Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:19, контрольная работа
1.Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности.
2.Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности.
3. Образование всероссийского рынка.
4.Первая Мировая война: причины и социально-экономические последствия.
5. Восстановление народного хозяйства в СССР после Великой Отечественной войны.
Позиции Великобритании на конференции тоже были достаточно сильны. Это громаднейшая колониальная империя, занимавшая часть суши. Британцы гордились тем, что в их владениях никогда не заходит солнце. Ллойд-Джордж, премьер-министр Великобритании стремился поживиться колониями рухнувших империй. У Великобритании к тому же был могучий Военно-Морской Флот, до войны он доминировал на морях и океанах. Британские войска во время войны заняли выгодные стратегические позиции в разных регионах (Рейн, Балканы, Ближний Восток, Африка). В отношении Германии Великобритания также занимала позицию схожую с США. Великобритания не хотела сильного ослабления Германии, в противном случае, по её мнению, на континентальной Европе стала бы преобладать Франция. Особый подход у Великобритании был к Советской России. Ллойд-Джордж полагал, что с ней можно разрешить все проблемы за столом переговоров.
Сильные позиции на конференции занимала Франция -- это тоже громадная колониальная империя. Она имела самую сильную в мире сухопутную армию. Жорж Клемансо тоже вынашивал планы поживиться за счёт колоний противника. Но крайне враждебную позицию он занимал по отношению к Германии и Советской России. Премьер-министр Клемансо стремился в максимальной степени ослабить Германию. Поэтому вынашивал планы установления новых границ с Германией по реке Рейн. В таком случае всё левобережье Рейна перешло бы к Франции. Клемансо обосновывал своё предложение тем, что Рейн будет естественным препятствием на пути возможной агрессии. Клемансо и французский маршал Фош предлагали создать 2-х миллионную армию и на поле боя разгромить большевиков.
Позиции других участников конференции были слабыми, поэтому на ней основные проблемы послевоенного устройства мира разрешала «Великая тройка» -- Вильсон, Ллойд-Джордж и Клемансо. Конференция в Париже была открыта 18 января 1919. Накануне её, а потом и на самой конференции обсуждался вопрос: приглашать ли Советскую Россию на конференцию. В конце концов, решили не приглашать. Хотя никто не отрицал её вклад в общую победу, Россия не попала на конференцию по следующим причинам:
Участники Антанты называли Россию «предательницей интересов союзников». Дело в том, что Россия 3 марта 1918 в Бресте подписала мирный договор с Германией и вышла из войны. Таким образом, она грубо нарушила свои обязательства по Антанте не подписывать сепаратный договор с противником. Германия, воспользовавшись ситуацией, перебросила большую часть своих войск с Восточного на Западный фронт, и летом 1918 она пыталась переломить ход войны в свою пользу. Спасти положение помогли американские войска.
Большевистский режим в России считали временным явлением. Никто не собирался признавать Россию, а приглашение её на конференцию означало бы фактическое её признание.
Было заявлено, что на конференции представлены государства-победители, а Россия -- страна, побеждённая в войне. Таким образом, Россия на конференцию не попала.
Достигнутые успехи
не смогли изменить принципиально общей
ситуации. Война принимала, затяжной,
позиционный характер, все более
превращаясь в мясорубки
Война предъявила свои требования и к промышленности. В целях ее мобилизации на нужды фронта правительство пошло на создание совещаний, комитетов. В марте 1915 года создан комитет по распределению топлива. В мае того же года - главный продовольственный комитет и др. Почти одновременно с указанными действиями правительства стали формироваться и военно-промышленные комитеты. В них ведущая роль принадлежала буржуазии, Российская буржуазия смогла привлечь к производству вооружений 1200 частных предприятий. Принятые меры позволили в значительной степени улучшить снабжение армии. Воздавая им должное, подчеркнем, что произведенных запасов хватило и на гражданскую войну. Вместе с тем, развитие промышленности носило односторонний характер. Предприятия, не связанные с военным производством, закрывались, ускоряя тем самым процесс монополизации. Война нарушила традиционные рыночные связи. Часть заводов закрылась, потому, что нельзя было получить оборудование из-за границы. Число таких предприятий в 1915 году составило 575. Война привела к усилению государственного регулирования экономики и свертыванию свободных рыночных отношений. Для экономики страны это обстоятельство, как и усиление государственного регулирования, обернулось падением промышленного производства. Оно к 1917 году составила 77% довоенного уровня, Мелкий и средний капитал менее всего был заинтересован в развитии отмеченной выше тенденции и проявлял крайнюю заинтересованность в прекращении войны. В тяжелом положении оказался и транспорт. К 1917 году паровозный парк сократился на 22 %. Транспорт не обеспечивал ни военных, ни гражданских грузоперевозок. В стране до крайности обострилась продовольственная проблема, связанная с транспортом, другими неурядицами. Она все больше охватывала и армию, и гражданское население. Положение в значительной мере усугублялось расстройством финансов. Товарная ценность рубля к 1917 году составила 50% довоенного, а выпуск бумажных денег увеличился в 6 раз. Неудачи на Фронте, ухудшение внутреннего положения обусловили рост социальной напряженности в обществе. Она проявилась во всех сферах. На смену единению на основе патриотических