Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги). Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям

Содержание работы

1. Дать характеристику категории «товарный рынок». Каковы основные параметры товарного рынка?
2. Объяснить категорию релевантного рынка. Географические и продуктовые границы товарного рынка.

Список использованной литерататуры

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование 2.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание 

 
 
1. Дать характеристику категории «товарный рынок». Каковы основные параметры товарного рынка? 
 
2. Объяснить категорию релевантного рынка. Географические и продуктовые границы товарного рынка.

 
 
Список использованной литерататуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
1.. Характеристики  товарного рынка

 

Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера

Субъекты и объекты рынка

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).     Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые и мелкооптовые и розничные торговые посредники, ХС, приобретающие товары для производственного потребления        Наряду с термином "товар" применяется термин "товарная группа", под которым подразумеваются разновидности товара, обладающие близкими к нему потребительскими свойствами (товары - заменители). По своему содержанию используемое понятие "товарная группа" (товар плюс товары - заменители) идентично термину "товар", определенному Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон).

Параметры товарного рынка

Для определения товарного рынка необходимо установить следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы рынка, объем товарных ресурсов рынка.         В каждом конкретном случае она может варьироваться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.          Информационная база для определения параметров товарных рынков

 

В качестве источников исходной информации о рынках необходимо использовать:

- данные государственной статистической  отчетности, характеризующие деятельность  хозяйствующих субъектов;

- сведения о результатах хозяйственной  деятельности, полученные Государственным  комитетом по антимонопольной  политике и поддержке новых  экономических структур Российской  Федерации (далее Антимонопольный  комитет) и его территориальными  управлениями непосредственно от хозяйствующих субъектов;

- данные выборочных опросов  покупателей, характеризующие:

- покупательские предпочтения;

- критерии и барьеры взаимозаменяемости  товаров, критерии определения географических  границ товарного рынка (приложение 3);

- данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;

- данные ведомственных и независимых  информационных центров и служб  о состоянии, структуре и объемах  товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Релевантный рынок

Релевантный рынок – это деловой рынок конкретного товара, построенный на принципах согласования спроса и предложения, взаимопонимания продавцов и покупателя.(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003) В релевантный рынок обычно включаются предприятия - производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования и/или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости (товары-субституты). При определении релевантного рынка учитываются также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей и т.д. От того, насколько широким будет признан релевантный рынок, зависит величина общего оборота, принимаемая во внимание при расчете долей конкретных производителей. Соответственно в зависимости от этого будет определяться, занимает ли данное предприятие, подозреваемое в монополистических действиях, доминирующее положение на рынке и подпадает ли оно под действие антимонопольного законодательства.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды

1. Определение продуктовых границ  рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

2. В основе определения продуктовых  границ рынка должно лежать  мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (в зависимости от их числа) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

3. При определении товара первоначально  устанавливается принадлежность  его к классификационной группе (рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД, Основной классификатор продукции - ОКП, товарные словари).

Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции.

4. Определение товаров - заменителей, включаемых в определяемую товарную  группу, осуществляется по критерию  взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать  два аспекта взаимозаменяемости  товаров: с точки зрения их  использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.

Теоретически одним из наиболее точных критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса, исчисляемая по формуле:

процентное изменение спроса (реализации товара х)

Е ху = ------------------------------------------------------

процентное изменение цены товара у

В условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.      При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года.     Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров.  На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

 

Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка - это характеристика рыночной среды, которая характеризуется  доступность товаров для конечных потребителей в рамках этой рыночной среды, при этом, конечный потребитель не имеет доступа к товарам, находящимся вне этой рыночной среды.          Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар и не имеют такой возможности за её пределами.  При определении географических границ учитываются следующие параметры: 

1. Возможность перемещения спроса между территориями.

2. Определяется по доступности  транспортных средств и незначительности  транспортных расходов.

 
3. Возможность перемещения товара  между территориями.

 
4. Отсутствие ограничений (хотя бы  даже санитарного плана) на вывоз  товара.  
 Географические границы товарного рынка не совпадают с административно-территориальным делением РФ. На это было обращено внимание ещё ВАС РФ в 94 году.

Федеральный рынок - территория РФ.

Межрегиональный рынок - несколько субъектов. Региональный - территория субъекта.

Локальный (местный) - территория муниципального образования.

 

 

 

 

Список литературы 

1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. -М.: ТОО “Люкс-арт”,2005. -

2.Алексеева Н.Н. Планирование  деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики. / А.М. Бабушкина. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4.  Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. -М.: Фонд “Правовая культура”, 2004

5. Козлова, М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. / М.Ю Козлова -- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008

6. Перспективы развития международного антимонопольного права и ВТО // Международная экономика и международные отношения, 2000, №10. - С.40-47

.


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"