Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будут рассмотрены теоретические вопросы:
«Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины: разгосударствление, демонополизация, децентрализация управления, корпоратизация и т.д. их сущность, назначение, современное состояние», и «Интеллектуальные ресурсы регионов Украины, современное состояние и перспективы развития ».Также необходимо произвести решение двух задач.

Содержание работы

1. Введение.
2. Теоретическая часть.

-Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах Украины.
-Интеллектуальные ресурсы регионов Украины. Современное состояние и перспективы развития.
3. Практическая часть.
-Задача на тему «Управление трудовыми ресурсами региона».
-Задача на тему «Управление развитием социальной инфраструктурой региона».

4. Заключение.
5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОЛУЧСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КОНТРОЛЬНА  РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика» 

Вариант - 8

                                                          Работу выполнил ст. группы ЭП - 02

                              Жавкин Андрей Валерьевич

 

 

   

 

 

              Домашний адрес: 

                                                    г. Красный Луч, м.-н. 2 д.21, кв.52

 

         

 Красный Луч

2007

                                          

 

                                         Содержание

 

  1. Введение.

 

2.   Теоретическая  часть.

    

      -Экономические  рыночные реформы в переходный  период в регионах              Украины.

 

-Интеллектуальные ресурсы  регионов Украины. Современное состояние и перспективы развития.

 

3.  Практическая часть.

 

-Задача на тему  «Управление трудовыми ресурсами  региона».

 

-Задача на тему «Управление  развитием социальной инфраструктурой  региона».

     

  1. Заключение.

 

5. Список используемой литературы.                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                              Введение

 

 

Украина, создавая собственное  государство, наряду с осуществлением политики выхода из кризиса, определяет новую, научно-обаснованную региональную структурную политику. Имеется ввиду государственное вмешательство в регулирование экономическими процессами  в каждом регионе на базе взаимовыгодного территориального деления труда и специализации как основы накопления общественного богатства, уменьшения затрат ресурсов в народном хозяйстве, повышения эффективности производства. Экономические и правовые отношения и регуляторы между центральными и региональными органами власти строятся на конституционной основе при условии верховенства общегосударственного права и действующего законодательства.

  РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА научное направление в экономической науке, ставящее целью разработку теоретических основ рационального размещения предприятий и отраслей, формирования ареалов сбыта продукции, организации пространства урбанизированных территорий и т. д., а также соответствующих практических рекомендаций. Возникла в США в 1950-х годах. В отечественной науке региональная экономика получила развитие с начала 1960-х годов на стыке экономики и экономической географии как прикладная научная дисциплина.

   Региональная экономика в классическом понимании – это система общественных отношений, которые исторически сложились в границах области государства и представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических, социальных, экологических, демографических связей, которые обеспечивают ее стойкость и целостность как на макро, так и на микро уровне. В узком значении- это ничто иное, как комплекс отраслей по производству товаров народного потребления и предоставлении услуг, система методов организации производства и непроизводственной сферы, а также комплексного управления регионами.

Регион представляет собой соединение природного, материального (созданного человеком) и социального комплекса окружающей среды.

Региональная целостность предусматривает  территориальную целостность, нераздельность их составляющих, сбалансированность, которые являются закономерной основой  рационального развития данной территории. С понятием «регион» и связан термин «региональная экономика» как важное направление экономической науки, которая занимается обще-региональными проблемами развития.

В данной контрольной работе будут рассмотрены теоретические вопросы:

      «Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах              Украины: разгосударствление, демонополизация, децентрализация управления, корпоратизация и т.д. их сущность, назначение, современное состояние», и «Интеллектуальные ресурсы регионов Украины, современное состояние и перспективы развития ».Также необходимо произвести решение двух задач.

 

1. Экономические  рыночные реформы в переходный  период в            регионах Украины.

 

 

  «Экономические рыночные реформы в переходный период в регионах              Украины: разгосударствление, демонополизация, децентрализация управления, корпоратизация и т.д. их сущность, назначение, современное состояние регионах Украины.

