Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:28, контрольная работа
Описание работы
Каковы основы критики института частной собственности у социалистов-утопистов? Какому способу смены социально-экономических систем отдавали предпочтение социалисты-утописты? В чем проявляется антибуржуазный характер марксизма? Каковы основные положения трудовой теории стоимости К. Маркса? Назовите основные принципы распределения общественного продукта в условиях простого и расширенного воспроизводства.
Каковы основы критики института частной
собственности у социалистов-утопистов?
Какому способу смены социально-экономических
систем отдавали предпочтение социалисты-утописты?
В чем проявляется антибуржуазный характер марксизма?
Каковы основные положения трудовой
теории стоимости К. Маркса?
Назовите основные принципы
распределения общественного продукта
в условиях простого и расширенного воспроизводства.
Каковы основы критики института
частной собственности у социалистов-утопистов?
С древнейших времён люди, видя
царившую вокруг общественную несправедливость,
войны и восстания, стремились коренным
образом преобразовать общество, сметя
социальные рамки и установив внутренний
мир и спокойствие. Единственной возможностью
осчастливливания человечества они видели
установление всеобщего равенства. Их
исследования, как правило, выходили за
рамки экономической науки в чистом виде,
однако они играли существенную роль для
её последующего развития.
Социалистические и коммунистические
идеи зрели в обществе, начиная с XVI века.
Но наиболее благодатная для их развития
почва сложилась к концу XVIII—началу XIX
века, когда в полной мере проявились такие
неблаговидные черты возникшей капиталистической
экономической системы, как накопление
капитала в руках немногих, углубление
частной собственности, поляризация богатства,
бедственное положение пролетариев. Все
это вызвало критику капитализма. Не видя,
каким образом можно усовершенствовать
сложившиеся экономические отношения,
которые представлялись несправедливыми,
многие выдающиеся умы человечества выступили
поборниками утопических общественно-политических
и экономических систем, основанных на
принципах коллективизма, справедливости,
равенства, братства и тем самым якобы
лишенных пороков буржуазного строя.
В Западной Европе в начале
XIX века господствовала мануфактура, а
фабричное производство только зарождалось.
Материальные условия капитализма и формирование
пролетариата как особого рабочего класса
находились на раннем этапе. Пролетариат
представлял собой еще раздробленную
массу и не был готов к самостоятельным
действиям, выступал союзником буржуазии
в борьбе с остатками абсолютной монархии
и феодальной эксплуатации. В этих условиях
социализм и рабочее движение развивались
самостоятельно в отрыве друг от друга.
Социалисты-утописты не видели
реальных путей перехода к обществу социальной
справедливости, не понимали исторической
миссии пролетариата, хотя и отмечали
противоположность классовых интересов.
На пролетариат они смотрели как на угнетенную,
страдающую массу. Своей задачей они считали
развитие сознания, пропаганду своих идей,
воплощение их в жизнь путем создания
коммуны, «фаланстера» или «Рынков справедливого
обмена». Несовершенство и противоречивость
социалистических теорий утопистов соответствовали
незрелому капиталистическому производству
и неразвитым классовым отношениям. Поскольку
материальные условия для освобождения
трудящихся не были еще созданы, представители
утопического социализма выдвигали фантастические
проекты будущего общества. Себя они ставили
над классами, заявляя, что отражают интересы
всех членов общества, но апеллировали
в пропаганде своих проектов к господствующим
классам. Они отвергали политическую борьбу
и революцию, уповая на преобразования
общества путем пропаганды и агитации
идей социальной справедливости. В этом
и заключался утопизм их идей. Однако,
несмотря на ограниченность утопического
социализма, в период становления капитализма
он был прогрессивным учением, отражающим
стремление зарождающегося пролетариата,
и явился одним из источников марксизма.
Социализм – теория, в основе
которой лежат равенство (материальных
благ, объёма прав и обязанностей) и общность
собственности. Социалистическое учение
ставило целью достижение счастливой
и справедливой жизни общества.
Утопия (греч «u» – «не», «нет»,
«topos» – «место», буквально – «место, которого
не существует») – модель определённого
вымышленного, но опирающегося на некоторые
реальные социальные структуры общества
как воплощения социального идеала. Вследствие
практической неосуществимости такого
идеала понятие «утопия» приобрело метафорический
характер и стало синонимом любого необоснованного
научного проекта (социального, технического
и т.п.).
