Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом.

Содержание работы

Бюджетный дефицит и профицит. Их причины и последствия 3
В чем заключается особенности формирования рынка труда в переходной экономике России? 6
Практическое задание 8

Файлы: 1 файл

Экономическая теория контрольная.docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Бюджетный дефицит и профицит. Их причины и последствия 3

В чем заключается особенности формирования рынка труда в переходной экономике России? 6

Практическое задание 8

Бюджетный дефицит и профицит. Их причины и последствия

 

     В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

     Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета). В основном такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджетных дефицитов явление распространенное и даже закономерное.

     Причин  тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т. п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

     Бюджетный дефицит, несомненно, относится к  так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

     Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

     Существует  несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

     Сумма накопленных за несколько лет  бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

     Если  говорить о бюджетном профиците, то этот феномен нельзя рассматривать как явление положительное. Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции.

     В частности, бюджет с профицитом формировался в последние годы в РФ. На базе профицита был создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляли около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использовало для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

     Дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно — рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

     Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

     Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т. д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

     В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

     В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

     В-пятых, когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

     В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

В чем  заключается особенности  формирования рынка  труда в переходной экономике России?

 

     Российский  рынок труда имеет ряд особенностей. Он формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское  время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены. Развитие российского рынка труда происходит в условиях общего кризиса большого удельного веса теневой экономики с теневым рынком труда. На современном этапе, по разным оценкам, в России производиться от 35 до 50 % ВВП в теневом секторе экономики. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены и рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.

     Рынки труда в России весьма существенно  различаются в разных регионах. Эти  различия обусловлены как общеэкономическим  состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные предприятия и т.п.), так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.

     Российский  рынок труда не сбалансирован: с  одной стороны, он избыточен по объему; а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

     Рынок труда в России слабо связан с  рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

     Основная  проблема в том, что в таких  странах как Россия человеку в  принципе довольно тяжело нигде не работать. Пособие по безработице  сейчас составляет от 850 рублей до 4900 рублей, в зависимости от того, сколько человек получал раньше и сколько времени он уже ищет работу. При этом средний уровень выплат – 1900 рублей. Прожиточный минимум же варьируется по регионам, но, как правило, в несколько раз выше выплачиваемых пособий. В связи с этим огромное количество людей в нашей стране вынуждено соглашаться на работу в плохих условиях, за низкую зарплату, без каких-либо социальных гарантий. Поэтому сухая статистика уровня безработицы, особенно если её сравнивать с другими странами, в которых пособия значительно выше, фактически ни о чем не говорит.

     Кто-то может утверждать, что пособия  по безработице, приближенные к прожиточному минимуму порождают иждивенчество. Но опыт развитых стран показывает, что высокий уровень социальной поддержки людей, ищущих работу, дает им возможность найти тот вариант, который наиболее четко соответствует их потребностям и профессиональным качествам. В конечном итоге производительность их труда растет, что положительно сказывается на благосостоянии общества в целом.

     В России же, несмотря на то, что самый  низкий уровень безработицы зафиксирован среди тех, кто имеет высшее специальное образование и среднее специальное образование, большинство людей работает не по той профессии, которую они получили во время обучения.

     Проблема  ещё в том, что российское образование  во многом не соответствует нынешним потребностям рынка труда. Вузы страны до сих пор ориентируются на спрос  со стороны абитуриентов, выпуская пачками невостребованных уже во многом юристов, менеджеров и экономистов, а система профтехучилищ, должная поставлять квалифицированных рабочих для производств, находится в разваленном состоянии. В результате работников, в которых существует острая нужда, катастрофически не хватает.

     Возможно, в ближайшем будущем ситуация исправится. Учитывая негативные демографические  тенденции, работодатели вынуждены будут повышать зарплаты и качество труда, конкурируя между собой за квалифицированных специалистов. Сектор неквалифицированного труда, по всей видимости, по-прежнему будет заполнен за счет привлечения дешевой иностранной рабочей силы.

     Стоит добавить, что политика государства  в нашей стране направлена не на поддержку наемных работников, а  на обслуживание интересов работодателей. Последние изменения трудового законодательства фактически лишают рабочих права на забастовки и сильно занижают их права при возникновении трудовых конфликтов. Всё больше препятствий возникает на пути деятельности независимых профсоюзов. При сохранении такой тенденции, безработицы может и вообще не быть, но положение наемных работников будет близко к положению рабов.

Практическое  задание

 

     Куда  включается доход гражданина Российской Федерации, если он временно работает в Швеции?

     а) ВВП Швеции и ВНП Швеции;

     б) ВВП Швеции и ВНП РФ;

     в) ВВП РФ и ВНП Швеции;

     г) ВНП РФ и ВНП Швеции. 

     Ответ: б), ВНП РФ и ВВП Швеции, т.к. следовательно из определения

     ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

     ВНП - совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Иными словами, ВНП – это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"