Реформирование региональной экономики на современном этапе развития Украины происходит под действием объективных и субъективных факторов. К первым можно отнести пока еще не продолжительный опыт самостоятельного построения хозяйства страны, а также последствия кризиса. Ко вторым –непоследовательность в разработке общегосударственной базы законодательства. В основу политики регионального развития целесообразно положить решения наших задач: осуществления структурной перестройки Украины, оптимизация размещения производственных сил, децентрализация управления и процессов принятия решений, разгосударствление, демонополизация. По сколько на уровне регионов происходит локальное воспроизводственные процессы, то эффективная реализация государственной экономической политики в регионе зависит от четкого распределения функций, при которых регионы в ходе формирования программы развития учитывают местные, региональные и государственные интересы.

Рыночные преобразования в Украине, вызванные объективной необходимостью трансформации отношений собственности, обусловили, прежде всего, изменением роли государства в экономике общества. Переход от государственного плана к рыночно- конкурентной борьбе требовав лишения государства монополии на собственность, введения рыночных институтов и методов хозяйствования, развития отношений собственности, основанных на плюрализме ее форм.

            В отличии от стран с высоким уровнем развития рыночных отношений, где экономические отношения базировались преимущественно на принципах конкурентности, Украины, как и другие постсоциалистические страны, имела стартовыми условиями для приватизации полное государственное владение и

контроль, то есть монополию государства в экономике. Таким образом именно приватизация стала в Украине тем мощным металлоизменяющим механизмом, который обеспечивал условия и способствовал созданию новой системы отношений собственности, построенной на основах рынка, а следовательно частной собственности.

            В 1991 г. Парламентом Украины была принята Концепция       

       Разгосударствления, демонополизации и приватизации имущества                государственных предприятий, земли и жилищного фонда. Разгосударствление должно было осуществлятся на основе принципов “ соблюдение интересов трудящихся и общества; добровольности; равноправие существования и защиты всех форм собственности; специфичности в разных отраслях народного хозяйства и регионах; частости.” Поэтому основным отличием для постсоциалистических стран является использование приватизационных сертификатов или ваучеров в качестве платежа. В Украине сертификационная  приватизация как первый из ее методов преследовала цель пробуждение сознания собственника и заложена стартовые условия для развития рыночных отношений, но не способствовала увеличению капитализации субъектов хозяйствованию, что имело отрицательное последствие для экономики регионов и стало одним из факторов, приведших к резкому экономическому падению в 1994 г.

      Судьбоносный для украинских регионов стал Указ Президента Украины  “О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине” от 29 декабря 1999г. N 1626 / 99.

       Этот Указ определил приоритеты деятельности Кабинета МинистровУкраины и Фонда государственного имущества в 2000 – 2002г.г. заложив основы Государственной программы приватизации на 2000 – 2002г.г.

        Региональные отделения и представительства Фонда организовывают и проводят приватизацию государственного имущества согласно государственной, республиканской (АР Крым) и местными программами приватизации, осуществляют полномочии собственника по отношению к имуществу.

         Анализ рыночных реформ в переходной период в регионах Украины свидетельствует о том, что методологие их проведения достаточно отработана. Более того стремительные приватизационные процессы последних лет в условиях отсутствия на протяжении 2003 и 2004г.г. – государственной программы приватизации – одного из основных документов, определяющего как стратегию, так и принципы, задачи и механизмы приватизации на определенный период, - свидетельствуют о качестве программы разгосударствление на 2004 – 2008г.г., положение которой и сегодня регламентируют деятельность субъектов приватизации. Что касается эффективности реформ, целесообразности их проведения, несомненно как в начале рыночных преобразований, так и сегодня были бы значительно эффективнее, если бы они были в определенной мере лищины  политического субъективизма, а происходили на основе тщательных расчетов, дальневидных прогнозов, системного анализа, моделирование и т. п. При этом, однако, следует признать огромную значимость того влияния на становление и развитие рыночных реформ, на социальноэкономическое положение государства и каждого региона, которое было обеспечено благодаря использованию всего механизма приватизации, поскольку он побудил к формированию тончайшего, но мощнейшего рычага самоорганизации социальной системы – общественного сознания, основу которого составляют рыночные категории.

