Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Содержание работы

1. Охарактеризуйте три основных вопроса, которые должна решать любая экономическая система независимо от ее социальных характеристик и политической организации.
2. В чем особенности переходной экономики России?
3. Чем обусловлены различия в величине коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары?
4. Охарактеризуйте рынок монополистической конкуренции.
5. Раскройте содержание эффекта масштаба в долгосрочном периоде.

Файлы: 1 файл

Экономика №1.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

1. В отрасли  функционирует довольно значительное  количество небольших фирм, но  численно их меньше, чем при  совершенной конкуренции. Фирмы  создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной  фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

• отсутствует  возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма  практически независима в своих  решениях и не учитывает реакцию  других конкурирующих фирм при изменении  цены своего товара.

2. Реализуемый  в отрасли продукт носит дифференцируемый  характер. При монополистической  конкуренции фирмы на рынке  имеют возможность выпускать  товар, несхожий с производимым  конкурентами. Дифференциация продукции  принимает следующие формы:

• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные  услуги и условия, связанные с  продажей продукта (качество обслуживания);

• различия в  размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в  жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

• мероприятия  по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают  зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая  техника, услуги и т. п. — примеры  дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа  в отрасль (на рынок) и выхода  из нее. Поскольку в условиях  монополистической конкуренции  фирмы обычно небольшие по  размеру, то чаще всего нет  финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного  количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение  качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность  данной формы неценовой конкуренции  состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже  существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы  на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особенно учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.

 

5. Эффект масштаба – экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться.

   Эффектом масштаба называют рассматривающийся в долгосрочном периоде эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции от размеров предприятия его масштаба.

    В долгосрочном периоде можно изменить использование всех производственных ресурсов. В этом случае  изменяется масштаб производства. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными кривая долгосрочных издержек определяется эффектом масштаба производства. Анализ долгосрочных издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия, то есть размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства.

 Как правило,  для большинства производственных  процессов средние издержки быстро  сокращаются при небольших объемах производства.

   Так с ростом выпуска средние издержки продолжают сокращаться, но уже относительно более медленными темпами.

   При незначительных масштабах производства кривая долгосрочных издержек становится практически горизонтальной.

   Во многих производствах характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных объемов выпуска. До определенных пределов рост производства сопровождается возрастающей отдачей, которая затем сменяется убывающей.

Эффект масштаба проявляется  в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние  издержки достигают минимума при  очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

   В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на  одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"