МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и финансов»
Кафедра общей экономической
теории
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»
Вариант №17
Выполнила:
Студентка заочного
отделения
Кукушкина Ирина
Олеговна
Группа №241
Научный руководитель:
Атаева Галина Николаевна
____________________________
Санкт-Петербург
2013
Теоретические
вопросы:
- Объясните, как работает «правило
эффективной рыночной классификации» при выборе
инструментов макроэкономической политики
в России.
- Принцип эффективной рыночной классификации (principle
of effective market classification) — каждый
инструмент экономической политики должен
быть максимально задействован в решении
тех задач макроэкономической корректировки,
где его использование наиболее эффективно.
- В простейшем случае при фиксированном валютном курсе и неизменных ценах бюджетная политика должна использоваться для обеспечения внутреннего, а денежная политика — внешнего баланса. Если же приблизить модель к реальной рыночной экономике, то курс обычно является плавающим или, как минимум, может меняться по решению денежных властей, цены колеблются под воздействием спроса и предложения. При этом если среди целей экономической политики числятся обычно снижение безработицы, уменьшение инфляции, сокращение дефицита платежного баланса, то эффективная рыночная классификация может выглядеть иначе: денежная политика используется для подавления инфляции, бюджетная политика — для увеличения занятости, а политика валютного курса — для устранения дефицита платежного баланса. При одновременном использовании двух и более инструментов экономической политики возникает проблема, связанная с тем, что вместо того, чтобы усиливать друг друга, они могут частично вытеснять, гасить эффект друг друга.
- Наиболее типичным примером является вытеснение расходов/инвестиций (crowdout
expenditures / investments). Ниже будет показано, что при немобильном капитале рост государственных расходов приводит к росту процентной ставки, что вытесняет инвестиции. Рост чистых иностранных активов в составе денежной массы может частично вытеснить чистый внутренний кредит. Возможна и обратная ситуация, когда желаемое сокращение внутреннего кредита расширяет долю (crowdsin) чистых иностранных активов.
- Проведите сравнительный анализ эффективности применения инструментов бюджетно-налоговой политики в России посредством сравнения величины мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора. Какой из рассматриваемых инструментов более эффективный? Почему?
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по
изменению государственных расходов,
налогообложения и состояния государственного
бюджета, направленные на обеспечение
полной занятости, равновесия платежного
баланса и экономического роста при производстве
неинфляционного ВВП.
- Стимулирующая бюджетно-налоговая
политика (фискальная
экспансия) в краткосрочной перспективе
имеет своей целью преодоление циклического
спада экономики и предполагает увеличение
госрасходов G, снижение налоговТили комбинирование
этих мер. В более долгосрочной перспективе
политика снижения налогов может привести
к расширению предложения факторов производства
и росту экономического потенциала. Осуществление
этих целей связано с проведением комплексной
налоговой реформы, сопровождающейся
ограничительной кредитно-денежной политикой
Центрального Банка и оптимизацией структуры
государственных расходов.
- Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)
имеет своей целью ограничение циклического
подъема экономики и предполагает снижение
госрасходов G, увеличение налоговТ или
комбинирование этих мер. В краткосрочной
перспективе эти меры позволяют снизить
инфляцию спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В более долгом периоде
растущий налоговый клин может послужить
основой для спада совокупного предложения
и развертывания механизма стагфляции,
особенно в том случае, когда сокращение
государственных расходов осуществляется
пропорционально по всем статьям бюджета
и не создается приоритетов в пользу государственных
инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного
управления государственными расходами
создает предпосылки для разрушения экономического
потенциала, что нередко встречается в
экономиках переходного периода, в том
числе и в России. В краткосрочной перспективе
меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются
эффектами мультипликаторов
государственных расходов, налогов
и сбалансированного бюджета.
- Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
- Прирост ВНП
-
MPG =
- Прирост государственных
расходов
- Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.
- Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I+ G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет
80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных
расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению
ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно
сказать, что МРG в данном случае равен
2. По сути дела, МРG по своей модели
полностью совпадает с мультипликатором
инвестиций. И если исходить из того, что
МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная
склонность к потреблению. Каждый рубль,
израсходованный государством на закупку
товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т.