настроений пришло разочарование и недовольство политикой правительства и монархии, а как следствие - резкий рост политической активности различных социальных групп. В августе 1915 года образовался "Прогрессивней блок". В него вошли представители буржуазных и чисто монархических партий - всего 300 депутатов Думы. Представители блока выступили со своей программой, Основными ее положениями били: создание министерства общественного доверия, широкая политическая амнистия, включавшая в себя разрешение деятельности профсоюзов, легализацию рабочей партии, ослабление политического режима в Польше, Финляндии и других национальных окраинах. Царь и окружавшая его элита не шла на уступки. Мало того, они перешли в наступление. В августе 1915 года был отстранен с поста главнокомандующего великий князь Николай Николаевич, заподозренный в сочувствии к программе Прогрессивного блока, а 3 сентября указом монарха распущена Государственная Дума. Эти действия подкреплялись сменой министров. Все это говорило о нарастание кризиса верхних эшелонов власти, их неспособности найти действенные меры, адекватные сложившейся ситуации. К началу 1916 года недовольство внутренней политикой монархии проявилось и со стороны послов союзных держав. Активизировалось рабочее движение. В 1916 году в стране бастовало свыше 1 млн. человек. В деревне вновь заполыхали помещичьи усадьбы. Как в деревне, так и в городе выступления все более приобретали антивоенный характер. Оппозиционные настроения охватывали интеллигенцию, армию, национальные окраины. На фоне общего недовольства войной, монархией идеи и действия леворадикальных сил находили благодатную почву и поддержку народа. Развитие внутренних процессов с катастрофической быстротой суживало возможность политического маневра. Начиная с января 1917 года, в столице нарастает стачечная борьба рабочих. Во второй половине Февраля здесь возникли серьезные затруднения с подвозом хлеба, продуктов питания. Данное обстоятельство вызвало новую волну забастовок, начавшихся 23 февраля. Власти не придали им значения, В последующие дни 24 и 25 февраля начались уличные демонстрации и столкновения с полицией. Демонстрации, начавшиеся под лозунгом "Хлеба!", стали принимать явно революционный характер: "Долой войну!", "Долой самодержавие". 26 и 27 Февраля волнения рабочих продолжались, но теперь на сторону восставших стали переходить части столичного гарнизона. Восстание переросло в смену политических режимов. 27 Февраля восставшим народом был создан Совет рабочих депутатов. Его первым председателем избран меньшевик Ч.В.Чхеидзе. В этот же день члены Государственной думы на своем частном заседании образовали Временный комитет. Временным комитетом было сформировано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. 1 марта Совет издал Приказ N 1, согласно которому войска Петроградского гарнизона переподчинялись Совету и не могли быть выведены из столицы без его согласия. Попытки подавить восстание в столице силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели. 2 марта 1917 года в Пскове Николай II подписал акт об отречении от престола в пользу своего брата Михаила Александровича, Последний не принял престола, предоставив решение вопроса государственном устройстве России будущему Учредительному собранию, созыв которого должно было обеспечить Временное правительство.
Первая мировая война - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составило свыше 1,5 млрд. человек, то есть около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и др. бедствий военного времени также исчислялись десятками миллионов.
5. Восстановление народного хозяйства в СССР после Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная
война закончилась великой
С первых дней изгнания
фашистских оккупантов с советской
территории начались работы по восстановлению
хозяйства освобожденных
В результате усилий всех советских народов по возрождению промышленности освобожденных районов восстанавливался экономический потенциал страны. Все республики помогали восстанавливать сельское хозяйство в освобожденных районах. Государство наделяло колхозников семенным фондом.
После окончания войны, несмотря на усилия, довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Объем промышленной продукции составил 91% к уровню 1940 г., добыча угля -- 90%, нефти -- 62%, выплавка чугуна -- 59%, стали -- 67%, выпуск ткани -- 41%, грузооборот всех видов транспорта -- 76%, розничный товарооборот -- 43%, среднегодовая численность рабочих и служащих -- 87%. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности -- на 2,4 млн., в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%.
К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии “холодной войны”. Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства
В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946--1950 гг. Основная его задача -- восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.
Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.
В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. -- уже на 21% к предыдущему году (за 1949--1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом,
совершенствование структуры
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946--1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти -- на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов -- в два раза.
Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.
В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.
Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес -- 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.
Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.