Контрольная работа по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1.Денежный рынок. Современный монетаризм. Агрегаты денежной массы и принципы их построения. Особенности денежных агрегатов в России……………………………………………………………………….3
2 .Теории спроса на деньги. Предпочтение ликвидности и предпочтение вложений (доходности), их причины. Общий спрос на деньги………11
3. Модель предложения денег.Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке и формирование уровня процента. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег…………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………...21

Файлы: 1 файл

макроэкономика 2.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

     Денежные  агрегаты рассматриваются как эффективные  инструменты в западных странах, где уровень монетизации доходит  до 80-95% ВВП, влияния на реальные величины в экономике в краткосрочной перспективе. Например, через снижение базовой процентной ставки страна стремится дать стимул для увеличения инвестиций, и соответственно, для повышения производства и экономического роста. То есть, в ситуации, когда происходят неожиданные шоки в экономике, которые приводят к нежелательным колебаниям реального уровня производства, денежные агрегаты могут быть использованы для оперативной стабилизации темпов производства.    

В долгосрочной же перспективе  эффект использования денежных агрегатов  неоднозначен. Но в целом принято  считать, что стабилизация реального  роста экономики в краткосрочной  перспективе посредством денежных агрегатов, скорее всего, осуществляется в ущерб ценовой стабильности: в долгосрочной перспективе может дать эффект в виде роста общего уровня цен (или, как например, в Японии в виде дефляции).     

Необходимо  учесть и еще один аспект. Уровень  монетизации можно в определенной мере рассматривать как уровень доверия экономике. Коэффициент монетизации экономики (уровень монетизации) - это отношение денежной массы (М2) к ВВП. Если денежная масса растет, то часть "новых" денег попадает на фондовый рынок, вызывая его оживление: начинается спекулятивная игра, индексы уходят в рост. В случае сокращения денежной массы происходит массовый возврат кредитов, финансовый рынок начинает испытывать дефицит денег, объемы торгов ценными бумагами сокращаются.     

Считается, что переходные экономики должны иметь уровень монетизации экономики не менее 70-80%. Это позволит им, с одной стороны, поддерживать адекватный рост своих экономик, а с другой - установить некий баланс между инфляцией и экономическим ростом.

    • Однако  до этого показателя развивающиеся  страны не дотягивают. Так, низкий уровень монетизации является болезненным вопросом для всех экономик стран СНГ. Проблема возникла во многом из-за гиперинфляции, которую страны пережили в начале 1990-х годов. Тогда они были вынуждены ужесточать денежно-кредитную политику и сокращать денежную массу.

 

     Высокий уровень монетизации присущ лишь странам с высокоразвитой экономикой. Средний уровень монетизации экономики в странах еврозоны за 10 лет (начиная с 1998 года) вырос от уровня 72,5% от ВВП до 89,2%.     

Экономики с высоким уровнем монетизации  ассоциируются с присутствием долгосрочных кредитов, в то время в экономиках с низкой монетизацией преобладает краткосрочный капитал.

 

2 .Теории  спроса на деньги. Предпочтение ликвидности и  предпочтение вложений (доходности), их причины. Общий спрос на деньги.  

Спрос на деньги - это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т.е. в форме наличности и чековых депозитов.      

Количественная  теория спроса на деньги. Современная трактовка количественной теории основана на уравнении обмена, сформулированного американским экономистом И. Фишером:     

MV=PY,     

где М - количество денег в обращении;      

V - скорость обращения денег; Р  - уровень цен (индекс цен);     

Y - реальный объем производства.      

Отсюда  следует, что спрос на деньги определяется по формуле:     

M^PY/V.     

