4. Государство развитых
стран – активный участник
хозяйственной деятельности. Целями
государственного регулирования
являются формирование наиболее благоприятных
условий для самовозрастания капитала
и поддержание социально-экономической
стабильности общества. Важнейшие средства
госрегулирования – административно-правовые
(развитые системы хозяйственного права),
налогово-бюджетные (средства госбюджета
и фондов социального страхования), денежно-кредитные
и государственная собственность. Общей
тенденцией с начала 60-х годов является
снижение роли госсобственности в среднем
с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется,
в основном, в сфере инфраструктуры. Различия
между странами по степени госрегулирования
определяются интенсивностью перераспределительных
функций государства через его финансы:
наиболее интенсивно – в Западной Европе,
в меньшей степени – в США и Японии.
5. Экономики развитых
стран характеризуются открытостью
мировому хозяйству и либеральной
организацией внешнеторгового режима.
Лидерство в мировом производстве
определяет их ведущую роль
в мировой торговле, международном
движении капитала, международных
валютно-расчетных отношениях. В
области международной миграции
рабочей силы развитые страны
выступают как принимающая сторона.
- Развивающиеся страны: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике
Развивающиеся страны – 132 государства
Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся
низким и средним уровнем доходов.
В силу большого разнообразия развивающихся
стран международной экономике
их принято классифицировать как
по географическим признакам, так и
по различным аналитическим критериям.
Существуют определенные
основания для выделения вчерашних
зависимых и колониальных стран,
отставших в своем экономическом
и социальном развитии и условно
объединенных термином «развивающиеся»,
в особую группу государств. В
этих странах проживает 80% населения
мира, и судьба этого региона всегда будет
в существенной степени влиять на мировые
процессы.
Важнейшие критерии
выделения развивающихся стран
– это особое место в системе
экономических и политических
связей, уровень экономического
развития и специфические черты
воспроизводства и особенности
социально-экономической структуры.
Первой и наиболее
существенной чертой развивающихся
стран является их место в
мировой экономике и политике.
Сегодня они являются частью
мировой капиталистической системы
и в большей или меньшей
степени подвержены действию
господствующих экономических законов
и мировых хозяйственных тенденций.
Оставаясь звеном мировой экономики,
в этих странах продолжает
действовать тенденция к углублению
экономической и политической
зависимости от экономик развитых
стран.
Развивающиеся страны
по-прежнему являются крупными
поставщиками сырья и топлива
на мировой рынок, несмотря
на то, что доля развивающихся
стран в импорте странами Запада
топлива за последние годы
несколько уменьшилась. Являясь
поставщиками сырья, они зависят
от импорта готовой продукции,
поэтому, сегодня удельный вес развивающихся
стран в мировом экспорте составляет только
около 30%, в том числе в поставках промышленных
изделий – 21,4%.
Велика зависимость экономики
этой группы стран от ТНК, а также
финансовая зависимость. ТНК с самой
передовой технологией не идут на
ее передачу при создании в развивающихся
странах совместных предприятий, предпочитая
размещать там свои филиалы. В
развивающихся странах сосредоточено
не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный
капитал сегодня стал главным
элементом иностранных поступлений
в развивающиеся страны. На долю
прямых иностранных инвестиций сегодня
приходится более половины всех средств,
поступающих из частных источников.
Уровень экономического
развития развивающихся стран
можно охарактеризовать как экономическую
отсталость от наиболее развитой
части мира. Низкий уровень развития
производительных сил, отсталость технической
оснащенности промышленности, сельского
хозяйства и социальной инфраструктуры
– основные черты экономики этих стран
в целом. Наиболее характерный признак
отсталости – аграрный профиль экономики
и доля населения, занятого в сельском
хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль
экономики не типичен для развивающихся
стран. Он сложился лишь в наиболее развитых
странах Латинской Америки и нескольких
азиатских государствах. В подавляющем
большинстве стран сельскохозяйственная
занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда
и в 10 раз превышает индустриальную. В
этом отношении многие нефтедобывающие
страны стоят ближе к развивающимся странам,
чем к развитым.
Особенности социально-экономической
структуры развивающихся стран
связаны с многоукладностью экономики.
Развивающимся странам присущ
значительный набор форм производства:
от патриархально-общинной и мелкотоварной
до монополистической и кооперативной.
Хозяйственные связи между укладами
ограничены. Уклады характеризуются
своей системой ценностей и
образом жизни населения. Патриархальный
уклад характерен для сельского
хозяйства. Частнокапиталистический
уклад включает различные формы
собственности и существует в
торговле, сфере услуг.
Возникновение капиталистического
уклада имеет здесь свои особенности.
Во-первых, часто он связан с
экспортом капитала из более
развитых стран, и в условиях
неподготовленной экономики носит
«анклавный» характер.
Во-вторых, капиталистический
уклад, развиваясь как зависимый, не
может ликвидировать многоукладность
и даже ведет к ее расширению.
В-третьих, не наблюдается последовательного
развития одной формы собственности
из другой. Например, монополистическая
собственность, чаще всего представленная
филиалами ТНК, не является продуктом
развития акционерной собственности
и т.п.
Социальная структура
общества отражает многоукладность
экономики. Общинный тип доминирует
в общественных отношениях, гражданское
общество только формируется.
Для развивающихся стран характерны
бедность, перенаселение, высокий
уровень безработицы.
Экономическая роль
государства в развивающихся
странах весьма велика и наряду
с традиционными функциями включает:
осуществление национального суверенитета
над природными ресурсами; контроль
над иностранной финансовой помощью,
чтобы ее использовать для
осуществления проектов, предусмотренных
в программах социального и
экономического развития государства;
аграрные преобразования, связанные
с увеличением производства сельскохозяйственной
продукции, созданием кооперативов
и т.п.; подготовку национальных
кадров.
Существует классификация
развивающихся стран в зависимости
от уровня экономического развития,
измеряемая показателем ВВП на
душу населения:
1) страны с высокими доходами
на душу населения, сопоставимыми с доходами
в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт,
ОАЭ, Сингапур);
2) страны со средними показателями
ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай,
Тунис и т.п.);
3) бедные страны мира.
В эту группу входит большинство
стран тропической Африки, страны
Южной Азии и Океании, ряд
стран Латинской Америки.
Другая классификация
развивающихся стран связана
с уровнем развития капитализма
как хозяйственного уклада. С
этой точки зрения можно выделить
следующие группы развивающихся
стран:
1) это государства, где
государственный, иностранный и
местный капитал преобладает.
Экономическая активность государства
является госкапиталистической
по содержанию. В этих странах
высока включенность иностранного
капитала в местный. К таким
странам относятся Мексика, Бразилия,
Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань,
Южная Корея, а также ряд небольших государств
Азиатско-Тихоокенского региона.
2) вторая группа государств
– самая большая. Их особенность
в том, что здесь капитализм
представлен «анклавами», причем
иногда весьма изолированными. К
данной группе относятся такие
страны как Индия, Пакистан, страны
Ближнего Востока, Персидского
залива, Северной Африки, нескоторые
страны Юго-Восточной Азии (Филиппины,
Тайланд, Индонезия).
3) третья группа –
наименее развитые государства
мира, примерно 30 стран с населением
около 15% населения развивающегося
мира. Капиталистический уклад в
них существует в виде фрагментов.
Эти капиталистические «анклавы»,
в основном, представлены иностранным
капиталом. 2/3 наименее развитых
стран находится в Африке. В
докапиталистическом секторе преобладают
натуральные связи. Почти все
сфер занятости населения –
традиционные уклады. Единственная
моторная сила развития в большинстве
из них – государство. Доля
обрабатывающей промышленности
в ВВП не более 10%, ВВП на
душу населения не более 300
долл., а уровень грамотности –
не более 20% взрослого населения.
У этих стран мало шансов
улучшить свое положение самостоятельно,
опираясь лишь на внутренние
силы.
- Страны с переходной экономикой: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике
К странам с переходной экономикой
обычно относят 28 государств Центральной
и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие
от централизованно – планируемой к рыночной
экономике, а также, в ряде случаев, Монголию,
Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной
экономикой в силу своей политической
значимости обычно отдельно, вне связи
с другими группами, рассматривается Россия
(2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной
группой выделяются некогда входившие
в социалистический лагерь страны Центральной
и Восточной Европы, а также страны бывшего
СССР, которые называют странами бывшей
«рублевой зоны».
К странам с переходной
экономикой относятся:
1. Бывшие социалистические
страны Центральной и Восточной
Европы: Албания, Болгария, Венгрия,
Польша, Румыния, Словакия, Чешская
Республика, преемники Социалистической
Федеративной Республики Югославии
— Босния и Герцеговина, Республика
Македония, Словения, Хорватия, Сербия
и Черногория;
2. Бывшие советские республики
— ныне страны СНГ: Азербайджан,
Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Российская Федерация,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,
Украина;
3. Бывшие прибалтийские
республики: Латвия, Литва, Эстония.
Особую сложность представляет
классификация Китайской Народной
Республики, поскольку строительство
капитализма, а значит, рыночных
отношений, в КНР происходит
под руководством Коммунистической
партии Китая (КПК). Экономика
Китая представляет симбиоз плановой
социалистической экономики и
свободного предпринимательства.
Международный валютный фонд (МВФ)
относит Китай, как и Индию,
к развивающимся азиатским странам.
Для стран Центральной
и Восточной Европы, стран Балтии
и некоторых Балканских стран,
характерен изначально более
высокий уровень социально-экономического
развития; радикальное и успешное
проведение реформ (“бархатные революции”);
выраженное стремление войти
в состав ЕС. Аутсайдерами в
этой группе являются Албания,
Болгария и Румыния. Лидеры
— Чехия и Словения.
Бывшие советские республики,
за исключением стран Балтии,
с 1993 года объединены в Содружество
Независимых Государств (СНГ). Развал
СССР привел к разрыву складывающихся
десятилетиями хозяйственных связей
между предприятиями бывших республик.
Единовременная отмена государственного
ценообразования (в условиях дефицита
товаров и услуг), стихийная приватизация
крупнейших экспортно-ориентированных
государственных предприятий, введение
параллельной валюты (доллара США) и либерализация
внешнеторговой деятельности привели
к резкому падению производства. ВВП в
России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция
достигала 2000% и более в год.
Наблюдалось резкое
падение курса национальной валюты,
дефицит государственного бюджета,
резкое расслоение населения
при абсолютном обнищании основной
его массы. Произошло формирование
олигархического варианта капитализма
без создания среднего класса.
Кредиты МВФ и других международных
организаций направлялись на
“латание дыр” в государственном
бюджете и бесконтрольно разворовывались.
Проведение финансовой стабилизации
за счет бюджетных ограничений
и политики рестрикции или
сжатия денежной массы (рост
процентных ставок) постепенно снизили
инфляцию, но имели серьезные
социальные потери (безработицу,
рост смертности населения, беспризорные
дети и др.). Опыт “шоковой терапии”
показал, что само по себе
введение частной собственности
и рыночных отношений не является
гарантом создания эффективной
экономики.
Если говорить о
термине «переходная экономика»,
то он используется для характеристики
преобразований экономики социалистических
стран в рыночную. Переход к
рынку требовал проведения ряда
существенных преобразований, к
которым относятся:
1) разгосударствление экономики,
требующее приватизации и стимулирования
развития негосударственных предприятий;
2) развитие негосударственных
форм собственности, в том числе
частной собственности на средства
производства; 3) формирование потребительского
рынка и насыщение его товарами.