е. вызвал приращение вторичных расходов
в народном хозяйстве.
-
- Рис. Мультипликатор государственных расходов
- Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.
- Мультипликаторы для России:
-
- Тесты:
- Какие последствия для рынка благ в коротком периоде будет иметь покупка Центральным банком облигаций на открытом рынке? Свои выводы подтвердите с помощью графической интерпретации AD-AS модели.
-
- Краткосрочные и долгосрочные последствия покупки отечественных облигаций Центральным банком
- В исходном состоянии на финансовом рынке существует равновесие при сочетании i0, e0 и страна имеет нулевое
сальдо торгового баланса при сочетании P0, e0.
Допустим, что
Центральный банк закупает отечественные
облигации на открытом рынке ценных бумаг,
увеличивая количество находящихся в
обращении денег. На рис.
это отобразится
сдвигом влево линий ММ и ВВ,
так что равновесие на финансовом рынке
будет представлять точка E1.
Снижение отечественной
ставки процента увеличивает спрос на
иностранные активы и тем самым повышает
обменный курс. Его рост увеличивает чистый
экспорт благ страны и потребление домашних
хозяйств вследствие повышения ценности
имущества, измеренной в отечественных
деньгах. Увеличение спроса остального
мира и домашних хозяйств на рынке благ
приводит к росту уровня цен; в правой
части рис.,
это отображается
сдвигом графика чистого экспорта вверх,
так как сохранить неизменным его объем
при росте уровня отечественных цен можно
только при одновременном повышении обменного
курса. Насколько повысится уровень цен?
-
Если его повышение равно росту номинального обменного курса, то реальный обменный курс не изменится, тогда NE =
BZ = 0.
Рост уровня
цен при
BZ = 0
приведет к снижению
реального объема имущества домашних
хозяйств, сокращению потребительского
спроса и образованию избытка на рынке
благ. Поэтому повышение уровня цен будет
меньше роста обменного курса и после
операций Центрального банка. На открытом
рынке ценных бумаг страна будет иметь
положительное сальдо торгового баланса.
Сложившаяся в стране экономическая конъюнктура
представлена на рис.
точками E1 и a.
-
Такое состояние экономики неустойчиво. Увеличение пакета иностранных облигаций у домашних хозяйств породит рассмотренные выше эффекты замены и имущества, сопровождающиеся понижением обменного курса. По мере его снижения положительное сальдо торгового баланса будет уменьшаться. Однако равновесие установится не при нулевом, а при отрицательном сальдо счета текущих операций. Это связано с тем, что в результате монетарного импульса увеличился пакет иностранных облигаций и население получает больше процентных платежей от остального мира, чем в исходном состоянии. В свою очередь отрицательное сальдо счета текущих операций возможно лишь при условии, что er1 > er0,
т.е. номинальный
обменный курс должен снизиться больше,
чем уровень цен. Поэтому долгосрочное
равновесие в рассматриваемой модели
представлено на рис.
точками E1 и b.
-
Общий результат увеличения предложения денег за счет покупки Центральным банком отечественных облигаций следующий:
- происходит краткосрочное повышение обменного курса, приводящее к долгосрочному изменению в реальном секторе: росту потребления домашних хозяйств;
- в коротком периоде обменный курс превышает свое долгосрочное равновесное значение, несмотря на гибкость цен;
- после установления долгосрочного равновесия страна имеет отрицательный счет текущих операций при нулевом сальдо платежного баланса в результате притока иностранного капитала.
- Вектор цен (P, i, e) балансирует макроэкономические
рынки в коротком периоде. Долгосрочное
статическое равновесие (stationarysteadystate)
наступает тогда, когда объем имущества
стабилизируется:
K =
M =
B =
BZ = 0;
в таком состоянии
нет чистых инвестиций, а государственный
бюджет и платежный баланс страны имеют
нулевое сальдо.
