Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:07, контрольная работа
Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги). Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям
1. Дать характеристику категории «товарный рынок». Каковы основные параметры товарного рынка?
2. Объяснить категорию релевантного рынка. Географические и продуктовые границы товарного рынка.
Список использованной литерататуры
Содержание
1. Дать характеристику категории «товарный
рынок». Каковы основные параметры товарного
рынка?
2. Объяснить категорию релевантного рынка.
Географические и продуктовые границы
товарного рынка.
Список использованной литерататуры
1.. Характеристики
товарного рынка
Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера
Субъекты и объекты рынка
Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги). Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые и мелкооптовые и розничные торговые посредники, ХС, приобретающие товары для производственного потребления Наряду с термином "товар" применяется термин "товарная группа", под которым подразумеваются разновидности товара, обладающие близкими к нему потребительскими свойствами (товары - заменители). По своему содержанию используемое понятие "товарная группа" (товар плюс товары - заменители) идентично термину "товар", определенному Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон).
Параметры товарного рынка
Для определения товарного рынка необходимо установить следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы рынка, объем товарных ресурсов рынка. В каждом конкретном случае она может варьироваться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе. Информационная база для определения параметров товарных рынков
В качестве источников исходной информации о рынках необходимо использовать:
- данные государственной
- сведения о результатах
- данные выборочных опросов покупателей, характеризующие:
- покупательские предпочтения;
- критерии и барьеры
- данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;
- данные ведомственных и
2.Релевантный рынок
Релевантный рынок – это деловой рынок конкретного товара, построенный на принципах согласования спроса и предложения, взаимопонимания продавцов и покупателя.(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003) В релевантный рынок обычно включаются предприятия - производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования и/или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости (товары-субституты). При определении релевантного рынка учитываются также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей и т.д. От того, насколько широким будет признан релевантный рынок, зависит величина общего оборота, принимаемая во внимание при расчете долей конкретных производителей. Соответственно в зависимости от этого будет определяться, занимает ли данное предприятие, подозреваемое в монополистических действиях, доминирующее положение на рынке и подпадает ли оно под действие антимонопольного законодательства.
Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды
1. Определение продуктовых
2. В основе определения
3. При определении товара
Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции.
4. Определение товаров - заменителей,
включаемых в определяемую
Теоретически одним из наиболее точных критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса, исчисляемая по формуле:
процентное изменение спроса (реализации товара х)
Е ху = ------------------------------
процентное изменение цены товара у
В условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам. При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров. На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.
Географические границы товарного рынка
Географические границы товарного
рынка - это характеристика рыночной среды,
которая характеризуется доступность
товаров для конечных потребителей в рамках
этой рыночной среды, при этом, конечный
потребитель не имеет доступа к товарам,
находящимся вне этой рыночной среды. Определение географических
границ товарного рынка - это определение
границ территории, на которой покупатели
приобретают или могут приобрести товар
и не имеют такой возможности за её пределами. При определении географических
границ учитываются следующие параметры:
1. Возможность перемещения спроса между территориями.
2. Определяется по доступности
транспортных средств и
3. Возможность перемещения
4. Отсутствие ограничений (хотя бы
даже санитарного плана) на вывоз
товара.
Географические границы товарного рынка
не совпадают с административно-
Федеральный рынок - территория РФ.
Межрегиональный рынок - несколько субъектов. Региональный - территория субъекта.
Локальный (местный) - территория муниципального образования.
Список литературы
1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. -М.: ТОО “Люкс-арт”,2005. -
2.Алексеева Н.Н. Планирование деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики. / А.М. Бабушкина. - М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. -М.: Фонд “Правовая культура”, 2004
5. Козлова, М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. / М.Ю Козлова -- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008
6. Перспективы развития международного антимонопольного права и ВТО // Международная экономика и международные отношения, 2000, №10. - С.40-47
.