Утопический социализм – течение,
зародившееся в начале XIX в. предназначенное
для борьбы с эксплуатацией в обществе.
Для него характерно использование гипотетического
метода, т.е. выдвижение гипотез «что было
бы, если», «предположим, что» и т.д. Свои
идеи социалисты-утописты распространяли
среди людей путём отправления писем.
Утопический социализм видел
первоочередную задачу общественного
преобразования в создании крупного общественного
производства, основанного на свободном
труде и планомерно применяющего достижения
науки и техники. Он изобразил будущее
общество, как общество изобилия, обеспечивающее
удовлетворение человеческих потребностей
и расцвет личности.
Какому способу смены социально-экономических
систем отдавали предпочтение социалисты-утописты?
Завершением промышленного
переворота происходило осмыслением новых
экономических реалий, которые наши свое
отражение в разработках экономической
мысли лидеров нового поколения школы
социалистов-утопистов – Р. Оуэна в Англии,
а К. Сен-Симона и Ш. .Фурье- во Франции,
доктрины которых базируются на пропаганде
идей социальной справедливости, присущей
социализму и носят уже не просто утопический,
а антирыночный характер.
КЛОД АНРИ де РУВРУА СЕН-СИМОН
(1760-1825)– французский утопист, создал новое
социальное учение «сенсимонизм». В его
социальной философии особое место уделяется
критике капиталистического строя и предсказывается
его неминуемая гибель. Взамен капитализма
он предлагал программу создания нового,
более справедливого общественного строя,
основанного на началах ассоциации, причем
без революционных потрясений мирно и
достаточно быстро предлагал перейти
к основанному на «индустриальном равенстве»
обществу социальной справедливости.
К. СЕН-СИМОН возлагал надежды
на человеческий разум и считал, что начать
нужно с частичных реформ – с отмены права
наследования; выкупа земли у тех, кто
её не обрабатывает; отстранения от власти
тех, кто не занят производительным трудом.
В целях изменения общественного строя
предлагал объединить буржуазию и рабочих
в единую группу «промышленников», к которым
относил земледельцев, слесарей, столяров
и фабрикантов, и купцов и др. (исключая
дворян и буржуа).
По мнению СЕН-СИМОН каждая
общественная система в истории является
шагом вперед. В соответствии с этим он
определил в развитии истории 3-х фаз: 1)
теологическую - это период господства
религии (охватывает рабовладельческое
и феодальное общество); 2) метафизическую
– это период крушения теологической
и феодальной систем; 3) позитивную фазу
– это будущий общественный строй, как
закономерный результат предшествующей
истории.
Поэтому он считал французскую
революцию закономерным явлением, уничтожающим
господство церкви и духовенства, праздного
феодализма. Однако произошла ошибка -
власть оказалась в руках законников,
а «промышленники» власти не получили
и оказались в роли эксплуатируемых. Выход
он видел в развитии производства на научной
основе, передаче власти «промышленной
системе», а значит - ученым, предпринимателям
и индустриалам.В будущем считал, что общество
должно быть основано на научной и планово-организованной
крупной промышленности. Главную роль
в этом обществе отводил ученым и промышленникам,
при этом он не отвергая частную собственность
при социализме, считая, что она служит
основой общественного здания и необходим
лишь закон, устанавливающий и регулирующий
её.
Идеи Сен-Симона легли в основу
лекций, изданных его учениками под названием
«Учение Сен-Симона».Эта книга оказала
влияние на распространение идей социализма
в Европе и России.
ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772-1837) был влиятельным
противником сенсимонистов и предложил
не менее оригинальную модель «справедливого»
социального устройства будущего. Он не
уповал как Сен-Симон на правительственные
реформы, а предпочитал инициативу «снизу»
– как и Оуэн. В его социальной философии
главной стала проблема человека, он был
полон иллюзий и убежден, что наступит
время, когда люди будут счастливы. Особенно
его интересовала организация труда, эффективность
которой он оценивал по степени свободы
труда.В своих трудах он гневно критикует
классическую политэкономию с экономикой
свободной конкуренции и предлагает покончить
с порочной эксплуататорской системой
так называемого цивилизованного общества
и перейти посредством реформ к новому
- «социетарному миру», в основе которого
будут ассоциативные образования «фаланстеры».