Из  данного уравнения можно сделать  вывод, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:

  • абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
  • уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, следовательно, людям требуется больше денег на осуществление большего количества сделок;
  • скорости обращения денег. Следовательно, все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

 

     Кейнсианская  модель спроса на деньги. Дж. Кейнс выделял три мотива, определяющих спрос на деньги:

  • трансакционный мотив хранения денег, поскольку деньги необходимы для текущего приобретения товаров и услуг;
  • мотив предосторожности возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами, для чего у них должен быть некоторый запас денег;
  • спекулятивный мотив - мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме ценных бумаг в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.

 

     Следовательно, классическая теория связывает спрос  на деньги главным образом с доходом. Кейнсианцы основным фактором спроса на деньги считают процентную ставку.     

Современная теория спроса на деньги. В современной трактовке спрос на деньги зависит от следующих факторов:

  • номинального текущего дохода;
  • накопленного богатства;
  • процента дохода по акциям, облигациям;
  • процентной ставки по депозитам;
  • наличия инфляции;
  • изменений в ожиданиях: пессимистический прогноз относительно будущей экономической ситуации стимулирует рост спроса на деньги, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет[13].

 

      Предпочтение  ликвидности и предпочтение вложений (доходности), их причины. Кейнс исходит из того, что психологические предпочтения субъектов во времени представляют собой единство двух самостоятельных видов решений. Первый вид связан с тем аспектом предпочтения во времени, который Кейнс называет склонностью к потреблению. Когда субъект находится под влиянием различных побуждений и стимулов, именно склонность к потреблению определяет, какую часть своего дохода он использует для текущего потребления, а какую часть он зарезервирует из него для будущего потребления.        

Но  после этого субъект должен будет  принять второе решение – в  какой именно форме он будет держать  в своих руках распоряжение будущим  потреблением, которое он зарезервировал, – из текущего ли дохода, или из прошлых  сбережений. Хочет ли он сделать  это в форме, позволяющей осуществить непосредственное, немедленное распоряжение (т.е. в деньгах или в чем-то их заменяющем)? Или же он готов отказаться на какой-то особый или же неопределенный срок от этого непосредственного распоряжения, предоставив будущей рыночной конъюнктуре определять, на каких условиях он сможет, если это будет необходимо, обратить неликвидную форму распоряжения каким-либо специфическим товаром в ликвидную форму распоряжения товарами вообще?      

Тем самым Кейнс вводит понятие «предпочтение  ликвидности». Предпочтение ликвидности субъекта проще всего задать графиком, который определяет, какие количества своих ресурсов (оцененных в деньгах или единицах заработной платы) он желает удерживать в форме денег в различных ситуациях.      

Кейнс замечает, что ошибка общепринятых теорий процента заключается в том, что они связывают процент только с первым из отмеченных двух решений психологического предпочтения во времени, пренебрегая вторым. Именно это упущение Кейнс попытался восполнить.      

Он  прямо заявляет, что норма процента не может быть вознаграждением за сбережение или выжидание как таковое. Аргумент его чрезвычайно прост – если человек хранит свои сбережения в виде наличных, он не получает никакого процента, не смотря на то, что эти сбережения ничуть не хуже других. В противоположность такому взгляду Кейнс утверждает, что процент представляет собой вознаграждение «за лишение денег и ликвидности на определенный период». Норма процента как таковая, считает он, есть не что иное, как величина, обратная отношению суммы денег к тому, что можно получить, расставаясь с возможностью распоряжаться этими деньгами на обусловленный период времени в обмен на долговое обязательство.       

Другими словами, с точки зрения Кейнса норма  процента в любое время, будучи вознаграждением  за расставание с ликвидностью, есть мера нежелания со стороны тех, кто владеет деньгами, расставаться с непосредственным контролем над ними. По Кейнсу норма процента – это не "цена", уравновешивающая спрос на ресурсы для инвестиций и готовность воздержаться от текущего потребления, а "цена", которая уравновешивает настойчивое желание удерживать богатство в форме наличных денег с находящимся в обращении количеством денег. Последнее означает, что, если бы норма процента была ниже, т. е. вознаграждение за расставание с наличностью понизилось, совокупное количество наличных денег, которое публика хотела бы иметь на руках, превысило бы имеющееся предложение, а если бы норма процента повысилась, образовался бы излишек наличных денег, которые никто не хочет держать. Исходя из этого, Кейнс приходит к выводу, что количество денег – это еще один фактор, который в соединении с предпочтением ликвидности определяет действительную норму процента в данных обстоятельствах.       