-
- Какие последствия в рамках IS-LM модели будет иметь рост трансфертных платежей государства:
- 1) рост ставки процента и увеличение национального
дохода;
- 2) рост ставки процента и уменьшение национального
дохода;
- 3) снижение ставки процента и уменьшение
национального дохода;
- 4) снижение ставки процента и увеличение
национального дохода;
- Фискальная политика может осуществляться с использованием различных инструментов. В рамках модели IS-LM можно проанализировать следующие варианты фискальной политики: изменение государственных закупок, изменение государственных трансфертов, изменение ставки подоходного налога, изменение инвестиционного налогового кредита.
- Если фискальная экспансия осуществляется не через госзакупки, а через увеличение трансфертов, то как мы помним из анализа модели Кейнсианского креста, в этом случае совокупные расходы также возрастут, но на меньшую величину. В результате кривая IS сдвинется слабее, выпуск и ставка процента возрастут, но не так сильно, как при таком же увеличении госзакупок. Соответственно инвестиции упадут. Рост потребления в данном случае обусловлен двумя причинами: как ростом самого дохода, так и увеличением трансфертных платежей.
- Таблица 1
- Влияние различных вариантов фискальной экспансии на равновесие в модели IS-LM.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Увеличение государственных закупок (
)
|
|
|
|
|
|
- Увеличение государственных трансфертов (
)
|
|
|
|
|
|
- Уменьшение подоходного налога (t)
|
|
|
|
|
|
- Инвестиционные субсидии (
)
|
|
|
|
|
|
- Увеличение государственных трансфертных платежей.
- Таким образом, прямое воздействие от увеличения трансфертов
в точности совпадает с прямым эффектом
от роста госзакупок,
- Так, косвенный эффект будет меньше, поскольку
равновесный доход увеличится нетак сильно,
как при аналогичном изменении госзакупок.
- Задачи:
- 1. В малой открытой экономике при абсолютной
мобильности капитала, фиксированных
значениях уровня цен (Р=1) и валютного
курса (е=10) сложились следующие функциональные
зависимости между основными макроэкономическими
показателями: функция потребления имеет
вид: C=100+0,5Yv, инвестиционные расходы представлены
зависимостью: I=200-20r, реальный спрос на
деньги задан функцией: L=0,4Y+200-10r, функция
чистого экспорта: NХ=100+10e. Государственный
бюджет сбалансирован, ставка налогообложения
равна 20%, мировая процентная ставка: r*=5%.
-
Определите:
- а) объем выпуска, обеспечивающий двойное равновесие в экономике при условии, что приток капитала в экономику осуществляться не будет;
- б) какой прирост денежной массы может позволить правительству поддерживать фиксированный валютный курс, если правительство снизит ставку налогообложения на 5% при неизменном уровне государственных расходов.
- Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла – Флеминга– это модификация модели IS – LM для малой
открытой экономики.
- Условие равновесия рынка товаров:
- Y = C(Y – T*) + I(r) + G* + NX(e) (1)
- Условие равновесия рынка денег:
- M*/P* = LM(r,Y) (2)
- Условие равновесия внешнего сектора:
- r = rf (3)
- Решение (Y0; r0; e0) определяет равновесные значения дохода, процентной ставки и обменного курса
- Условие совместного равновесия в формализованном виде выражается равенством: .
- Подставив соответствующие данные, получим:
- .
- Отсюда,
- Запишем новое условие совместного равновесия приувеличении государственных закупок:
- Поскольку необходимо определить прирост денежной массы, позволяющий
- поддержать значение валютного курса на уровне e=1 и ставкепроцента r=r*=5%, решим данное уравнение относительно M.
- Врезультате получаем 2M=350 или M=175 ден.ед. Таким образом, для сохранения фиксированного обменного курса в новых условиях правительство может увеличить предложение денег на
- 2. Предположим, что кривая Филипса для
экономики страны задана соотношением:
- а) какой величины достигнет коэффициент соотношения потерь и результата в борьбе с инфляцией: а) по ВВП и б) по уровню безработицы, если известно, что каждому проценту конъюнктурной безработицы соответствует сокращение потенциального объема реального ВВП на 2,5%, а уровень безра<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt;
font-weight: bold; text