Контрольная работа по "Мировая экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

1. Новые индустриальные страны

60-80-е годы XX века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе, социально-экономической структуре самих НИС. "Новые индустриальные страны" по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран

Содержание работы

1 Задание №1………………………………………………………………………3
2 Задание №2………………………………………………………………………6
3 Задание №3……………………………………………………………………..10
4 Задание №4……………………………………………………………………..12
5 Задание №5……………………………………………………………………..15
Список использованных источников………...……

Файлы: 1 файл

Мировая экономика2.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 Задание №1………………………………………………………………………3

2 Задание №2………………………………………………………………………6

3 Задание №3……………………………………………………………………..10

4 Задание №4……………………………………………………………………..12

5 Задание №5……………………………………………………………………..15

Список использованных источников………...…………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Новые индустриальные  страны

 

60-80-е годы XX века стали периодом  глобальных изменений как в  общей структуре развивающихся  стран - из их среды отпочковываются  так называемые "новые индустриальные  страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе, социально-экономической структуре самих НИС. "Новые индустриальные страны" по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили "одной ногой", позволяют говорить о появлении особой "новоиндустриальной модели" развития. Эти характерные особенности достаточно четко прослеживаются при анализе опыта развития "новых индустриальных стран" Латинской Америки и Азии. Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских НИС, все же следует подчеркнуть, что азиатские НИС, а именно Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

- НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»)

- НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай

- НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия

- НИС «четвёртой волны»: Филиппины, Китай

Высокие темпы роста "новых индустриальных стран сопровождаются значительным повышением благосостояния населения. Так, с середины 60-х до начала 90-х годов годовой доход на душу населения в этих странах вырос в 4 раза. По прогнозам международных экспертов Восточная Азия может перегнать к 2011 г. по объему валового национального продукта Западную Европу, а к 2020 г. - Северную Америку. Особо следует сказать о Сингапуре, который в 1995 г. первым из государств Юго-Восточной Азии получил статус "индустриально развитого". Такое звание официально присвоено ему Организацией экономического сотрудничества и развития. Оно вступило в силу с 1 января 1996 г. Три десятилетия стабильного экономического роста превратили это государство из небольшого порта в девятую в списке богатейших стран мира (в пересчете на душу населения). В условиях политической стабильности промышленность страны постоянно набирала обороты в среднем со скоростью 8,4% в год, а каждый из ее жителей повысил свой жизненный уровень в среднем в 7 раз. Гонконг, бывшая колония Великобритании, по многим социально-экономическим аспектам уже превзошел свою метрополию. Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х годов занимают 4-е и 5-е место в мире по доходам на душу населения. Еще одним достижением «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии является низкий уровень безработицы. В середине 90-х годов четыре "малых дракона", а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безработицей в мире. Отмечая несомненные успехи "новых индустриальных стран", впечатляющий экономический рост, не стоит сбрасывать со счетов и то, что они продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. Так, например, "четыре дракона" достигли по размеру валового национального продукта на душу населения лишь 38 процентов от уровня Японии.

Существует две основные модели НИС:

- Азиатская модель: развитие национальной  экономики с преимущественной  ориентацией на внешний рынок.

- Латиноамериканская модель: развитие  национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Общие черты новых индустриальных стран:

1) демонстируют самые высокие  темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

2) ведущей отраслью является  обрабатывающая промышленность;

3) экспортоориентированная экономика;

4) активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

5) образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

6) большое внимание уделяется  образованию;

7) использование высоких технологий;

8) привлекательны для ТНК в следствии дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

9) главная визитная карточка  — производство бытовой техники  и компьютеров, одежды и обуви.

Критерии, по которым те или иные государства относят к НИС по методике ООН, следующие:

1) размер валового внутреннего продукта на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей  промышленности в ВВП (он должен  быть более 20%);

4) объем экспорта промышленных  изделий и их доля в общем  вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям "новые индустриальные страны" не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

 

 

2. Таможенный союз как  форма международной интеграции

 

Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза (ТС) договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

- снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза;

- перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

- устранение таможенных процедур  во взаимной торговле товарами  национального производства;

- унификацию форм и методов  сбора внешнеторговой статистики;

- согласование форм и методов  предоставления льгот участникам  внешнеэкономической деятельности;

- введение общей для всех  стран-участниц таможенного союза  системы тарифного и нетарифного  регулирования при торговле с  третьими странами;

- создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. "Эра интеграции" началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации — постепенного "растворения" национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Южноафриканский таможенный союз один из старейших таможенных союзов в мире. Он был основан в 1910 г. по Соглашению о таможенном союзе между Союзом Южной Африки (Union of South Africa), Бечуаналендом (the High Commission Territories of Bechuanaland), Базутолэндом (Basutoland) и Свазилендом (Swaziland). С установлением независимости этих территорий Соглашение было переутверждено 11 декабря, 1969. Союз, заключённый между ЮАР, Ботсвана, Лесото и Свазилендом был назван Южноафриканским таможенным союзом. Соглашение официально вступило в силу 1 марта 1970. После установления независимости в Намибии в 1990, она стала 5-м членом Союза. Страны-участники: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд и Намибия.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. – Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам

Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки. Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Используя исходные данные таблицы 13.1 и 13.2, заполните нужную строку в таблице 13.3. Рассчитайте внешнеторговую квоту для Японии и объясните ее динамику.

 

Таблица 3.1 – ВВП (национальная валюта, трлн. ед., текущие цены)

Страна

Национальная валюта

Код по СВИФТ

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Россия

Российский рубль

RUR

4823,2

7305,6

8943,6

10834,2


 

Таблица 3.2 – Курс валюты

RUR/USD

0,0388


 

Таблица 3.3 – ВВП (млрд. USD, текущие цены)

Страна

Код

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Россия

RUR

       

 

Таблица 3.4 – Экспорт и импорт (млн.USD)

Страна

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002г.

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

РФ

72885

30278

103093

33879

99969

41881

106712

46174


 

 

Решение:

 

Импортная квота представляет собой процентное соотношение между стоимостным объемом импорта (И) и стоимостным объемом ВВП данной страны:

                                                                               (1)

                                        

Используя величину валютного курса, вычислим ВВП России в млрд. USD:

 

Таблица 3.5 - ВВП (млрд. USD., текущие цены)

Страна

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Россия

187,1

283,5

347,0

420,4


 

Согласно формуле (1) рассчитаем импортную квоту:

Рисунок 3.1 – Динамика импортной квоты России в 1999-2002 гг.

 

Динамика импортной квоты показывает, что российская экономика за период 1999-2002 годы уменьшала зависимость от импорта товаров и услуг.

 

 

 

4. Постройте кривые производственных и торговых возможностей для стран А и В, используя данные таблицы 13.5. Рассчитайте чистый выигрыш для каждой из страны.

 

Таблица 4.1 – Затраты на производство единицы товара

Страна

А

Б

Ресурсы

500

1200

Товар Х

10

6

Товар Y

5

8

Пропорция обмена товара X на товар Y

1:1,5


 

Решение:

 

Рассчитаем максимальное количество товаров (Q) которое может произвести страна А и Б используя свои ресурсы:

                  

 Q =

                                                                               (2)

 

где: АТС – затраты на производство единицы товара.

 

Для страны А:

Для страны Б:

Увеличение прироста товара Y для страны А равно:

 

Х = 1,5Y = 50 * 1,5 = 75

 

Увеличение прироста товара Х для страны Б равно:

 

 

Построим кривые производственных и торговых возможностей:

Для страны А

Информация о работе Контрольная работа по "Мировая экономика"