В них по его замыслу не будет места наемному
труду, так как собственность приобретет
всеобщий характер, а рабочий, став акционером,
сможет участвовать в прибылях и быть
избранным на руководящие должности в
структуре соответствующей фаланги. (Фаланга
–это социетарное, правдивое, привлекательное
производство, т. е. небольшая производственно-трудовая
ассоциация людей,совместно владеющая
средствами производства и занимающаяся
трудовой деятельностью).
ФУРЬЕ рассчитывал привлечь
к созданию первых фаланг средства передовых,
разумных капиталистов, считая их опыт
убедительным для всех. Однако из этого
ничего не получилось, но в созданное воображением
Фурье общество гармонии, описанное в
деталях и мельчайших подробностях и возможные
пути перехода к нему, верили целые поколения.
РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858) - английский
социалист-утопист, автор ряда работ, содержащих
проекты социалистических преобразований.
Его теоретические трактовки
были близки к классикам, у них он безоговорочно
принял трудовую теорию стоимости, но
в отличие от них не допускал положения,
что ценность товара включает в себя ещё
и прибыль. Именно несправедливость возникновения
прибыли он считал причиной обездоленности
рабочих и экономических кризисов. Не
разделял он и мальтусовской теории народонаселения,
считая, что «при правильном руководстве
физическим трудом…страны могут давать
средства существования безгранично возрастающему
в численности населению, притом с большой
выгодой для всех жителей». Он, неоднократно
участвуя в комиссиях по обследованию
положения детей на фабриках, видел вопиющие
картины использования детского труда
и стал родоначальником фабричного законодательства,
организуя мероприятия по решению социальных
проблем в условиях фабрично-заводской
организации производства.
Так, для своих фабричных рабочих
в Нью-Ланарке ещё в начале 19 века им были
построены специальные благоустроенные
жилища, столовая, торговая лавка, сберкасса,
детский сад и ясли и т.д.
Если в начале века Р.ОУЭН занимался
филантропической деятельностью (сократил
рабочий день, повысил зарплату, отказался
пользоваться трудом детей младше 10 лет
и др.) тем самым на полвека опередив соответствующее
фабричное законодательство, то через
30 лет он перешел от благотворительности
к социальным преобразованиям. В борьбе
с безработицей он выдвинул план организации
трудовых коммун (поселков)–общин без
частной собственности, духовенства и
властей. С проектами утопического коммунизм
выступает в газете «Таймс» и на митингах.
Р.ОУЭН был за создание коммунистического
общества без революционных потрясений,
полагая, что переход к новому обществу
будет осуществляться постепенно, мирно,
при условии реализации «научных начал».
Так, в одном из проектов он предполагал
постепенно скупить землю у тех, кто её
желает продать, чтобы потом превратить
в общественную собственность с целью
использования земли как единственного
источника государственных доходов. Свои
надежды он возлагает на усилия «разумного
правительства» по обеспечению разумных
условий в число которых относил: широкое
применение в ассоциациях машин в различных
сферах, обеспечение изобилия при замене
металлических денег бонами труда, ликвидация
бесполезной частной собственности, превращение
труда в единственное мерило ценности
и др. И пытался убедить английский парламент
в полезности своих проектов.
В результате в Англии и США
были организованы коммунистические колонии,
которые впоследствии распались, не выдержав
натиска капиталистической системы. В
Лондоне он устраивал меновые базары,
где деньги заменялись трудовыми бонами-рабочими
деньгами, учитывающими количество труда,
затраченного владельцами на производство
товаров, что было шагом в сторону уравнительности.
Но капиталистический рынок смел меновые
базары и деятельность Оуэна на этом поприще
не принесла ему прибыли - он разорился.
В начале 30-х гг. 19в. Р.ОУЭН участвовал в
профсоюзном и кооперативном движении,
основав «Великий национальный союз производств».
В дальнейшем это нашло развитие в кооперативном
движении Англии. Идеи Роберта Оуэна получили
развитие в трудах последователей социалистов–утопистов
и в других странах.
В чем проявляется антибуржуазный
характер марксизма?
В XIX веке сформировалась и завоевала
широкое признание социологическая концепция
марксизма. Марксизм появился как мировоззрение,
выражающее социальные потребности рабочего
класса. Но одновременно он представляет
собой и философию, историю, политическую
экономию и социологию.