        Что касается избранных методов приватизации, целесообразности применение таких из них, как полная продажа акций предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства и предприятий – монополистов или продажа акций единым патентом, то эти вопросы относятся больше к сфере политики, чем к методам ее реализации. Так постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2004г. N 1734. Этот приказ сокротил список предприятий подлежащих приватизации с 894 до 424. В частности из него выведен ОАО “ Краснолучский машиностроительный завод.”

 

 

 

 

                                    

2. Интеллектуальные  ресурсы регионов Украины. Современное  состояние, перспективы развития.

 

 

Наибольшим интеллектуальным потенциалом обладает академический  научный комплекс нашего государства. В силу присущего подобным структурам традиционализма и даже консерватизма, в них сохранились не только перспективные  разработки, но и научные школы. И хотя продолжаются отток умов из научной сферы в Украине и «свертывание» исследований из-за их хронического недофинансирования, мы все еще владеем довольно приличным научным потенциалом.

Отраслевой научно-технический  и проектный комплекс Украины  оказался невостребованным — промышленность почти не реализует отечественных разработок. Сегодня предприятия предпочитают закупать действующие, испытанные технологии и оборудование, чем с риском финансировать разработку новых технологий и изготовление необходимого оборудования.

Советский научный комплекс строился по принципу использования ученых в  качестве мыслящих станков. Для этого  создавались своеобразные цеха —  научно-исследовательские и проектные  институты. Ученые-личности — были исключением, а не правилом. Ученый обслуживался (если обслуживался вообще) конвейерно, а не персонально. К примеру, за каждым более-менее популярным певцом, танцором, моделью стоит антрепренер, умеющий продать способности и талант патрона. А вот групп предпринимателей-менеджеров, стоящих за такими яркими личностями, как ученые, исследователи, конструкторы, технологи, в Украине до сих пор нет.

Немало проблем у отечественного производственного комплекса. Он создан в советские времена по индустриальному  типу и потому не очень восприимчив к инновациям. Происходит уменьшение производства наукоемких видов продукции и замена их более простыми и дешевыми. В то время как на рынке наукоемкой продукции доля стран «большой семерки» составляет 80%, доля Украины в сотни, если не в тысячи раз меньше.

Для выхода на инновационный путь развития экономики нашей стране не хватает кредитно-финансового  капитала. Условия же использования  даже имеющегося потенциала банков блокируют  финансирование более-менее продолжительного инновационного проекта, поэтому у нас поддерживаются лишь краткосрочные сверхприбыльные программы. Частное финансирование научных работ не ведется. Правовые условия разработки и использования новаций примитивны и несовершенны.

Нет прогнозно-маркетинговой структуры, а незнание текущих и перспективных потребностей и требований мирового рынка не позволяет разработчикам и производителям инноваций оперативно на них реагировать. В результате предлагается не то, что нужно, а то, что имеется.

В Украине нет отраслевых инновационных компаний. Между тем  США и страны ЕС выделяют значительные суммы на создание малых специализированных инновационных компаний (четыре-пять ученых и 8 —12 менеджеров) как наиболее продуктивных и оперативных. У нас  же их необходимость еще надлежащим образом не осознана.

Правительства наших  соседей — Польши и России —  провозгласили равноправное партнерство  государства, частных инвесторов, групп  ученых и ведущих менеджеров с  целью быстрой «переквалификации» экономик своих стран на инновационный путь развития. У нас же государство пытается доминировать и контролировать весь инновационный процесс через исполнительные структуры и создаваемые ими кредитно-финансовые учреждения. Более того, подобная политика даже законом предусмотрена.

Мероприятия конверсии  так и не превратили высокотехнологический  ВПК в столь же высокотехнологические  предприятия по изготовлению мирной продукции. Следовательно, говорить сегодня  о возможности создания современного качественного оборудования под  новые технологии можно лишь условно. Межотраслевого обмена технологиями и конструкциями у нас нет, хотя в мире до 60% новаций порождает именно он.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"