экономика получила развитие с начала 1960-х годов на стыке экономики и экономической географии как прикладная научная дисциплина.
Региональная экономика в классическом понимании – это система общественных отношений, которые исторически сложились в границах области государства и представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических, социальных, экологических, демографических связей, которые обеспечивают ее стойкость и целостность как на макро, так и на микро уровне. В узком значении- это ничто иное, как комплекс отраслей по производству товаров народного потребления и предоставлении услуг, система методов организации производства и непроизводственной сферы, а также комплексного управления регионами.
Регион представляет собой соединение природного, материального (созданного человеком) и социального комплекса окружающей среды.
Региональная целостность
В данной контрольной работе будут рассмотрены теоретические вопросы:
«Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины: разгосударствление, демонополизация, децентрализация управления, корпоратизация и т.д. их сущность, назначение, современное состояние», и «Интеллектуальные ресурсы регионов Украины, современное состояние и перспективы развития ».Также необходимо произвести решение двух задач.
1. Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины.
«Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины: разгосударствление, демонополизация, децентрализация управления, корпоратизация и т.д. их сущность, назначение, современное состояние регионах Украины.
Реформирование региональной экономики на современном этапе развития Украины происходит под действием объективных и субъективных факторов. К первым можно отнести пока еще не продолжительный опыт самостоятельного построения хозяйства страны, а также последствия кризиса. Ко вторым –непоследовательность в разработке общегосударственной базы законодательства. В основу политики регионального развития целесообразно положить решения наших задач: осуществления структурной перестройки Украины, оптимизация размещения производственных сил, децентрализация управления и процессов принятия решений, разгосударствление, демонополизация. По сколько на уровне регионов происходит локальное воспроизводственные процессы, то эффективная реализация государственной экономической политики в регионе зависит от четкого распределения функций, при которых регионы в ходе формирования программы развития учитывают местные, региональные и государственные интересы.
Рыночные преобразования в Украине,
вызванные объективной
В отличии от стран с высоким уровнем развития рыночных отношений, где экономические отношения базировались преимущественно на принципах конкурентности, Украины, как и другие постсоциалистические страны, имела стартовыми условиями для приватизации полное государственное владение и
контроль, то есть монополию государства в экономике. Таким образом именно приватизация стала в Украине тем мощным металлоизменяющим механизмом, который обеспечивал условия и способствовал созданию новой системы отношений собственности, построенной на основах рынка, а следовательно частной собственности.
В 1991 г. Парламентом Украины была принята Концепция
Разгосударствления, демонополизации и приватизации имущества государственных предприятий, земли и жилищного фонда. Разгосударствление должно было осуществлятся на основе принципов “ соблюдение интересов трудящихся и общества; добровольности; равноправие существования и защиты всех форм собственности; специфичности в разных отраслях народного хозяйства и регионах; частости.” Поэтому основным отличием для постсоциалистических стран является использование приватизационных сертификатов или ваучеров в качестве платежа. В Украине сертификационная приватизация как первый из ее методов преследовала цель пробуждение сознания собственника и заложена стартовые условия для развития рыночных отношений, но не способствовала увеличению капитализации субъектов хозяйствованию, что имело отрицательное последствие для экономики регионов и стало одним из факторов, приведших к резкому экономическому падению в 1994 г.
Судьбоносный для украинских регионов стал Указ Президента Украины “О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине” от 29 декабря 1999г. N 1626 / 99.
Этот Указ определил приоритеты деятельности Кабинета МинистровУкраины и Фонда государственного имущества в 2000 – 2002г.г. заложив основы Государственной программы приватизации на 2000 – 2002г.г.
Региональные отделения и представительства Фонда организовывают и проводят приватизацию государственного имущества согласно государственной, республиканской (АР Крым) и местными программами приватизации, осуществляют полномочии собственника по отношению к имуществу.
Анализ рыночных реформ в переходной период в регионах Украины свидетельствует о том, что методологие их проведения достаточно отработана. Более того стремительные приватизационные процессы последних лет в условиях отсутствия на протяжении 2003 и 2004г.г. – государственной программы приватизации – одного из основных документов, определяющего как стратегию, так и принципы, задачи и механизмы приватизации на определенный период, - свидетельствуют о качестве программы разгосударствление на 2004 – 2008г.г., положение которой и сегодня регламентируют деятельность субъектов приватизации. Что касается эффективности реформ, целесообразности их проведения, несомненно как в начале рыночных преобразований, так и сегодня были бы значительно эффективнее, если бы они были в определенной мере лищины политического субъективизма, а происходили на основе тщательных расчетов, дальневидных прогнозов, системного анализа, моделирование и т. п. При этом, однако, следует признать огромную значимость того влияния на становление и развитие рыночных реформ, на социальноэкономическое положение государства и каждого региона, которое было обеспечено благодаря использованию всего механизма приватизации, поскольку он побудил к формированию тончайшего, но мощнейшего рычага самоорганизации социальной системы – общественного сознания, основу которого составляют рыночные категории.
Что касается избранных методов приватизации, целесообразности применение таких из них, как полная продажа акций предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства и предприятий – монополистов или продажа акций единым патентом, то эти вопросы относятся больше к сфере политики, чем к методам ее реализации. Так постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2004г. N 1734. Этот приказ сокротил список предприятий подлежащих приватизации с 894 до 424. В частности из него выведен ОАО “ Краснолучский машиностроительный завод.”
2. Интеллектуальные
ресурсы регионов Украины.
Наибольшим интеллектуальным потенциалом обладает академический научный комплекс нашего государства. В силу присущего подобным структурам традиционализма и даже консерватизма, в них сохранились не только перспективные разработки, но и научные школы. И хотя продолжаются отток умов из научной сферы в Украине и «свертывание» исследований из-за их хронического недофинансирования, мы все еще владеем довольно приличным научным потенциалом.
Отраслевой научно-технический и проектный комплекс Украины оказался невостребованным — промышленность почти не реализует отечественных разработок. Сегодня предприятия предпочитают закупать действующие, испытанные технологии и оборудование, чем с риском финансировать разработку новых технологий и изготовление необходимого оборудования.
Советский научный комплекс строился
по принципу использования ученых в
качестве мыслящих станков. Для этого
создавались своеобразные цеха —
научно-исследовательские и
Немало проблем у
Для выхода на инновационный путь развития экономики нашей стране не хватает кредитно-финансового капитала. Условия же использования даже имеющегося потенциала банков блокируют финансирование более-менее продолжительного инновационного проекта, поэтому у нас поддерживаются лишь краткосрочные сверхприбыльные программы. Частное финансирование научных работ не ведется. Правовые условия разработки и использования новаций примитивны и несовершенны.
Нет прогнозно-маркетинговой
В Украине нет отраслевых инновационных компаний. Между тем США и страны ЕС выделяют значительные суммы на создание малых специализированных инновационных компаний (четыре-пять ученых и 8 —12 менеджеров) как наиболее продуктивных и оперативных. У нас же их необходимость еще надлежащим образом не осознана.
Правительства наших
соседей — Польши и России —
провозгласили равноправное партнерство
государства, частных инвесторов, групп
ученых и ведущих менеджеров с
целью быстрой «
Мероприятия конверсии так и не превратили высокотехнологический ВПК в столь же высокотехнологические предприятия по изготовлению мирной продукции. Следовательно, говорить сегодня о возможности создания современного качественного оборудования под новые технологии можно лишь условно. Межотраслевого обмена технологиями и конструкциями у нас нет, хотя в мире до 60% новаций порождает именно он.