Таким образом, согласно Кейнсу, предпочтение ликвидности определяется предположениями относительно будущей нормы процента; эти предположения складываются под влиянием массовой психологии. Тот субъект, который полагает, что будущие нормы процента окажутся выше значений, предполагаемых рынком, имеет основание держать наличные деньги, тогда как его оппонент, мнение которого расходится с рынком в другую сторону, получит стимул занимать деньги на короткий срок с целью купить более долгосрочные обязательства.      

Рассмотренные выше аспекты предпочтения ликвидности  Кейнс связывает с тремя видами мотивов.      

Первым  является трансакционный мотив, или  мотив обращения, – потребность  в наличных деньгах для текущих  сделок потребительского или производственного  характера.      

В качестве второго выступает мотив  предосторожности, т.е. желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться  определенной частью ресурсов именно в форме денежной наличности.      

Наконец, третий – это спекулятивный мотив, т.е. намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что принесет будущее[7].

3. Модель предложения  денег.Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Равновесие на  денежном рынке и формирование уровня процента. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.

 

  
     

Предложение денег (Мs) включает в себя наличность (С) и депозиты (D), которые экономические  агенты при необходимости могут  использовать для сделок. Фактически это агрегат М1.     

Ms = C + D     

Современная банковская система - то система с  частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов  банки хранят в виде резервов, а  остальные используют для выдачи ссуд и других активных операций.      

В отличии от других финансовых институтов (пенсионный фонд, сберегательная касса, страховые компании), банки обладают способностью увеличивать предложение денег.     

В общем виде дополнительное предложение  денег, возникшее в результате появления  нового депозита, равно     

Ms = 1 / rr x D     

где     

rr – норма банковских резервов rr = R (резервы)/ D (депозиты);     

D – первоначальный вклад.      

Коэффициент 1/rr называют банковским мультипликатором или депозитным мультипликатором.     

Денежная  база (деньги повышенной мощности, резервные  деньги) – это наличность вне  банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ.     

Наличность  является непосредственной частью предложения  денег, тогда как банковские резервы  влияют на способность банков создавать  новые депозиты, увеличиваю предложение  денег.     

МВ = С + R,     

где МВ – денежная база;      

С – наличность;     

R – резервы.     

Мs = С + D,     

где D – депозиты до востребования.      

Денежный  мультипликатор (m) – это отношение  предложения денег к денежной базе.     

m = Ms / MB => Ms = m ´ MB     

Денежный  мультипликатор можно представить  через отношение наличность-депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):     

m = Ms / MB = C+D / C+R     

Разделим  числитель и знаменатель  правой части уравнения на депозиты D и получим:     

M = cr + 1 / cr + rr ,

 

 

 

 

   где  cr = C/D,      

rr = R / D     

Величина  сr определяется поведением населения, решающего, в какой пропорции  будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки  предполагают держать сверх необходимой  суммы.     

Теперь  предложение денег можно представить  как     

Ms = ( cr + 1 / cr + rr ) x MB     

Таким образом, предложение денег прямо  зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.     Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента  денежной политики, с помощью которых  ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:      

1. Изменение учетной ставки (или  ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие  банки.     

2. Изменение нормы обязательных  резервов, т.е. минимальной доли  депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ.     

3. Операции на открытом рынке:  купля или продажа ЦБ государственных  ценных бумаг (используется в  странах с развитым фондовым  рынком).     

ЦБ  не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:      

1. Коммерческие банки сами определяют  величину избыточных резервов (они  входят в состав R), что влияет  на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор.      

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономика"