Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Особенности современного циклического развития. Экономический цикл не остается неизменным. Он модифицируется многими обстоятельствами. И, в первую очередь, на него оказывает влияние научно-техническая революция (НТР). Во второй половине XX в. следствием НТР явилось возникновение наукоемких отраслей производства (микроэлектроника, роботостроение, космическая и т.д.), которые оказались устойчивы к кризисным спадам.

Содержание работы

1) Укажите особенности мирового циклического развития во второй половине XX века…………………………………………………………………………………….......................3
2) Что представляет собой "единое мировое информационное пространство"?.............5
3) Значение перехода к ЕВРО для стран ЕС, США и России………………………………7
4) Определите значение и структуру госбюджетов в экономике развитых стран……...10
5) Укажите новые тенденции в движении капитала во второй половине XX века……..17
Список используемой литературы…………………………………………………..................25

Файлы: 1 файл

контр.по мир.docx

— 46.60 Кб (Скачать файл)

Особое место в бюджете  принадлежит расходам на социально-культурные мероприятия: на финансирование образования, профессиональной подготовки кадров, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, средств массовой информации, физической культуры и  спорта, мероприятий по молодежной политике. Хотя в рыночной экономике  широко распространена платность услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, бюджет остается важным источником их финансирования. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном поддержание  минимально-необходимого уровня жизни  населения, что выражается в достижении определенных государственных стандартов социального развития на всей территории государства. Стандарты периодически изменяются в связи с развитием  производительных сил и достижением  ранее установленного уровня. Обязательной статьей расходов каждого бюджета  являются расходы, связанные с содержанием  органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры. Кроме того, в бюджет включаются расходы, не предусмотренные в основных группах. Это, в частности, расходы  на обслуживание государственного долга, выплата компенсаций, финансовая помощь иностранным государствам и др. Превышение расходов над доходами бюджета называется дефицитом бюджета и характеризует  его несбалансированность. Дефицит  возникает вследствие многих причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность в финансовых ресурсах государства. Покрытие дефицита бюджета  может осуществляться различными способами. Самый легкий из них, но и самый  опасный – это эмиссия необеспеченных денег. Наиболее цивилизованный способ покрытия дефицита бюджета в условиях рыночной экономики это осуществление  займов посредством государственного кредита. Наиболее распространенной формой займов является выпуск ценных бумаг: облигаций, казначейских векселей и  др. Займы ведут к образованию  государственного долга. Однако, при  разумном ведении дела, даже большой  государственный долг не разрушает  экономику страны, если привлекаемые деньги используются производительно. Умелое управление выпуском и погашением государственных ценных бумаг позволяет  выгодно привлекать деньги в бюджет и эффективно управлять экономикой страны.

Современные бюджеты развитых стран. Основной характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты государственных бюджетов. В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2005 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2004 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более существенным ростом доходов по сравнению с расходами в условиях увеличения налоговых поступлений и доходов от хозяйственной деятельности земель. Тем не менее, дефицит бюджета Германии все еще существенно превышает лимит, установленный европейским Пактом стабильности и роста (3% ВВП). В марте 2005 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в отношении государств, дефицит бюджета которых выходит за пределы, установленные Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение Европы. К категории расходов на объединение Европы отнесены и затраты, понесенные ФРГ в связи с объединением Германии. Дефицит государственного бюджета США, который традиционно рассматривается как один из основных источников нестабильности мировой экономики, также заметно сократился. Объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2005 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% к ВВП) в январе-июне 2004 года. Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2004 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходы объединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на 8% (в январе-июне 2004 г. – на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2005 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. Администрация США планирует к 2009 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП. Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предлагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики. Бюджет министерства обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов – на 4,8% больше, чем было израсходовано в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется пустить на «персональные расходы», что позволит увеличить размер военного контракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой техники, а 73,2 млрд. – на разработки и исследования новых видов вооружений. Из целевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета, можно выделить «разработку программы мобильного развертывания подразделений» (6,6 млрд. долларов) и «исследования в области создания принципиально новой системы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на закладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. – на два эсминца класса Littoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать против береговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларов предлагается выделить на развитие беспилотной авиации. Бюджет министерства внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов – на 177 млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на «фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатным сотрудникам министерства». В отличие от основной части бюджета министерства эти средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными же статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных. Третьим приоритетным направлением в бюджете США является развитие энергосберегающих технологий и исследования в области поиска новых видов топлива. Бюджет министерства энергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов. 250 млн. пойдут на «программу развития безопасной ядерной энергетики», включающей внедрение новых технологий переработки ядерных отходов, «которые должны стать менее опасными как для окружающей среды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия». Кроме того, 1 млрд. долларов будет израсходован «на исследования в области внедрения новых видов углеводородного топлива из возобновляемых ресурсов». Оптимизация расходов планируется в области образования и здравоохранения. В частности, министерство образования планирует свернуть работы по 42 целевым программам, продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности, «программа развития профессионально-технических училищ», «программа развития центров подготовки будущих родителей» и «программа «Школа без наркотиков». В то же время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов на улучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. – на повышение уровня грамотности среди выпускников государственных школ. Следует также иметь в виду, что львиную долю расходов на образование несет не федеральное министерство, а образовательные ведомства штатов, бюджеты которых формируются в самих штатах. В качестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом финансовом году ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджета министерства образования штата. Остальные средства (58 млн. долларов) поступили от налоговой службы штата, частных лиц и фондов. То же касается федеральных программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые, по прогнозам TheFinancialTimes, «станет самым болезненным моментом при обсуждении бюджета». Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральную программу социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохранения США. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2007 году только на программе Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по одной статье: «расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования и техники». Проблема «своих компаний», втридорога (возможно, по договоренности с чиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам на фактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателями США. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранение правительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн. до 698 млрд. долларов.

 

5.Укажите новые  тенденции в движении иностранного  капитала во второй половине XX века и начало XXI

 

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно  развитых стран. Активная миграция капитала происходит и между этими странами. Миграцию капитала в рамках промышленно  развитых стран следует рассматривать  на нескольких уровнях: 1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония. Так, по данным Европейско-американской торгово-промышленной палаты, взаимные инвестиции США и Европы в 1995 г. достигли 776 млрд. долл. (в 1994 г. - 500 млрд. долл.). Характерно, что европейские инвестиции в  США в основном сконцентрированы в производственном секторе, обеспечивая 12,5% рабочих мест. 2. Между отдельными промышленно развитыми странами. 3. Между одними и теми же отраслями  промышленно развитых стран. С точки зрения субъектов миграции капитала различают макро- и микроуровень. Макроуровень - межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран. Микроуровень - движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам. В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают Великобритания, Германия, Франция. К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия, Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС. При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. В середине 90-х годов иностранные фирмы ежегодно вкладывали в экономику США в среднем по 60 млрд. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрывается за счет импорта капитала. В середине 90-х годов на долю промышленно развитых стран приходилось до 85-87% мирового импорта заемных средств. При исчислении в процентах инвестиций к валовому внутреннему продукту самый большой приток капитала в середине 90-х годов был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды. В соответствии с той же методикой исчисления в мировой классификации крупнейшими "донорами" капитала в первой половине 90-х годов являлись Япония (53%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными "заемщиками" - США (27%), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия. Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов - США и Западной Европы, затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность. Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность. В частности, в Японии и ФРГ, занимающих второе и третье место по объему прямых заграничных инвестиций после США, доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась в начале 90-х годов к 50 процентам. Весьма заметной тенденцией 90-х годов является резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала. Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл., против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К концу 1993 г. это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный частный капитал: 555 млрд. долл. банковских денег против 2,3 трлн. долл. на рынках капитала. В 90-е годы проявилась основная особенность процесса интернационализации рынков капитала. Она заключается в том, что, если в 70-80-х годах процесс интернационализации охватывал преимущественно развитые государства рыночной экономики, то в 90-е годы он распространился на развивающиеся страны, прежде всего государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков. Важной чертой 80-х и начала 90-х годов является активизация миграции капитала между развивающимися странами и, в особенности, между "новыми индустриальными странами" и остальным развивающимся миром. По-прежнему активна на рынке капиталов Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в середине 90-х годов 100 млрд. долл. В свою очередь государственные вложения достигают 30 млрд. долларов. В 90-е годы рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся страны, главным образом, из промыш-ленно развитых стран. Основной поток инвестиций сконцентрирован в 10-15 развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Заметно преуспел Китай как в привлечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капитала. Так, за период 1989-1995 гг. приток иностранных капвложений в Китай составил 48,4 млрд. долл. Иностранный капитал привлекает прежде всего надежность, обеспечиваемая высокими темпами экономического развития Китая, и политическая стабильность. Судите сами: рост валового национального продукта (ВНП) Китая в 90-е годы колеблется между цифрами 10-13%. Одновременно за тот же период Китай вывез за границу 18 млрд. долл. Это позволило занять ему восьмое мес.то в мире среди крупнейших экспортеров капитала. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития полагают, что незаконный вывоз капитала из Китая в Гонконг составил за то же время 30-40 млрд. долл. По тем же оценкам вывоз капитала из Китая за 1989-1995 гг. превышал 100 млрд. долл., из которых 50 млрд. долл. не зарегистрированы. Китайские инвестиции концентрируются в Гонконге, Австралии, Канаде, США. При этом в Гонконге они вкладываются в торговлю и услуги; в Австралии и Канаде - в сырьевые, а в США - в технологичные отрасли. Развивающиеся страны, относящиеся к категории беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, будут представлять небольшой интерес для инвесторов из промышленно развитых стран. На долю этих государств будет приходиться все уменьшающаяся часть мирового потока прямых инвестиций. В 90-е годы доля самых слаборазвитых стран составляла всего 5-6 процентов общего потока заграничных инвестиций. Важная особенность современных процессов миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. В особенности за привлечение капитала в текстильную и швейную промышленность развивающихся и бывших социалистических стран. В 90-е годы увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Так, только в 1990-1991 гг. эти страны получили 3,4 млрд. долл. Из них около 50% пришлось на Венгрию. В 1993 г. общий объем инвестиций Запада в восточно-европейскую экономику составил порядка 5 млрд. долл. Как свидетельствуют данные табл. 10, основную часть получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономических реформ государства. Это общая тенденция, характерная для движения частного капитала в мировом хозяйстве, вне зависимости от географических или политических обстоятельств. Политическая стабильность, минимальный экономический риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся странах. Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала в последней трети XX столетия, является либерализация условий его миграции, свойственная как промышленно развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам. Так, в 1995 г. было отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен. Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов. Государство использует следующие меры регулирования 1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов; нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи. В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны. На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов. Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы:

- транспарентность;

- недискриминационный подход  к странам-донорам; - национальный  режим для иностранных инвесторов;

- инвестиционные стимулы  не должны исключать ослабление  требований к области здравоохранения,  безопасности и охраны окружающей  среды;

- минимизация регулирующих  инвестиции требований, ограничивающих  рост торговли и капиталовложений;

- отказ от экспроприации  инвестиций, кроме как в общественных  целях и на недискриминационной  основе в соответствии с национальными  законами и принципами международного  права при условии выплаты  достаточной и эффективной компенсации;

- обеспечение регистрации  и конвертируемости;

- устранение барьеров  при вывозе капитала;

- избежание двойного налогообложения;

- соблюдение иностранным  инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил  и положений страны-реципиента;

- разрешение на выезд  и временное пребывание ключевого  иностранного персонала в связи  с реализацией инвестиционного  проекта;

- разрешение споров путем  консультаций и переговоров сторонами,  либо через арбитраж.

 Как свидетельствует  практика, политика стимулирования  оказывает на привлечение инвестиций  меньшее влияние, чем факторы  рынка. Экономическая свобода,  беспрепятственное действие рыночных  механизмов являются важнейшими  критериями в привлечении внешних  инвестиций. Разработанный американскими  экономистами интегральный показатель  экономической свободы представляет  собой агрегированную характеристику  десяти различных частных показателей  того, насколько в той или иной  стране государство активно вмешивается  в отношения хозяйствующих субъектов.  Частные показатели, в свою очередь,  отражают ситуацию в следующих  областях, где возможно подобное  вмешательство:

- торговая политика;

- налогообложение;

- монетарная политика;

- функционирование банковской  системы;

- правовое регулирование  иностранных инвестиций;

- права собственности;

- доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых  в стране товаров и услуг;

- политика экономического  стимулирования;

- масштабы существующего  в стране черного рынка;

- ценообразование и регулирование  заработной платы.

По каждому из десяти показателей  страна может получит оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства  государства в экономику. По результатам  исследования за 1995 год наиболее свободной  признана экономика Гонконга, получившего  единицу по всем показателям, кроме  банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы  иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы  не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для  которого установлен особый инвестиционный режим.

 

Список использованной литературы

 

1. Батманов Е.С., Томилов П.С. Мировая  экономика и международные экономические  отношения, Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2005 г. - 111 с. 

2. Бекетов Н.В. Мировой финансовый  кризис и проблемы глобализации  мировой экономики // Проблемы  современной экономики, № 2(30) 2009 г. 

3. Бляхман Л.С. От глобального  кризиса к новому экономическому  порядку // Проблемы современной  экономики, № 1(29) 2009 г. 

4. Исаева С.А. Роль современного  государства в преодолении кризисных  явлений // Проблемы современной  экономики, № 4(32) 2009 г. 

5. Смолякова Ю.В. Риски в экономике  России на современном этапе  // Проблемы современной экономики,  № 2(30) 2009 г. 

6. Хмелев И.Б. Мировая экономика  Учебно-методический комплекс.- М.: Изд.центр  ЕАОИ - 2009. - 360 с. 

7. Юнусов Л.А. Глобализация мировой  экономики: понятие и основные  этапы // Проблемы современной  экономики, № 4(28) 2008 г.

8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы.  М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.

9.Зубков К. Государственный бюджет  США на 2006 г.// Газета. 08.02.06.

10.Романова Т.Ф. Финансовая политика  государства, ее роль в формировании  и регулировании финансового  механизма.// Финансовые исследования. 2001. №4.

11. Финансы. Учебник / Под ред.  Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы,  Москва, 1999.

Размещено

 


Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"